Что не так с современной музыкой и почему она быстро надоедает
В эпоху перенасыщения контентом, когда музыкальные треки сменяют друг друга с калейдоскопической скоростью, немногие задаются вопросом: почему современные хиты так быстро теряют свою привлекательность?
Пианистка и композитор Майя Ву и генеральный продюсер проекта «Буква Я» Максим Неретин рассказывают, что происходит с современной музыкой и делятся своим видением создания вечных мелодий.
Технологический бум: от фонографа к искусственному интеллекту
Сложно представить, но еще полтора века назад музыка существовала исключительно в формате живого исполнения. Чтобы создавать и воспроизводить мелодии, требовалось музыкальное образование и навыки игры на инструментах.
Ситуацию изменил Томас Эдисон, изобретший в 1877 году фонограф — прародителя современного винилового проигрывателя. С тех пор музыкальная индустрия пережила череду технологических прорывов: электрическая звукозапись, многоканальная запись, синтезаторы, цифизация, стриминг.
Футуролог Питер Диамандис описал развитие технологий в концепции «6 D»: диджитализация, дизрапт, демонетизация, дематериализация и демократизация.
Иными словами, все, что переходит в цифровой формат, становится дешевле, проще и доступнее. Эта фраза как нельзя лучше описывает современную музыкальную индустрию.
Теперь вся мировая музыкальная библиотека помещается в карман по цене, которая в прошлом была ниже стоимости одного лазерного диска.
Для создания музыки теперь достаточно компьютера, и даже музыкальное образование не всегда обязательно. Звук виртуального фортепиано неотличим от настоящего, функция автотюна позволяет попадать в ноты даже тем, кто не обладает вокальными данными, а искусственный интеллект способен превратить процесс сочинения музыки в программирование.
Этот технологический прогресс, несомненно, открыл двери для множества новых талантов. Вместе с тем доступность технологий и упрощение производства порой идут в ущерб глубине, оригинальности и качеству конечного продукта.
Что не так с современной музыкой
Современная музыка, как и любая другая форма искусства, постоянно эволюционирует, отражая изменения в обществе и технологиях. Однако, наряду с новаторскими решениями и свежими идеями, как это всегда бывает, возникают и тревожные тенденции.
Упрощение текстов
По результатам исследований, за последние 50 лет тексты популярных песен стали значительно проще для восприятия. Уменьшился словарный запас, сложность рифм и глубина смысла.
Если раньше тексты песен затрагивали важные социальные темы, рассказывали сложные истории или заставляли задуматься о жизни, то сегодня они чаще посвящены простым и понятным темам, таким как любовь, вечеринки и развлечения.
В качестве примера можно привести сравнение текстов песен The Beatles и современных поп-исполнителей.
В песнях The Beatles часто встречаются сложные метафоры, аллюзии и философские размышления, в то время как современные поп-песни часто используют повторяющиеся фразы и простые рифмы, ориентированные на запоминаемость и вирусность.
«Современная поп-музыка, увы, часто ограничивается простыми темами, незамысловатыми рифмами и повторяющимися фразами, направленными скорее на запоминаемость и вирусность, чем на глубину смысла. Хочется верить, что слушатель однажды захочет большего – музыки, которая заставляет думать, чувствовать и развиваться»
Упрощение структуры
Упрощение структуры также является одной из характерных черт современной музыки. Многие песни состоят из повторяющихся фраз и чередования одних и тех же куплетов и припевов. Отсутствие сложных аранжировок, инструментальных соло и неожиданных поворотов делает музыку более предсказуемой и менее интересной для вдумчивого прослушивания.
В качестве примера можно привести сравнение структуры классических рок-композиций Pink Floyd или Led Zeppelin с современными поп-треками, которые часто построены по простой схеме: куплет-припев-куплет-припев-бридж-припев.
«Сейчас темп жизни ускорился, и музыка должна цеплять с первых секунд. Простые структуры лучше воспринимаются в TikTok, стриминговых сервисах, в плейлистах «для фона». С другой стороны, это не значит, что сложная музыка умерла. Артисты, готовые рисковать и экспериментировать, всегда будут востребованы у своей аудитории. Важно найти баланс между коммерцией и творчеством, между простотой и глубиной»
Море музыки и утонувшие таланты
Исследование Music Radar показало, что в один день 2024 года выходило больше музыки, чем за весь 1989-й (то есть 35 лет назад). А по подсчетам аналитической компании MiDiA, в 2024 году число музыкантов достигло 75,9 млн человек, что на 12% больше, чем в прошлом году. По прогнозам, к 2030 году это число вырастет в два с лишним раза и достигнет 198,2 млн. Музыка стала доступнее и проще в производстве.
К примеру, в 2023 году ИИ создал песню «Heart on My Sleeve», имитирующую стиль Дрейка и The Weeknd. Видео было заблокировано на YouTube, но успело набрать до 20 миллионов прослушиваний на различных платформах. Но даже без учета треков, созданных ИИ, музыки стало гораздо больше.
«Именно это перенасыщение и является одной из главных проблем современной музыки. Мы живем в эпоху переизбытка информации. Каждый день на стриминговых платформах появляются тысячи новых треков, и у слушателя просто нет возможности уделить внимание каждому из них. В результате многие достойные произведения остаются незамеченными, а слушатели устают от постоянного потока однообразной музыки»
Генеральный продюсер проекта Майи Ву, Максим Неретин, согласен с этим мнением:
«Музыкальная индустрия превратилась в огромный супермаркет, где сложно найти действительно качественный продукт. Раньше, чтобы записать альбом, музыканту нужно было пройти долгий и сложный путь: от обучения до поиска лейбла. Сейчас же каждый может записать трек в домашних условиях и выложить его в сеть. Это привело к тому, что количество музыки увеличилось в разы, а качество, к сожалению, снизилось».
Клиповое мышление
Феномен, получивший название «клиповое мышление», все больше влияет на восприятие музыки. Исследование 2021 года, проведенное среди старших школьников и студентов, показало, что у школьников «клиповое» мышление встречается в полтора раза чаще, чем у студентов, что говорит о его формировании в более раннем возрасте. Это значит, что молодое поколение привыкло воспринимать мир фрагментарно, быстро переключая внимание с одного объекта на другой.
Музыкальная индустрия подстраивается под эти изменения. Визуальная составляющая становится практически важнее самой музыки. Клипы, лайвы, визуальные альбомы — все это привлекает внимание зрителя, но часто в ущерб музыкальному содержанию. В итоге получается, что клип становится важнее песни, и если он не «зашел», то даже хорошая музыка может остаться незамеченной.
Это создает проблему концентрации. Внимание рассеивается между визуалом и звуком, не позволяя ни одному из них раскрыться полностью. Музыка становится фоном для быстро сменяющихся картинок, а не самостоятельным произведением. Трудно заставить человека слушать, вникать, чувствовать, когда он привык воспринимать всё поверхностно и быстро.
«Поэтому приходится искать способы «обойти» это клиповое мышление, чтобы донести до слушателя смысл музыки. Стараться создавать не просто красивые картинки, а клипы, которые дополняют и усиливают эмоциональное воздействие. Песни, которые позволяют слушателю увидеть историю»
Будущее музыки: от шума к искренности и живому исполнению
Как будет развиваться музыка дальше? Информационный шум никуда не денется, это естественный процесс.
Однако, по мнению Майи Ву, будет расти спрос на качественное звучание, позволяющие полностью погрузиться в музыкальную атмосферу, интересные идеи в виде необычного сочетания жанров, оригинального подхода к текстам, запоминающихся мелодий, а также на новые таланты — исполнителей, обладающих техническим мастерством, уникальным видением, харизмой, способностью передать свои чувства и эмоции слушателю.
«Мы же никогда не будем читать книгу просто ради процесса чтения. То же самое и с музыкой. Хорошая музыка — это та, которая затрагивает наши эмоции, скрытые струны нашей души. Это то, что делает ее запоминающейся и заставляет возвращаться к ней снова и снова. Слушатели все чаще ищут музыку, которая вызывает у них сильные эмоции и заставляет задуматься. Они устали от поверхностных текстов и предсказуемых мелодий. Именно поэтому сейчас так важны искренность и подлинность в творчестве»
Еще один тренд, по мнению Майи Ву, — это возвращение к живым выступлениям. «Никакая запись не позволит получить тот спектр эмоций, который дарит сам музыкант, исполняя свое произведение», — считает она.
«Время банальных шоу под фонограмму уходит в прошлое. Сейчас время новых талантов, которые сами пишут музыку и тексты и способны виртуозно исполнить то, что они написали»
К примеру, Майя Ву представляет новый проект, в котором она отказывается от привычной студийной работы в пользу живого исполнения. Певица исполняет свои песни на фортепиано в сопровождении музыкантов, что выделяет ее на российской сцене, где такие форматы встречаются редко.
«Тексты и музыка наполнены личными переживаниями и размышлениями», — отмечает Максим Неретин. Он подчеркивает, что именно эта искренность делает творчество запоминающимся.
Путь к решению: как найти свою музыку в эпоху переизбытка
Как же слушателю найти свою музыку в эпоху переизбытка информации? Майя Ву и Максим Неретин предлагают несколько решений:
- Поддерживайте живых музыкантов и посещайте концерты. Никакая запись не заменит живое исполнение и ту энергию, которую музыканты передают публике.
- Выбирайте музыку, которая отражает ваш образ жизни, вызывает яркие эмоции, дарит умиротворение и вдохновение — музыку, которая может стать вашим верным спутником.
- Изучайте рекомендации экспертов и отзывы музыкальных критиков. Они помогут вам сориентироваться в огромном количестве новой музыки и найти действительно достойные произведения.
- Подписывайтесь на любимых музыкантов в социальных сетях и следите за их творчеством. Это позволит вам понимать музыку через контекст и личность певца.
- Не бойтесь быть собой и слушать то, что вам действительно нравится. Не позволяйте моде и трендам диктовать вам свои правила.
В эпоху переизбытка информации и технологического прогресса важно помнить, что музыка — это прежде всего искусство, которое должно трогать сердца и вызывать эмоции. Ищите свою музыку, поддерживайте талантливых музыкантов и не позволяйте современным тенденциям лишить вас удовольствия от прослушивания настоящей музыки.
«Вдохновение повсюду, вопрос лишь в осознанном отношении к жизни», — отмечает Майя, приводя в пример творческий тандем Маккартни и Леннона, которые черпали идеи даже из газетных вырезок, что обеспечило поразительное разнообразие и глубину их текстов.