От истерик к самоконтролю. Советы психолога для родителей
Сосед в песочнице не поделился игрушкой, папа не купил шоколадку в магазине, длинная очередь в поликлинике - эти и многие другие события приводят к бурным эмоциям ребенка. Родители берутся за голову: «Что же с этим делать? Как с этим справится?».
О том, как научить детей контролировать эмоции, и почему стоит начать в раннем возрасте, рассказывает Юлия Красникова - практикующий детский психолог, психолог-консультант бренда Give Creative, производителя детских развивающих наборов.
Основы хорошего психического здоровья во многом закладываются благодаря отношениям с родителями в первые годы жизни, от рождения до пяти лет.
Эти связи помогают детям учиться понимать себя, контролировать свои эмоции и общаться с окружающими.
Хорошая основа дает детям чувство безопасности, которого они заслуживают: любовь, забота и внимание. Проблемы, возникающие в эти ранние годы, могут иметь последствия по мере взросления, поскольку половина психических расстройств начинается до 14 лет, и многие из них развиваются в раннем возрасте (от рождения и до пяти лет).
Возможно ли научить ребенка самому регулировать свои эмоции
Возможно. Давайте разбираться в этом вопросе.
Саморегуляция - это процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а так же поступками.
На состояние человека влияет очень много факторов: выглянуло солнце - нам радостно, с утра дождь - плохое настроение на весь день. В транспорте задел прохожий - зол на весь мир.
Дети на все внешние и внутренние факторы реагируют сильнее, чем взрослые. Дети более чувствительны.
Как помочь ребенку справляться со своими эмоциями
Мы рождаемся без навыка эмоциональной регуляции. Примерно до 5-6 лет ребенок не может полностью контролировать свои эмоции из-за незрелости головного мозга и психики.
Но уже на первом году жизни происходит формирование произвольных движений, говорится в научной статье «Развитие общих движений у детей раннего возраста».
В период от двух до трех лет появляются зачатки регулирующей функции речи. С четырех лет развивается контроль за своими действиями.
Возраст 5-6 лет период, когда эмоционально-волевая сфера и ее развитие выходит на первый план. В дошкольном возрасте появляется первая самооценка.
Роль самооценки в регуляции поведения постоянно возрастает. Все это служит предпосылками и создают условия для развития основ произвольной саморегуляции.
Как выглядит эмоциональная дисрегуляция?
- слишком сильные эмоции для ситуации;
- не способен успокоиться самостоятельно;
- ребенок переживает больше отрицательных эмоций, чем положительных;
- у ребенка есть трудности с контролем своего внимания;
- ребенок часто проявляет импульсивность;
- при работе с отрицательными эмоциями проявляет избегание или агрессию.
Каковы причины эмоциональной дисрегуляции?
- генетическая предрасположенность;
- эмоциональное пренебрежение;
- особенности физического и психоэмоционального развития;
- задержки, нарушения или отставания в интеллектуальном развитии;
- микроклимат в семье (потребности ребенка в эмоциональном контакте);
- чрезмерное увлечение фильмами и компьютерными играми
Скорая помощь для родителей
«Маску вначале на себя, а потом на ребенка» - так говорят в самолетах при демонстрации спасательного оборудования. Этот лозунг очень подходит для нашей ситуации.
Итак:
1. Прежде всего родитель сам должен уметь контролировать свои эмоции. Если мама и папа объясняют ребенку правила реагирования в ситуациях, но сами при этом эти правила не соблюдает, результата не будет.
2. Учим детей распознавать эмоции. Озвучиваем их соответственно ситуации - ты разозлился? Ты испугался? Тебе грустно? И так далее.
3. Не следует дезинформировать ребенка о своих эмоциях. Если мне грустно - так и говорить, если злимся - не скрывать
4. Делиться с ребенком о своих эмоциях в течении дня и о их причинах
5. Не избегайте ситуаций, с которыми ребенку трудно справиться. Помогите ребенку найти выход из сложившейся ситуации. Обсудите, что произошло, как можно было поступить по другому
6. Не запрещайте проявлять эмоции. Научите выражать их допустимым способом - бить подушку, топать ногами, сжимать кулаки, дышать, рычать
7. Чтение сказок
8. Проигрывание эмоции с демонстрацией возможного разрешения конфликтной ситуации
9. Дыхательные практики
10. Закрепляйте похвалой ситуации, когда ребенок смог справиться со своей эмоцией. Спросите, как ему удалось это сделать, что помогло.