Сквозные тренды: 5 тем, объединяющих разные области креативной экономики
В начале 2024 года Фонд поддержки творческих индустрий «Креативные практики» выпустил масштабное исследование о ключевых трендах креативных индустрий в России и мире. Исследователи и эксперты проанализировали 8 ключевых отраслей креативной экономики и описали основные тенденции и потенциальные драйверы развития на ближайшее несколько лет и в долгосрочной перспективе.
Какие тренды эксперты выделили для разных областей бизнеса и что будет актуально в HoReCa, экологии, бизнесе и медиа, в архитектуре, дизайне и моде?
Тренд: Потребитель-эксперт (HoReCa, Урбанистика/креативные пространства, Экология)
Вокруг брендов формируются сообщества из людей с высоким уровнем понимания продукта и потребительской экспертизой. Аудитория всё чаще участвует в развитии брендов, вовлекаясь в продвижение и трансформируя продукты и сервисы через обратную связь.
Кейс
Бюро путешествий «Ща» организовало сообщество для участников, которые ездили в тур с компанией хотя бы один раз. «Соущастники» — так называют членов комьюнити — состоят в закрытом чате, получают приглашения на мероприятия и раньше всех узнают о новых путешествиях.
Тренд: Экологизация брендов (Бизнес, Урбанистика/креативные пространства, Мода, Экология)
Экоповестка и идея устойчивого развития значима для российских потребителей. Покупатели готовы голосовать рублем за экологичные бренды и активно вовлекаются в экологические инициативы и проекты. Бренды с удовольствием вовлекаются в экоигру, зачастую не без выгоды для себя, интегрируя экотему в маркетинг и даже основной продукт.
Кейс
Ресейл-платформа The Cultt занимается перепродажей сумок и аксессуаров люксового сегмента. Проект противостоит «быстрой моде» — концепции, при которой тренды меняются ежедневно, а модная индустрия массово производит некачественную одежду и вредит экологии.
Тренд: Кооперация и сотрудничество (СМИ/Медиа, Мода, Бизнес)
Кооперация, сотрудничество, коллаборации становятся всё более популярными среди брендов. Вместо интенсивной борьбы за аудиторию конкуренты начинают работать вместе — делить заказы, делать совместный мерч и создавать ассоциации.
Кейс
Бренд «Курочки» устраивает коллаборации с бизнесом, культурными институциями и некоммерческими проектами. Например, уже выпущены совместные линейки с Eggsellent, Музеем Москвы, а с проектом «Собиратор» бренд устроил масштабный сбор советских шёлковых нитей, чтобы они не попали на свалку.
Тренд: Локальность и лояльность (Мода, Дизайн и архитектура)
Бизнес больше обращается к локальному: от ресурсов и сырья до наследия, традиций и контента. Здесь встречаются две линии интересов: аудитория стремится выразить свою идентичность, а бизнес может снизить издержки за счёт локализации производства.
Кейс
Лаборатория прототипирования «Антихрупкость» при фарфоровом заводе в Сысерти и дизайнер Фёдор Колпаков изготовили серию чашек, вдохновлённых уральским конструктивизмом. Проект исследует тему локальной идентичности через архитектурное наследие Екатеринбурга.
Тренд: Прикладной ИИ (Производители контента, Диджитал)
Искусственный интеллект всё больше используется для решения бизнес-задач, но пока ограниченного спектра и под контролем людей. Несмотря на предсказания того, что вскоре ИИ заменит многие специальности, нейросети не могут создавать контент самостоятельно, а результат требует проверки человеком.
Кейс
Книжный онлайн-сервис «Строки» от МТС в июне 2023 года представил первый буктрейлер, созданный нейросетью. Искусственный интеллект проанализировал содержание книги «Часть картины» Аси Володиной и визуализировал его героев в коротком видео.
Фото на обложке: Daniel Lepik
Читайте похожие материалы на Daily Moscow: