Студенты московского института "Стрелка" отправились в исследовательское путешествие по городам Поволжья и обнаружили в Саратове фавелы, дома-франкенштейны и скрытое безумие.
Кто, что и как
Российский институт медиа, архитектуры и дизайна "Стрелка" был основан в Москве в 2009 году. Тогда об урбанистике говорили не так много и часто, как сейчас, а о продуктивном и эффективном исследовании в этом сфере не было и речи. "Стрелка" ставит перед собой две ключевые амбициозные задачи: изменить материальный облик российских городов и их культурный ландшафт, параллельно развивая человеческий капитал, т. е. обучая уже состоявшихся специалистов в сфере дизайна, архитектуры и медиа. "Стрелка" делает акцент на визуальной информации и глубокому анализу с погружением в среду. В институте исследуют самые сочные урбанистические темы: зеленые университеты, адаптивные города, городскую акустику и big data ("большие данные"). Одна из популярных практик института - организация филд-трипов для студентов, по итогам которых выпускаются мини-исследования, журналы и книги. Этой осенью "Стрелка" отправила несколько групп студентов в филд-трип под кодовым названием Volga Volga Volga в Саратов, Астрахань, Волгоград, Казань и другие города Поволжья.
Зачем
Если изучить повестку современных медиа, то становится очевидным, что исследование провинций - это новый тренд, который обусловлен разными причинами: политическими, экономическими и даже ироническими. Вокруг огромная страна с неизученным потенциалом, с мало освоенной культурой, архитектурой, дизайном и городским устройством. Возможно, какие-то опыты и открытия совершаются, но либо они отличаются излишним академизмом, либо локальны и проводятся любителями. От поволжского проекта "Стрелки" тоже не стоит ожидать откровений, но можно рассчитывать на свежий взгляд на город с точки зрения современной урбанистики. Как рассказали журналу института преподаватели "Стрелки" Куба Снопек и Николас Мур, Волгу уже давно не рассматривали и не изучали как единое целое. Чтобы это сделать преподаватели вывели пять главных тем, на которые должны обратить внимание студенты.- Designed Memory (Проектируемая память) - как память увековечивается и, в то же время, как стирается
- Engineered Nature (Сконструированная природа) - буквально что люди делают с Волгой: как укрощают ее, загрязняют или, напротив, очищают
- Suburbanized Shore (Субурбанизация побережья) - что представляет собой пограничная зона между городом и рекой, какие строения на ней появляются
- River Culture (Речная культура) - как жители взаимодействуют с Волгой, чем занимаются, используя ее ресурсы
- Архитектура Поволжья
Исследование
TSR изучил tumblr-дневник студентов "Стрелки" Volga Volga Volga, отобрал и перевел оттуда все самое интересное.Designed Memory (проектируемая память) и архитектура
Кажется, что лучшие времена Саратова позади. Людям все равно, население уменьшается, общественных проектов все меньше. Саратов пережил свой пик на рубеже 19-20 веков, а последующие непростые времена в истории почти не затронули город. Исторические здания все забросили- их пока никто не сносит, но никто и не реставрирует.Саратов чем-то похож на столицу Кубы Гавану, которая мало изменилась с революционных 50-х годов. Большинство домов колонизаторов просто приобрели другую функцию, но утратили при этом достойный вид, превратились в заселенные людьми руины. Многие дома в Гаване, как и в Саратове, просто разваливаются от старости. О сохранении наследия тут никто не печется. И хотя руины порой радуют человеческий глаз, делать что-то все-таки нужно.
В Саратове еще отмечается парадокс Национальной деревни. Домики в деревне должны выражать национальное многообразие, но на деле это похоже скорее на насмешку: архитектурно строения совершенно не соответствуют странам, которые представляют.
Саратовские фавелы.
На многих улицах стоят одноэтажные постройки из дерева, камня и кирпича, все они выглядят заброшенными и полуразрушенными - не верится, что кто-то в них может жить. Не везде есть и дорожки, местами просто сплошная грязь. Таких "фавел" в городе предостаточно, и они, как ни в чем ни бывало, соседствуют с 16-этажными новостройками. Причем многие домики улучшены - где-то залатаны, где-то дополнены, расширены, во дворах разбиты клумбы, кто-то пристроил себе балкончик или лишнюю комнату из какого-то мусора. На веревках перед домом висит белье, во дворе есть песочницы, в окнах - занавески и цветы, но издалека кажется, что эти "фавелы" давно забросили и там никто не проживает.
Кстати, в 2011 году город был признан самым некомфортным городом России наравне с Владивостоком.За последние сто лет Саратов накопил столько проблем, что проще их не замечать, чем пытаться как-то решить. В психологии есть такой термин - вытеснение. Это защитный механизм, который заставляет нас избегать какого-либо явления или объекта, потому что разум считает его опасным или недопустимым. Вместо него мы думаем о чем-то другом, о чем-то новом. В Саратове как раз отмечается вытеснение: люди не хотят думать о сохранении исторического наследия, оживлении и реконструкции заброшенных территорий, зато ребята из городского управления рассуждают о велодорожках, фестивалях граффити, новой набережной или знаменитостях, которые собираются приехать в Саратов.
За последние сто лет Саратов накопил столько проблем, что проще их не замечать, чем пытаться как-то решить. В психологии есть такой термин - вытеснение.Саратов поддерживает определенный уровень безумия, который как-то даже не ожидаешь, поэтому не знаешь, что с этим делать.
River Culture (Речная культура)
Студенты пообщались с саратовскими рыбаками, которые рассказали, что дно у Волги стало чище, а вот рыбы стало намного меньше, чем прежде. Виной тому ежегодное понижение уровня воды в реке. Рыбачить вообще становится все сложнее, и хотя речная полиция обычно не трогает рыбаков, если вас заметят в одной лодке с осетром - берегитесь. Пространство под мостом - самое рыбное в Саратове.Engineered Nature (Сконструированная природа)
В будущем в Саратове планируют открыть парк Вавилово на территории экспериментальных полей сельскохозяйственного исследовательского института. Там хотят поселить людей и сделать общественный парк. Жители города уже предлагают свои варианты развития этой зоны, но до сих пор непонятно, что именно за парк это будет, какова его будущая функция.Suburbanized Shore (Субурбанизация побережья)
Сегодня Волга скорее напоминает не мощный торговый путь, а каскад из нескольких озер, лишенных какой-либо экономической функции.
Саратов поддерживает определенный уровень безумия, который как-то даже не ожидаешь, поэтому не знаешь, что с этим делать.
Типология прибрежной зоны в центре города: жилые дома, общественная набережная, отели, заводы, открытый скейт-парк, строящиеся общественные пространства, амфитеатр, строящиеся жилые дома, склады, офисные строения, железная дорога, дачи, микрорайоны (Энгельс), заброшенные склады (Энгельс), роскошные особняки (Энгельс), заводы (Энгельс).
Саратовские франкенштейныФотографии взяты из блога VolgaVolgaVolga, в котором можно следить за дальнейшими исследованиями и перемещениями студентов по Поволжью.