Мы открываем новую рубрику, в которой будем рассказывать вам о людях с необычными профессиями. Мария Шуляк встретилась с молодым звукорежиссером и узнала, как научиться работе со звуком и создать свою студию.
Все люди испытывают искреннюю любовь к музыке. У каждого человека есть фаворит в музыкальной индустрии. Правда, мало кто осознает, что за созданием одной песни лежит огромный труд не только музыканта, но и звукорежиссера, который отшлифовывает и доводит до идеала композицию будто ювелир, работающий с драгоценным камнем.
Кириллу Параунину 24 года, он звукорежиссер. Любовь к студийной тишине и чистому звуку началась у молодого человека еще в школьные годы. Маленькое подростковое увлечение со временем переросло в профессию.
Делать из сухого набора непонятных звуков красивые композиции – искусство, научиться которому можно при помощи полной сосредоточенности, хорошем слухе и понимании основных законов физики.
О первых шагах в профессии
Началось все с детства. Все раньше в школе любили выступать, парни постарше читали рэп. Я на это все смотрел и думал: почему я не могу попробовать, ведь я тоже хочу быть крутым. Начал тренироваться, делать первые записи в кладовке на микрофон за 130 рублей. С каждым разом стало больше и больше получаться. Потом я закончил 9 класс, поступил в училище. Мне не понравилось там учиться, я подумал, что, в принципе, с моим складом ума можно и куда-то повыше. Потом я поступил в техникум на другую профессию, но она мне тоже не понравилась, поэтому через некоторое время я пошел в училище культуры на специальность режиссуры театрализованных представлений. Это хоть как-то было связано с творчеством. Параллельно я выступал в местных клубах с концертами, где исполнял свои песни. Изначально я сам себя обучал. Смотрел много видео, начиная лет с 13. Изучал, как работают разные программы, какие лучше применять, когда записываешь композицию. У меня нет оконченного высшего образования. Но в университете я, все-таки, учился и по специальности. После того, как я отучился на звукорежиссуре в Питере 5 лет, я окончательно понял, что хочу заниматься именно этим. Потом я параллельно устроился работать звукорежиссером во Дворец молодежи и в училище культуры, где раньше учился. В этих местах я создал первые студии звукозаписи.С чего нужно начать
Приступая к работе со звуком, нужно начать с физики. Необходимо понять, как распространяется волна, знать ее особенности, акустические свойства помещения. В общем, много, что нужно знать, в том числе работу и принципы обработки звука, как он оцифровывается. Без этого никуда.Звукорежиссура – профессия довольно неточная, все в ней субъективно.Ты должен понимать, как ты обрабатываешь материал, зачем ты это делаешь. Большинство людей делают так: посмотрят видео и начинают копировать то, что там делали, но уже со своим материалом. Так делать нельзя. К каждому треку, к каждой рекламе, к каждому тембру голоса свой индивидуальный подход. Чтобы нормально понимать все принципы работы со звуком, нужно именно на это учиться. Никакие быстрые курсы или советы не помогут.
О рабочем графике и заработной плате
Профессия звукорежиссера неплохо оплачивается, особенно, если работаешь на телевидении. В районе 100 тысяч, но на федеральных каналах. Что касается графика, то здесь тоже все индивидуально. Я работаю сам на себя, поэтому прихожу на работу, когда захочу. Если есть работа, то ты приходишь, а если нет, то нет. Особых рамок не существует. График – вещь субъективная. Все зависит от того, в каком месте ты работаешь.
О золотом правиле звукорежиссера
От шума я не устаю. Есть золотое правило, которому следуют все звукачи: 40 минут работаешь, 15 отдыхаешь. Слух начинает утомляться, когда долго сидишь, ты начинаешь некорректно воспринимать частоты, твой слух замыливается, и ты можешь неправильно настроить баланс, поэтому изначально рекомендованное время работы со звуком – это минут 40, не больше. Работу можно растянуть на несколько дней: в первый выстраивать баланс трека, настраивать по громкости, а на второй уже сводить.Есть золотое правило, которому следуют все звукачи: 40 минут работаешь, 15 отдыхаешь.
О самых распространенных заказах
Чаще всего приходят непрофессиональные исполнители, которые не умеют петь. Им, например, на свадьбу нужно сделать крутой номер, но они в ноты не попадают и хотят записать фонограмму. Бывает, что я говорю людям, что они не попадают в ноты в некоторых местах, затем мы пытаемся это исправить искусственным способом. В Ярославле также много рэперов-любителей, которые приходят записываться к нам. На самом деле, это хорошо, что человек занимается музыкой. Сейчас очень много музыкантов делают песни в домашних условиях: не нужно приобретать большое количество инструментов, потому что есть компьютер. Рэп – это стиль, которому легче всего научиться, достаточно иметь просто чувство ритма и хоть какой-то слух.
Над песнями более приятно работать, чем над рекламой. Это мой непосредственный профиль. Реклама – это просто. Нужно всего лишь подобрать подложку, эффектов накидать, обработать голос. А с песнями труднее – ведь каждый инструмент нужно свести между собой. Самое сложное – настроить баланс, где много звуковых дорожек с разными инструментами. Это все нужно чистить, настраивать, менять семплы, чтобы микс был широкочастотно наполнен, поэтому нельзя относить мою профессию чисто к творческой или, наоборот, чисто к технической.
Работа со звуком сложный процесс, требующий и креативных идей и знаний в областях точных наук.
Фото: Алексей Фёдоров.
Подпишитесь на нас: