Российская журналистика: свободное медиаполе и отсутствие кандидатов
Прошедшая неделя позволила сделать сразу два вывода.
1. Зачистка медиаполя в России продолжается. Под раздачу попали даже такие монстры, как Ксения Собчак (на прошлой неделе) и Андрей Караулов (на этой). В их домах прошли обыски.
2. Обычным гражданам это оказалось совершенно неинтересно.
В России складывается странная ситуация. О многих вещах можно говорить свободно, но нет тех людей, которые бы это делали.
При этом есть запрос общества на открытость, особенно в отношении по-настоящему сложных тем, таких как СВО и экономический кризис.
Казалось бы, общество должно возмутиться тем, что власть удаляет из медиаполя тех, кто вроде бы говорил честно и открыто. Но нет: ни Собчак, ни Караулов, ни даже «Регнум» (главред «Регнума» заявил о рейдерском захвате агентства. По итогу в издании произошла смена главреда, нынешнего отстранили) жалости у обычного народа не вызвали, как и ранее попавшие под уголовные дела представители других СМИ-иноагентов.
Их высказывания / задержания / новые уголовные дела более-менее широко обсуждались только в телеграме. Ну разве что про Собчак поговорили, да и то только потому, что она личность уж больно известная.
Так в чем же причина? На самом деле она достаточно проста: вера к журналистике уменьшается, особенно к оппозиционной. По продажности большей части ее представителей она за последние пару десятилетий точно обогнала «первую древнейшую», а по циничности так и вовсе дала ей фору.
Печально, но общество уже привыкло к заказным постам, к «джинсе» (умышленное размещение скрытой рекламы или антирекламы под видом авторского материала - прим. ред.) и инфлюенсерам, которые за малую денюжку готовы хвалить/ругать кого угодно и за что угодно, а потом не нести ответственности за свои советы.
А то, что люди теряли время, деньги, здоровье, следуя им, блогеров и нечистых на руку журналистов ничуть не волновало. Так что ж удивляться, что народ не возмутился задержаниям?
В итоге сложилась уникальная ситуация. Медиаполе чисто. Чисто для любого, кто будет говорить свободно, открыто и честно: на нем нет конкуренции.
Именно с этим связан такой рост популярности военкоров, которые отвечают всем этим требованиям. Почему же даже на них стали смотреть косо? Ответ прост: это военная кампания, а там действуют совершенно другие законы и совершенно другие силы. Оценивать с позиций обычной журналистики точно не стоит.
Фото: сайт Государственной Думы