Олег Зябкин увлекся граффити в 1998 году и сразу стал активно рисовать. Как и многие другие художники, он начинал свой путь с рисунков на стенах. Хотя, в мире уже существовали нормальные краски, каждый раз приходилось идти на базар за непонятной автомобильной аэрозолью. Сейчас у Олега свой граффити-магазин "Skills" в самом центре Саратова, на проспекте Кирова, в котором можно найти все для граффити-художника. TSR пообщался с Олегом и узнал о том, как сделать из любимого дела бизнес.
Прежде чем открыть магазин, я пересмотрел массу фотографий с подобными местами в Европе и Америке. Как сделан шкаф для краски, как организован прилавок, как это может быть удобно продавцу, где хранить товар. Я очень долго изучал эти вопросы. Нашел в итоге для себя приемлемый вариант. Интерьер менялся, мы постепенно ушли от концепции «исключительно для граффити-художников». Сейчас "Skills" позиционируется как магазин "для художников, дизайнеров и иллюстраторов".
В 2006 году это была небольшая торговая точка в скейт-шопе «Неолимпийские игры». Одновременно я открыл сайт о граффити в Саратове - Streetcollege.net, который пользовался большой популярностью у художников из Саратова, Москвы, Питера, Урала и из-за рубежа. Streetcollege.net – был площадкой, где граффитчики знакомились, общались, обменивались опытом. Здесь и сформировалась первая саратовская граффити-тусовка.
Наверное, когда я решил открыть магазин, то руководствовался принципом «хочешь делать хорошо, делай сам». Я хотел дать возможность художникам рисовать качественными европейскими красками, использовать профессиональные маркеры, читать актуальную литературу о граффити. Для меня было важно не только развивать магазин, но и развивать граффити-культуру в городе: проводить фестивали, выставки, скетч-баттлы, мастер-классы, показы фильмов о граффити и стрит-арте.Где я взял стартовый капитал? В долг у родителей. Потом нашел продавца краски, у которого был разнообразный ассортимент. Сделал первый заказ, и с этого все началось.
Я оканчивал университет в ожидании первых 15 коробок с краской. В 2006 году мало что можно было купить у партнеров и официальных поставщиков. Это сейчас рынок перенасыщен, появились даже российские марки красок, а тогда приходилось привозить автомобильные и бытовые аэрозоли. При этом я ориентировался на качество. Например, Motip была приемлемой, а у краски Abro было только несколько толковых цветов, остальными оттенками было проблематично рисовать.
Когда мы придумывали название магазина, встали перед дилеммой, на каком языке оно должно быть. На тот момент я был уверен, что магазин должен называться на английском как некая дань граффити-культуре и моде. Слово «skills», то есть навыки, применяется как в сленге, так и в обычной разговорной речи. Всем, кто находится в граффити-тусовке, понято, о чем идет речь. Хотя, иногда я жалею, что не назвал магазин по-русски.
Я работаю таким образом, чтобы всегда давать своим покупателям что-то новое, при этом выбираю то, что интересно мне самому и другим художникам. Всегда нахожусь в курсе последних новостей от производителей красок и других материалов для современных художников. За время работы магазина появились десятки новых брендов и серий красок, маркеров, чернил. Я стараюсь, чтобы новая продукция как можно скорее попадала в «Skills», чтобы протестировать её самостоятельно. Вот, например, когда мы стали продавать «Афишу», мне самому хотелось читать интересную прессу. Но я понимал, что в Саратове найти ее нельзя, и сделал так, чтобы любой человек мог зайти и за приемлемую цену взять классный журнал. Первое время покупали почти все номера, спустя год он перестал пользоваться спросом, особенно сложно продавались «Афиша еда» и «Афиша мир». В общем, больше мы их не возим.Важно понять, что граффити-магазин как коммерческая единица несостоятелен.
В 2008 году в Саратове мы делали фестиваль "Montana jam", один из самых крупных граффити-фестов, когда-либо проходивших в нашем городе. Было много гостей из Москвы и других городов. Один из участников привез первую модель фотоаппарата Fisheye. Она была полностью белая. Я заинтересовался ломографией, начал рыть интернет, буквально через год мы стали официальными представителями Lomography в Саратове, привозили разные камеры, пленки, все сами попробовали, какие-то камеры дома лежат, что-то не очень подошло.
Для меня важен имидж магазина, важно создать определенную атмосферу для людей, поэтому всегда приходится что-то заимствовать. Например, виниловые игрушки «Kidrobot», которые стоят на полках. Это коллекционные игрушки, которые выпускаются ограниченным тиражом, с уникальным дизайном, выполненным известными граффити-художниками, дизайнерами и иллюстраторами. В Европе существуют специализированные магазины виниловых игрушек и проходят масштабные выставки. В России они не так популярны.
Бывают непростые моменты, время, которое нужно просто переждать. Есть серьезная сезонность, зимой достаточно сложно рисовать, когда мороз и ты стоишь по-колено в снегу. Мы к этому уже привыкли, когда такое время наступает, спокойно пережидаем и думаем, какое мероприятие организовать, как развлечь народ. Недавно начали производить свои скетчбуки, их быстро раскупили. Всегда есть чем заниматься, сфера граффити-культуры настолько широкая, что не составляет труда придумать что-то еще.
Средний чек в магазине – 200-300 рублей. Бывает, покупают одну насадку на баллон и тратят на нее 20 рублей или пару защитных перчаток, а кто-то покупает товара на пару тысяч и уходит счастливым. Все очень волнообразно, не угадаешь. Сегодня, может быть, придет толпа клиентов, а завтра ты будешь весь день сидеть и заниматься своими делами. Чаще всего берут аэрозольную краску: черный, красный, белый. Есть сложные оттенки, которые у нас могут лежать на полке по несколько месяцев, но все равно в какой-то момент придет человек, которому нужен будет именно этот баллон. И я обломаюсь, если его не окажется на полке.
Меня часто спрашивают, «прет или нет». В таких случаях, я отвечаю, что мне проще было бы шаурму открыть или рюмочную, снять какую-нибудь комнатуху, наставить водки с колбасой, посадить туда Марьванну за прилавок и уехать жить в теплые страны. На самом деле, некоторые люди так и работают, но мне важно, чтобы мое занятие приносило не только доход, но и удовольствие. Я не представляю, как можно углубляться во что-то, что тебе не по душе. Хотя долгое время и после открытия «Skills», я работал «по найму». На текущий момент занимаюсь магазином, художественным оформлением и проектами, связанными с граффити.
Однажды ко мне в магазин пришли из полиции, райтеры разукрасили электрички, нескольких человек задержали. Представители закона попросили меня выступить в роли консультанта: расшифровать то, что написано на поездах, дать рекомендации по поиску. Существуют граффити-команды за которые могут рисовать люди даже из других городов, поэтому невозможно сказать, кто рисовал, если ты сам не видел.Да, я повлиял на развитие граффити-культуры в Саратове.
Многие люди всю жизнь ходят в один и тот же продуктовый магазин или кондитерскую, у нас такого нет. За время работы «Skills» сменилось не одно поколение граффитчиков и обычных покупателей. Разумеется, есть и те, кто с нами с самого начала. Но раньше эти люди могли постоянно зависать в магазине, а теперь забегают раз в неделю, иногда, чтобы просто поздороваться. Некоторые наши покупатели не рисуют постоянно, зайдут, купят один баллончик, напишут что-то в переулке и все. А есть и такие, кто приходит регулярно, спрашивает советы, листает журналы, интересуется и участвует в мероприятиях.
Публика, нацеленная на граффити в основном молодая, до 20 лет, но к нам приходят и взрослые люди. Заходят те, кому нужны краски для профессиональной работы, и те, кто хочет разрисовать собачью будку, бордюры во дворе, забор, велосипед, все что угодно.
Важно понимать, что граффити-магазин как коммерческая единица несостоятелен. Вокруг магазина должно все время что-то происходить: фестивали, выставки, скетч-баттлы, общение с художниками, обмен опытом и знаниями, помощь начинающим граффитчикам. Ни в коем случае нельзя ориентироваться только на прибыль. Существует много примеров, когда магазины открываются, проработают совсем недолго и закрываются. Почему нам в этом году исполняется 8 лет? Потому что у нас есть свои принципы, и правила, которых мы придерживаемся.
У нас есть идеи по производству какой-то своей продукции, по позиционированию магазина, много чего крутится в голове, на месте не сидим. Планы все нацелены на развитие. Если мы развиваемся, то и другим помогаем развиваться, в целом повышаем уровень граффити-культуры в городе, а соответственно и его имидж. Это важная задача для такого места как граффити-магазин.Если ты берешь аэрозольный баллон в руку, это еще ничего не значит.
Нужно посвящать время и силы своему делу. Никогда не останавливайся на достигнутом, не бойся нового и все, что ты задумал, получится. Без зазрения совести говорю: "Да, я повлиял на развитие граффити-культуры в Саратове!". Я тратил силы, время и деньги и внес в нее очень многое. Но еще я всегда повторяю, что уровень, который есть сейчас у граффити в нашем городе - это результат командной работы, усилий и творчества многих художников.