Адреналиновый импульс: как гонки стали частью массовой культуры
Материал подготовила международная гоночная команда Yuka ADV Pro Racing Team— специально для Daily Moscow
![Адреналиновый импульс: как гонки стали частью массовой культуры](https://static.dailymoscow.ru/storage/news/2022/11/11/efd7d102de87323d700fb020f2309609.jpg)
Состязания на скорость будоражат наши умы на протяжении тысячелетий. Первой олимпийской дисциплиной (в 776 году до нашей эры!) стал бег.
Еще через сотню лет древние греки «изобрели» заезды на колесницах. А 22 июля 1894 года во Франции был дан старт первой гонке «безлошадных экипажей».
Сегодня тот 126-километровый пробег от Парижа до Руана принято считать отправной точкой в истории автомобильного спорта — многогранной дисциплины, ставшей со временем самостоятельным элементом поп-культуры и превосходной площадкой для маркетинга.
Золотой век автоспорта
Разумеется, народная любовь к автомобильному спорту сформировалась не по щелчку пальцев. Однако непрерывное появление новых категорий и соревновательных дисциплин вкупе с активным развитием средств массовой информации и телевизионных медиа сделали этот процесс быстрым и легким.
Качественный скачок в популяризации автоспорта пришелся на середину XX века. В 1948-м в Штатах сформировалась NASCAR — National Association of Stock Car Auto Racing или в переводе — Национальная ассоциация по гонкам сток-каров.
И хотя эта организация стоит за проведением сразу нескольких американских гоночных серий, у подавляющего большинства NASCAR твердо ассоциируется с 4-часовыми гонками по профилированному овалу на условно кузовных автомобилях (панели из плоского листового металла навешивают на пространственный трубчатый каркас).
Эти соревнования давно стали синонимом слова «Автоспорт» в Соединенных Штатах. Чемпионат отличает высокий уровень зрелищности и сравнительно невысокая стоимость участия: команды NASCAR тратят в десятки раз меньше коллективов Формулы-1, которая открыла свою историю весной 1950 года.
Именно тогда состоялся первый чемпионат мира по кольцевым гонкам в классе «Формула-1». В те же годы в Финляндии зародилось ралли в привычном сегодня понимании. Под занавес пятидесятых Международная федерация автоспорта признала полноценной дисциплиной картинг — колыбель подавляющего большинства современных пилотов.
Вовлечение в процесс
Феномен популярности автоспорта кроется в целой совокупности факторов. И если полвека назад одну из ключевых ролей играл эффект новизны, нынешние «крючки» совершенно иные. Основной из них — возможность максимального погружения в процесс.
В отличие от футбола и прочих полуторачасовых игр с мячом, большинство автоспортивных соревнований — история длиною в целый уик-энд. А иногда и дольше.
К тому же многие гоночные серии предоставляют болельщикам доступ в паддок (гаражи и пресс-центры команд), где можно понаблюдать за работой механиков и инженеров, взять автографы у пилотов — и в целом почувствовать себя частью этой Вселенной.
![](https://static.dailymoscow.ru/storage/images/2022/11/11/1dbf0c422a8e771222b82f44fbabb7ec.jpg)
В Российской серии кольцевых гонок (РСКГ) и Российской дрифт-серии (RDS Europe), где выступает гоночный коллектив Yuka ADV Pro Racing Team, царит атмосфера «открытых дверей», а возможность интегрироваться в профессиональную тусовку есть у каждого болельщика: некоторые команды с радостью принимают помощь волонтеров как на отдельно взятых этапах, так и с прицелом на весь сезон.
Российская Автомобильная Федерация организует виртуальные гоночные турниры.
А СМП Российская серия кольцевых гонок проводит картинговые чемпионаты, где любители могут познакомиться и посоревноваться с профессиональными спортсменами.
Автоспорт многогранен: кольцевые гонки, ралли и ралли-спринты, дрэг-рейсинг и дрифт — каждый найдет близкую по духу дисциплину.
Драйв и эмоции
Несмотря на то, что с практической точки зрения телевизионные трансляции удобнее личного присутствия (с трибуны иногда видно лишь пару поворотов и, если повезет, информационное табло), настоящий фанат автоспорта никогда не упустит возможности приехать на гонку. И дело здесь не только в «эффекте вовлеченности» из прошлого блока.
Автомобильные гонки — это царство звуков, цветов и запахов. Услышать одновременный старт 20 болидов «Формулы-1» по 1000 лошадиных сил каждый — бесценно.
![](https://static.dailymoscow.ru/storage/images/2022/11/11/53c199beb0169aceb7b3353f20611c5b.jpg)
Телевизионная картинка не дает ощущение скорости.
А также увидеть собственными глазами красную ливрею «Феррари» или оранжевую — «МакЛарена». Ничто не сравнится со сладковатым выхлопом двухтактного спортивного кара.
Автоспорт как ориентир
Автомобильный спорт буквально окутан легендами и стереотипами. И подавляющее большинство из них — полная ерунда. Вопреки распространённому мнению, пилоты должны постоянно работать над поддержанием отличной физической формы, ведь современные гоночные автомобили гарантируют гигантские нагрузки (к примеру, в Формуле-1 нагрузки на шейные мышцы без преувеличения «космические»).
И, конечно, гонки — это не просто механический процесс. Без развитых инженерных навыков и технической смекалки — о какой бы гоночной дисциплине не шла речь — пилот не сможет качественно настроить машину.
А без умения анализировать ситуацию и «читать» соперников — выстроить грамотную тактику. Так что отличная физическая форма и острый ум — лишь малая часть качеств, которыми должен обладать хороший автоспортсмен.
Феноменальная плотность результатов — также важнейший триггер. Поскольку на финише победителя и проигравшего зачастую разделяют десятые и даже сотые доли секунды, умение сохранять концентрацию — еще одна «суперспособность» пилотов.
Стоит ли рассказывать, как сильно гонки развивают соревновательный дух, как учат достойно проигрывать? В общем, не удивляйтесь, когда ваш ребенок скажет, что хочет стать автомобильным спортсменом.
Фото: Sam Chick, личный архив команды Yuka ADV Pro Racing Team, Agustin Castro
Читайте похожие материалы на Daily Moscow: