От истерик к самоконтролю. Советы психолога для родителей

От истерик к самоконтролю. Советы психолога для родителей

Сосед в песочнице не поделился игрушкой, папа не купил шоколадку в магазине, длинная очередь в поликлинике - эти и многие другие события приводят к бурным эмоциям ребенка. Родители берутся за голову: «Что же с этим делать? Как с этим справится?».

О том, как научить детей контролировать эмоции, и почему стоит начать в раннем возрасте, рассказывает Юлия Красникова - практикующий детский психолог, психолог-консультант бренда Give Creative, производителя детских развивающих наборов.

Основы хорошего психического здоровья во многом закладываются благодаря отношениям с родителями в первые годы жизни, от рождения до пяти лет.

Эти связи помогают детям учиться понимать себя, контролировать свои эмоции и общаться с окружающими.

Хорошая основа дает детям чувство безопасности, которого они заслуживают: любовь, забота и внимание. Проблемы, возникающие в эти ранние годы, могут иметь последствия по мере взросления, поскольку половина психических расстройств начинается до 14 лет, и многие из них развиваются в раннем возрасте (от рождения и до пяти лет).

Возможно ли научить ребенка самому регулировать свои эмоции

Возможно. Давайте разбираться в этом вопросе.

Саморегуляция - это процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а так же поступками.


На состояние человека влияет очень много факторов: выглянуло солнце - нам радостно, с утра дождь - плохое настроение на весь день. В транспорте задел прохожий - зол на весь мир.

Дети на все внешние и внутренние факторы реагируют сильнее, чем взрослые. Дети более чувствительны.

Как помочь ребенку справляться со своими эмоциями

Мы рождаемся без навыка эмоциональной регуляции. Примерно до 5-6 лет ребенок не может полностью контролировать свои эмоции из-за незрелости головного мозга и психики.

Но уже на первом году жизни происходит формирование произвольных движений, говорится в научной статье «Развитие общих движений у детей раннего возраста».

В период от двух до трех лет появляются зачатки регулирующей функции речи. С четырех лет развивается контроль за своими действиями.

Возраст 5-6 лет период, когда эмоционально-волевая сфера и ее развитие выходит на первый план. В дошкольном возрасте появляется первая самооценка.


Роль самооценки в регуляции поведения постоянно возрастает. Все это служит предпосылками и создают условия для развития основ произвольной саморегуляции.

Как выглядит эмоциональная дисрегуляция?

- слишком сильные эмоции для ситуации;
- не способен успокоиться самостоятельно;
- ребенок переживает больше отрицательных эмоций, чем положительных;
- у ребенка есть трудности с контролем своего внимания;
- ребенок часто проявляет импульсивность;
- при работе с отрицательными эмоциями проявляет избегание или агрессию.

Каковы причины эмоциональной дисрегуляции?

- генетическая предрасположенность;
- эмоциональное пренебрежение;
- особенности физического и психоэмоционального развития;
- задержки, нарушения или отставания в интеллектуальном развитии;
- микроклимат в семье (потребности ребенка в эмоциональном контакте);
- чрезмерное увлечение фильмами и компьютерными играми

Скорая помощь для родителей

«Маску вначале на себя, а потом на ребенка» - так говорят в самолетах при демонстрации спасательного оборудования. Этот лозунг очень подходит для нашей ситуации.


Итак:

1. Прежде всего родитель сам должен уметь контролировать свои эмоции. Если мама и папа объясняют ребенку правила реагирования в ситуациях, но сами при этом эти правила не соблюдает, результата не будет.

2. Учим детей распознавать эмоции. Озвучиваем их соответственно ситуации - ты разозлился? Ты испугался? Тебе грустно? И так далее.

3. Не следует дезинформировать ребенка о своих эмоциях. Если мне грустно - так и говорить, если злимся - не скрывать

4. Делиться с ребенком о своих эмоциях в течении дня и о их причинах


5. Не избегайте ситуаций, с которыми ребенку трудно справиться. Помогите ребенку найти выход из сложившейся ситуации. Обсудите, что произошло, как можно было поступить по другому

6. Не запрещайте проявлять эмоции. Научите выражать их допустимым способом - бить подушку, топать ногами, сжимать кулаки, дышать, рычать

7. Чтение сказок

8. Проигрывание эмоции с демонстрацией возможного разрешения конфликтной ситуации

9. Дыхательные практики


10. Закрепляйте похвалой ситуации, когда ребенок смог справиться со своей эмоцией. Спросите, как ему удалось это сделать, что помогло.

Помните, детям нужна обратная связь без осуждения и без эмоций.