Как устроено обучение детей киноискусству. Интервью с директором киношколы «ЦЕХ» Ниной Ведмицкой
Киношкола «ЦЕХ» уже во второй раз проведёт для подростков Москвы бесплатный летний кинолагерь. Директор киношколы Нина Ведмицкая рассказала Daily Moscow о том, как возникла идея проекта, можно ли научиться снимать кино за две недели и когда подобных школ ждать подросткам в регионах.
С чего все начиналось
Все уходит корнями в детство. На мою судьбу и выбор профессии сильно повлиял педагог, который вёл кружок по монтажу в классе информатики в школе. Тогда снимали в основном на пленочные VHS-кассеты, а цифровые камеры были только у обеспеченных семей.
Благодаря этим занятиям, я поняла, что мое призвание — кадр за кадром собирать истории. Тогда мне было всего 13 лет. С тех пор я ни разу не пожалела о своём выборе. Когда получила профессию и стала режиссером, мне захотелось повлиять на судьбу таких же ищущих себя подростков.
В 2018 году родилась киношкола «ЦЕХ». И это лучшее, что могло случиться в моей жизни.
Кино за две недели
Нельзя научиться снимать кино за две недели. Но и за 20 лет учебы тоже нельзя. Этому вообще нельзя научиться ни за какой курс. Это процесс всей жизни для любого кинематографиста.
Но вот «пощупать», что это такое, за две неделе можно. И для многих ребят эти две недели становятся самым ярким воспоминанием в их жизни. Они не просто слушают теорию, но и выходят на съемочную площадку с профессиональным съемочным оборудованием, чувствуют себя как Тарантино или Тарковский. Они видят, как на их глазах рождается история, которую они придумали сами. Это бесценно.
Экономика киношколы
Несмотря на то, что киношкола — это, конечно, коммерческий проект, мы стараемся делать наши курсы максимально доступными для семей с разным достатком. Многие из родителей оплачивают обучение материнским капиталом. У нас нет разных наборов техники или разных подходов в обучении для различных социальных слоев.
К сожалению, есть категория ребят, которые не могут себе позволить учиться ни за какие деньги. Благодаря Фонду президентских грантов, мы получили возможность запускать благотворительные программы.
Мы смогли подарить подросткам, находящимся в тяжелой жизненной ситуации, возможность прикоснуться к магии кино, вырваться из рутины и рассказать свои истории через экран.
Съемки — это хорошая терапия
Ты рассказываешь о своей боли, но как бы на примере не себя, а неких выдуманных персонажей. Получается мощное эмоциональное высказывание. Всем ребятам, которые проходят наши курсы, есть что сказать этому миру.
Кино в регионах
Я сама родилась в Сибири. В Красноярске. Мне пришлось переехать жить в Москву лишь по одной причине — развитая индустрия. Так было двадцать лет назад и так, к сожалению, остается и сейчас. Но я уверена, что это должно измениться. И менять это можно, развивая образование в регионах.
Я бы очень хотела, чтобы киношкола «ЦЕХ» была в разных городах нашей страны. Нам поступает масса предложений по поводу франшизы. И мы уже несколько лет изучаем возможность такого подхода к работе. Но нас останавливает понимание того, что в регионах нет педагогов, готовых предложить тот же профессиональный уровень, как у наших преподавателей из столицы. Именно эта проблема не дает нам масштабироваться.
О качестве работ в регионах
Меня часто приглашают в регионы давать мастер-классы по режиссуре и сценарному мастерству. Ко мне приходят подростки и в рамках интенсива показывают свои работы.
Каждый раз я пребываю в шоке от увиденного. Они буквально снимают выпуски из Ералаша в своей школе. Этим ребятам 16-17 лет. Я могла ждать от них ТикТок-роликов, но никак не Ералаша. И это не единичное явление, оно носит массовый характер. Когда я начала выяснять, почему так происходит, то узнала, что такие инициативы исходит не от самих подростков, а от их педагогов и директоров школ, иногда от преподавателей пришкольных ТВ-киностудий.
Очевидно, что проблема здесь в том, что не хватает профессиональных кадров, способных обеспечить качественный и современный подход к кинообразованию.
Чтобы решить эту проблемы, необходимо повысить уровень компетентности педагогов, помочь им разобраться в современных технологиях и расширить их кругозор вообще, создать профессиональное сообщество, в котором они могли бы черпать вдохновение и делиться собственным опытом.
Мы прилагаем усилия, что если и не открыть школу, допустим, в Красноярске, то сделать так, чтобы ребята из этого и других городов могли получить возможность пройти наши специальные программы — от онлайн-курсов до офлайн-мастер-классов.
Прямо сейчас мы работаем над концепцией фестиваля, в рамках которого преподаватели из регионов смогут пройти обучающие программы для повышения квалификации, а их студенты снять фильмы или клипы и показать их в столице.
Подростков волнует одно и то же. Конечно, будут отличаться локации: к актуальным проблемам будет добавляться местный колорит, будут использоваться какие-то локальные фишки. И это потрясающе.