Как это часто бывает, культура граффити прошла путь героя - из криминальных глубин в высшие сферы. Искусство граффити, каким мы знаем его сейчас, зародилось на шершавых кирпичных стенах где-нибудь в трущобах Бруклина, а сегодня выставляется в просторных галереях, где над утонченным райтингом размышляет не менее утонченная аудитория. Бэнкси стал объектом поклонения, который внезапно появляется в ночи и выдает очередное откровение, а граффити теперь можно изучать в специальных школах. Чтобы понять, как граффити-художники заслужили респект, мы перевели статью из The Economist.
Олд-скульные любители граффити, приверженцы теггинга теперь окончательно убедились в том, что коммерческий дух уничтожает их славную культуру. Канадского певца Джастина Бибера как-то обвинили в том, что он разрисовал из баллончика стену в одном из отелей Рио-де-Жанейро. Но граффити стали мейнстримом задолго до того, как этот 19-летний мальчонка взялся за краску. В Британии теггинг и разрисовывание вагонов – два ключевых компонента граффити культуры – переживают стремительный упадок. В то же время, студенты художественных колледжей начинают заниматься рисованием на стенах профессионально, а некоторые частные предприятия начали продавать граффити, расположенные на их территории. Почему вдруг граффити внезапно зауважали?
Искусство граффити существует уже более тысячелетия. На римских стенах из города Помпеи, найденных в 18 веке, были нацарапаны бесчисленные имена и похабные надписи. Сегодня даже стены древних египетских храмов хранят имена, вырезанные туристами еще в викторианскую эпоху. Но современная культура граффити, как принято считать, возникла в Нью-Йорке в 70-е годы – одновременно с хип-хоп музыкой. Художники тогда «бомбили» вагоны метро, оставляя на них теги, - так они соревновались друг с другом за то, чтобы их надписи увидело как можно больше людей. Как рассказывает Даррен Каллен, британский граффити художник, в Британии подростки подхватили культуру в школе и начали рисовать в учебниках буквы-пузыри и расписывать маркерами детские площадки. Спустя время, когда враждующие группы парней попытались перещеголять друг друга в мастерстве, качество граффити улучшилось и рисунков стало еще больше. Вскоре появились журналы и документальные фильмы, посвященные граффити.
Некоторые теггеры так подсели на разрисовывание всего вокруг, что выходили каждую ночь и до самого утра бомбили все, что попадалось под руку.
'

Однако к началу 90-х стали появляться настоящие художники. Некоторые граффити-мастера, как, например, Роберт Дель Ная, больше известный как 3D, занялись музыкой: 3D стал членом трип-хоп группы Massive Attack. Другие же выставляли свои работы в галереях. Изготовленная на заказ краска в баллончиках позволила рисовать более замысловатые узоры, это в свою очередь улучшило качество рисовки. Некоторые стали изобретать новые техники, используя трафареты и стикеры, – так усложненные рисунки можно было подготовить заранее и быстро перенести на стену, что особенно важно, когда тебя могут поймать.
А затем в начале 2000-х возник Бэнкси-эффект: Бэнкси, бристольский граффити художник, который использует трафареты, поднял волну интереса в СМИ. "Стрит-арт внезапно стал способом зарабатывания денег", - отмечает Бен Айне, граффити художник, который после того, как его неоднократно ловили за теггингом, перешел в уличное искусство. Увлекающиеся искусством подростки уже не пробовали впечатлить людей тем, что пробирались в депо с краской наготове. Они просто стали рисовать что-нибудь такое, на что обратят внимание в интернете. Анонимность теггинга исчезла, когда художники стали пытаться построить репутацию на собственном имени. Этим занялись студенты художественных колледжей. "В то же время, власти особенно жестко стали преследовать граничащие с вандализмом граффити", - рассказывает Киган Вебб, который ведет граффити блог The LondonVandal.
Теперь только хардкорные пуристы все еще рисуют на поездах.
"Сегодня всё дело в смене поколений", - отмечает Джим Роквелл, один из основателей End of The Line, коммерческой граффити и стрит-арт компании. «Граффити пережило джентрификацию*», - говорит Роквелл. Все меньше молодых людей приходит в граффити культуру так, как это делала молодежь 80-х и 90-х. И приходя, пытаются направить свои интересы скорее в сферу уличного искусства, вместо того, чтобы заниматься теггингом. Коммерческие выплаты теперь означают, что можно зарабатывать себе на жизнь, разрисовывая стены. Подобное приятие показывает, что убегать от полиции больше не придется. А вот выживет ли сама культура – это уже другой вопрос.
*джентрификация - (дословно - облагораживание) изменение городской среды, районов, даже отдельных заведений, при котором старые и запущенные пространства становятся модными и престижными, развивается бизнес, а старые предприятия и этнические меньшинства вытесняются.

