Адреналиновый импульс: как гонки стали частью массовой культуры
Материал подготовила международная гоночная команда Yuka ADV Pro Racing Team— специально для Daily Moscow
Состязания на скорость будоражат наши умы на протяжении тысячелетий. Первой олимпийской дисциплиной (в 776 году до нашей эры!) стал бег.
Еще через сотню лет древние греки «изобрели» заезды на колесницах. А 22 июля 1894 года во Франции был дан старт первой гонке «безлошадных экипажей».
Сегодня тот 126-километровый пробег от Парижа до Руана принято считать отправной точкой в истории автомобильного спорта — многогранной дисциплины, ставшей со временем самостоятельным элементом поп-культуры и превосходной площадкой для маркетинга.
Золотой век автоспорта
Разумеется, народная любовь к автомобильному спорту сформировалась не по щелчку пальцев. Однако непрерывное появление новых категорий и соревновательных дисциплин вкупе с активным развитием средств массовой информации и телевизионных медиа сделали этот процесс быстрым и легким.
Качественный скачок в популяризации автоспорта пришелся на середину XX века. В 1948-м в Штатах сформировалась NASCAR — National Association of Stock Car Auto Racing или в переводе — Национальная ассоциация по гонкам сток-каров.
И хотя эта организация стоит за проведением сразу нескольких американских гоночных серий, у подавляющего большинства NASCAR твердо ассоциируется с 4-часовыми гонками по профилированному овалу на условно кузовных автомобилях (панели из плоского листового металла навешивают на пространственный трубчатый каркас).
Эти соревнования давно стали синонимом слова «Автоспорт» в Соединенных Штатах. Чемпионат отличает высокий уровень зрелищности и сравнительно невысокая стоимость участия: команды NASCAR тратят в десятки раз меньше коллективов Формулы-1, которая открыла свою историю весной 1950 года.
Именно тогда состоялся первый чемпионат мира по кольцевым гонкам в классе «Формула-1». В те же годы в Финляндии зародилось ралли в привычном сегодня понимании. Под занавес пятидесятых Международная федерация автоспорта признала полноценной дисциплиной картинг — колыбель подавляющего большинства современных пилотов.
Вовлечение в процесс
Феномен популярности автоспорта кроется в целой совокупности факторов. И если полвека назад одну из ключевых ролей играл эффект новизны, нынешние «крючки» совершенно иные. Основной из них — возможность максимального погружения в процесс.
В отличие от футбола и прочих полуторачасовых игр с мячом, большинство автоспортивных соревнований — история длиною в целый уик-энд. А иногда и дольше.
К тому же многие гоночные серии предоставляют болельщикам доступ в паддок (гаражи и пресс-центры команд), где можно понаблюдать за работой механиков и инженеров, взять автографы у пилотов — и в целом почувствовать себя частью этой Вселенной.
В Российской серии кольцевых гонок (РСКГ) и Российской дрифт-серии (RDS Europe), где выступает гоночный коллектив Yuka ADV Pro Racing Team, царит атмосфера «открытых дверей», а возможность интегрироваться в профессиональную тусовку есть у каждого болельщика: некоторые команды с радостью принимают помощь волонтеров как на отдельно взятых этапах, так и с прицелом на весь сезон.
Российская Автомобильная Федерация организует виртуальные гоночные турниры.
А СМП Российская серия кольцевых гонок проводит картинговые чемпионаты, где любители могут познакомиться и посоревноваться с профессиональными спортсменами.
Автоспорт многогранен: кольцевые гонки, ралли и ралли-спринты, дрэг-рейсинг и дрифт — каждый найдет близкую по духу дисциплину.
Драйв и эмоции
Несмотря на то, что с практической точки зрения телевизионные трансляции удобнее личного присутствия (с трибуны иногда видно лишь пару поворотов и, если повезет, информационное табло), настоящий фанат автоспорта никогда не упустит возможности приехать на гонку. И дело здесь не только в «эффекте вовлеченности» из прошлого блока.
Автомобильные гонки — это царство звуков, цветов и запахов. Услышать одновременный старт 20 болидов «Формулы-1» по 1000 лошадиных сил каждый — бесценно.
Телевизионная картинка не дает ощущение скорости.
А также увидеть собственными глазами красную ливрею «Феррари» или оранжевую — «МакЛарена». Ничто не сравнится со сладковатым выхлопом двухтактного спортивного кара.
Автоспорт как ориентир
Автомобильный спорт буквально окутан легендами и стереотипами. И подавляющее большинство из них — полная ерунда. Вопреки распространённому мнению, пилоты должны постоянно работать над поддержанием отличной физической формы, ведь современные гоночные автомобили гарантируют гигантские нагрузки (к примеру, в Формуле-1 нагрузки на шейные мышцы без преувеличения «космические»).
И, конечно, гонки — это не просто механический процесс. Без развитых инженерных навыков и технической смекалки — о какой бы гоночной дисциплине не шла речь — пилот не сможет качественно настроить машину.
А без умения анализировать ситуацию и «читать» соперников — выстроить грамотную тактику. Так что отличная физическая форма и острый ум — лишь малая часть качеств, которыми должен обладать хороший автоспортсмен.
Феноменальная плотность результатов — также важнейший триггер. Поскольку на финише победителя и проигравшего зачастую разделяют десятые и даже сотые доли секунды, умение сохранять концентрацию — еще одна «суперспособность» пилотов.
Стоит ли рассказывать, как сильно гонки развивают соревновательный дух, как учат достойно проигрывать? В общем, не удивляйтесь, когда ваш ребенок скажет, что хочет стать автомобильным спортсменом.
Фото: Sam Chick, личный архив команды Yuka ADV Pro Racing Team, Agustin Castro
Читайте похожие материалы на Daily Moscow: