Как общепит превращается в культурные хабы или зачем на самом деле люди ходят в рестораны
По оценкам BusinesStat, за 2020-2024 гг оборот рынка общественного питания в России вырос в 2,5 раза, что говорит о том, что даже на фоне кризисов и экономической нестабильности люди не готовы полностью отказаться от посещения кафе и ресторанов.

Хенрик Винтер, президент ресторанного холдинга «Тигрус» (сети «Остерия Марио» и «Швили»), поделился мнением о том, чего сегодня ждут гости от посещения ресторана, как меняются точки притяжения, и почему еда в этом списке занимает далеко не первое место.
Зачем на самом деле люди ходят в рестораны
Сегодня еда перестает быть главной целью посещения ресторанов и становится приятным дополнением к ряду других причин, которые включают в себя эмоциональные, культурные, социальные аспекты.
Исследования показывают, что после пандемии и последующих ограничений, люди стали больше ценить возможность выхода из дома, социального взаимодействия и получения нового опыта.
Эмоциональный и культурный аспекты включают получение новых впечатлений, в т.ч. гастрономических, погружение в особую атмосферу, отдых, смену привычной обстановки, закрытие потребности в прекрасном.
Рестораны создают свою атмосферу – притягивающий внимание или создающий уют интерьер и дизайн, интересную или просто эстетичную подачу блюд, музыкальное сопровождение, хороший сервис, в т.ч. эмоциональный, когда подход к обслуживанию гостей выходит за рамки базового уровня сервиса и направлен на создание глубоких эмоциональных связей с посетителями.
Все это позволяет не просто удивить гостей, а создать уникальный опыт, который заставит их возвращаться снова и снова.
Отдельно культурная составляющая также формируется через дополнительные ивенты – гастроужины, дегустации, омакасе, театрализацию и пр.
Также рестораны сегодня отлично закрывают потребность в смене обстановки. В современном мире в куче дел, в постоянной спешке и нехватке времени люди все чаще нуждаются в пространстве для релаксации и отвлечения от повседневных забот.
Так ресторан становится своеобразной зоной психологической разгрузки, где можно «сменить декорации», сделать перерыв и провести время с семьей, друзьями, коллегами в спокойной обстановке. Зачастую такая возможность становится важнее самой еды.
Другой аспект посещения ресторанов – социальный. Рестораны разного уровня позиционируют себя как пространства для определенных социальных групп, что напрямую влияет на выбор места. Некоторые заведения посещают, чтобы почувствовать себя частью того или иного круга, подчеркнуть свой социальный статус, произвести впечатление на окружающих, укрепить чувство самодостаточности.
Для многих рестораны – это отражение их жизненной философии и взглядов. Люди выбирают места, где их понимают и принимают, где они чувствуют себя частью определенного сообщества. Из мест общественного питания рестораны выросли в значимые пространства для социального взаимодействия.
Новые точки притяжения
В конкурентной борьбе за гостя рестораны используют множество различных форматов, чтобы его впечатлить и установить с ним ту самую эмоциональную связь. В этом помогают различные инструменты;
Коллаборации
Совместные проекты с брендами в бьюти и фешн-индустрии, спорте, культурными объектами, лидерами мнений в самых разных отраслях позволяют ресторану расширить свои границы и предложить гостю получить новый опыт и впечатления.
Ресторанные коллаборации – это не всегда про еду. Спешл-продуктом может быть как блюдо/напиток/меню, так и мероприятие, аксессуар, совместная коллекция одежды или косметическая линейка, посуда и пр.
Например, Eggsellent х Авиасейлс запускали меню в стиле питания на борту самолета, «Остерия Марио» х Street Beat создали коробку для пиццы, которая превращается в мини-баскетбольную игру для детей, Cofix х Артемий Лебедев разработали специальное меню и стилизованный мерч.
Экологические и социальные инициативы
Сегодня люди все больше внимания обращают на социальную составляющую любимых брендов и компаний. Им важно ощущать свою причастность к чему-то социально-значимому. В случае с рестораном это дает гостю дополнительные смыслы для посещения.
Заведения стали все чаще внедрять различные экологические и социальные инициативы – поддерживают благотворительные фонды, заботятся об экологии, снижают использование пластика и переходят на более экологичные материалы в интерьере, упаковке и пр.
Так, например, столичные рестораны ежегодно активно участвуют в акции «Щедрый вторник», приуроченной ко дню благотворительности, поддерживая фонды и организации.
Среди примеров экоинициатив – ресторан Bjorn, развивающий концепцию zero waste (ноль отходов) или «Кофемания», реализующая программу управления отходами. В холдинге «Тигрус» компенсируют углеродный след своих ресторанов и активно инвестируют в программы по защите животных, что находит хороший отклик среди гостей.
Культурно-гастрономические истории
Например, иммерсивные шоу, гастрономические фестивали, chef’s table. Такие форматы сочетают в развлекательную, образовательную и эмоциональную составляющие.
Что же по поводу еды
Несмотря на то, что еда сегодня воспринимается больше как часть общего опыта при посещении ресторана, это не значит, что ожидания гостей относительно качества ингредиентов, блюд и сопутствующего сервиса становятся ниже.
Культура посещения ресторанов стремительно развивается, гости становятся более насмотренными и искушенными, что напрямую влияет на рост их ожиданий от качества и уровня кухни в заведении.
И то позитивное впечатление, созданное посредством упомянутых ранее инструментов и решений, легко можно испортить несоответствием качества и презентации блюд.