Сделано в России – сложности производства мерча в России
Российский рынок мерча стремительно развивается за счет внедрения современных цифровых технологий, искусственного интеллекта и сотрудничества с креативными агентствами, что позволяет создавать креативные концепции для крупных брендов на уровне мировых стандартов. О современных трендах рассказал Олег Агуреев, основатель мерч-агентства Pooblika.
По прогнозам Portobello рынок бизнес-подарков и мерча может достичь 100–120 млрд рублей к 2026 году. Средний чек на заказ продолжает расти, а крупнейшими заказчиками остаются компании из Москвы и Санкт-Петербурга.
Основной фокус компаний сейчас – функциональность, высокое качество материалов и интересный дизайн, благодаря чему брендированный мерч становится конкурентоспособным продуктом даже по сравнению с классическим fashion-ритейлом. Согласно исследованию «СберМаркетинга», брендированную продукцию ежегодно используют 86% россиян.
Мерч уже давно стал важным элементом бренд-коммуникаций, помогая транслировать корпоративные ценности.
«Ключевой драйвер рынка мерча сегодня — глубокая кастомизация. Используются ремувки, пины, патчи, модульные конструкции — все для создания уникального фирменного стиля. Искусственный интеллект помогает автоматизировать производство дизайнов, прогнозировать тренды и создавать оригинальные ситуативные креативы, внедрять персонализированные рекомендации в генерацию макетов. В рамках развития новых направлений активно используются технологии big data для понимания предпочтений целевой аудитории, а также нейросети для глубокого кастомизированного мерча и продукции для ивентов»
основатель мерч-агентства Pooblika
Российские производители все чаще делают ставку на локальное производство и устойчивое развитие. Популярны лимитированные коллекции, партнерства с локальными дизайнерами и экологичные материалы — этот тренд поддерживают и крупные бренды, и корпоративный сектор.
Важную роль играют минимализм, микс технологий нанесения, рельефные принты и уникальные аксессуары. Продолжает развиваться тренд на развитие корпоративной культуры, компании производят собственные брендированные коллекции для роста вовлечения и лояльности своих сотрудников.
Несмотря на положительную финансовую динамику рынка, российские производители мерча сталкиваются с системными проблемами: дефицитом кадров, ростом себестоимости и сложной логистикой, мешающей масштабированию. Повышение зарплат и цен на сырье напрямую влияет на конечную стоимость продукции, а оптимизация операционных процессов и цепочек поставок требует внедрения современных управленческих и технологических решений.
Российский мерч сегодня — это сочетание креатива, передовых технологий и национальной идентичности, что позволяет создавать востребованный и качественный продукт для любых брендов.