Авиасалон в Фарнборо для России – повод для слёз. Нашу военную технику туда не пустили, а из гражданской мы смогли показать лишь всем известный Superjet 100, да тренажёр сверхнового лайнера МС-21, первый экземпляр которого только-только выкатили с иркутского завода. Новых контрактов на Superjet, понятное дело, не заключили (этого никто и не ожидал), а на МС-21 посетители салона просто смотрели – заказывать ещё не испытанный самолёт никто не будет.
"Патриоты" матерятся – треклятый Запад не пустил на выставку наши распрекрасные боевые самолёты и вертолёты (как будто мы могли показать там что-то новое). "Либералы" ноют: Superjet неудачен, а МС-21 – неперспективен. Почему в Фарнборо не было новых моделей, хотя бы гражданских (например, вертолёта Ми-138), или хотя бы уже не новых, но малоизвестных ("Ансар", Ка-226) – это вопрос к российским участникам выставки. На который они отвечать явно не захотят.
Другой вопрос – зачем мы вообще потащились в Фарнборо, если показывать там нечего? И Superjet, и МС-21 – наследие канувшей в небытие эпохи, когда Россия тщилась включиться в глобализацию. Помните – скупка ЕВРАЗом сталелитейных заводов в США, Дерипаской - алюминиевых предприятий в Италии, Черногории, Гвинее, филиал Сбербанка – в Турции, сборка автомобилей АвтоВАЗа – в Египте, Иране и Венесуэле. А ещё пытались собирать ультралёгкий самолёт "Авиатика" в Бразилии, делать Як-130 совместно с Италией, транспортник Ан-140 - в Иране…

Ничего не получилось, всё кануло в никуда. Не стал российский бизнес частью глобального, не стала Россия глобальным экономическим игроком. Вместо этого – конфронтация с Западом и санкции. И как закономерный результат – импортозамещение. И поскольку Superjet и МС-21 – из той эпохи, когда в Москве мечтали конкурировать с Airbus и Boeing, они сейчас просто не нужны. Необходимы рабочие лошадки, чтобы перевозить Марьиванну с мешком картошки из родного Урюпинска к дочери в Верхне-Кундрючинск, да чтоб недорого. А для этого французская авионика и итальянские композиты не нужны – нужен современный, улучшенный аналог старичков По-2 и Ан-2. Таких проектов в постсоветское время было множество (Ан-3, Бе-32, Ту-136, Ил-103, Як-58, "Грач", "Скворец", "Меркурий", "Орёл", "Финист"). Но – нет финансирования, поскольку нет заинтересованности к этим проектам тех, кто распоряжается деньгами. В том числе и интереса со стороны бизнеса, потому как что-то производить – это головная боль, а купить подороже импортное (чёрт с ним, с импортзамещением) – просто и выгодно.
Но не бизнес должен думать о том, что Россия огромна, что дорог как не было, так и нет, а даже и если их всё-таки начнут строить, останется масса посёлков наподобие какого-нибудь Ытык-Кюёля в Якутии, куда никакие дороги никогда не протянутся. Для России местная и малая авиация – это жизнь, это развитие, и думать об этом должно государство. А с помпой на всю страну выкатывать не очень нужный МС-21 и при этом восхищаться самими собой ("Лучший самолет на планете. Потому что наш!") – смешно и грустно. И рвать на себе волосы из-за того, что в Фарнборо вышло как-то не очень, тоже смешно и грустно. Потому что к импортозамещению это всё не относится. Это не затрагивает Марьиванну из Замухранска, а ведь, это для неё, чтобы она жила получше, чтобы стала потребителем услуг, да к тому же чтобы пополняла своими копейками бюджеты всех уровней. А Фарнборо и МС-21 – это понты. Тем более, что мировые рынки, если уж так хочется, удобнее завоёвывать "Скворцами" и "Орлами", а там и до МС-21 дойдёт.

…А в это время некто Путин (не тот, который Гарант, а его вроде бы двоюродный племянник по имени Роман) который год предлагает отечественным потребителям автожиры собственного, звенигородского производства. Штука эта известна давно (в СССР первый сделали в 1929-м) – летающая машина со свободновращающимся несущим винтом и двигателем, сообщающим горизонтальную скорость. Потом они были вытеснены гораздо более дорогими, сложными и опасными вертолётами. Автожиры гораздо дешевле самолётов и вертолётов, управлять ими несравненно проще, чем теми; они практически безопасны (при остановке двигателя автожир плавно приземляется) и малочувствительны к ветру. У вертолёта есть только одно преимущество: способность вертикального взлёта и посадки (автожиру нужно ровное пространство метров в 20-30). Но ровную площадку можно найти, в общем-то, где угодно, а во всё остальном автожир превосходит как вертолёты, так и лёгкие самолёты. Между прочим, в России их делает не только Роман Путин, но и могучий "Иркут" - тот самый, на котором премьер-министр Медведев рукоплескал выкатке МС-21. Только иркутский автожир почему-то господдержки не получает. А как бы он пригодился в качестве воздушного такси, для полицейских и пожарных, егерей, санитаров, рыбоохраны!
Но банку выгоднее давать кредит на МС-21 – это и госсредства, и госгарантии, и почёт с уважухой, (крутой пиар по-современному). И предприятию интереснее заниматься лайнером, а не мелочёвкой-автожиром – по тем же причинам. И премьер-министру приятнее громогласно презентовать нечто большое, красивое и блестящее (желательно "не имеющее аналогов в мире"), чем скромную машинку. И в Фарнборо её вести как-то неудобно – чай, не Су-35. А то, что штука эта гораздо нужнее, а если её производство как следует финансировать – ещё и выгоднее, так это надо понимать. И думать надо о чём-то помимо личной выгоды и пиара. Для этого и существует государство. Но это – в идеале…
А пока приходится рассчитывать на таких, как Путин-звенигородский. Правда, только громкая фамилия и родственные связи не помогают ему наладить производство своих машинок…
Журналист, историк Евгений Трифонов Источник: https://noteru.com/post/view/18951