Нижний Новгород 6 марта 2016, 17:28

«Да здравствует Цезарь»: подробная инструкция по выживанию в мире кино

В этот четверг в отечественный прокат вышел новый фильм братьев Коэнов «Да здравствует Цезарь!». И надо сказать, что эта лента сильно отличается от того, что делали Джоэл и Итан раньше, хотя своеобразная атмосфера, создаваемая ими в каждом фильме, сохранилась.

«Да здравствует Цезарь» – фильм о золотом веке эскапизма. Мы увидим Голливуд 50-х годов с его веселыми мюзиклами, захватывающими вестернами и пафосными историческими кинолентами. И все это через призму иронии и юмора, которыми так славится творчество братьев. Только это будет не черный юмор, как в «Фарго» или «После прочтения сжечь». В нем нет того трагизма, который мы видели в «Бартон Финк» (к слову, и там, и там действие происходит на киностудии «Capitol Pictures»).

Словно братья отпустили Голливуду все его грехи и решили снять комедию, лишенную злобы, хотя и полную фарса и острот на тему политики, религии и непосредственно мира больших студий.

Вы увидите, создание мюзиклов в стиле Басби Беркли, новую «ныряющую Венеру» от Скарлетт Йоханссон, которая, являясь прототипом Эстер Уильямс, «ведет образ жизни» Мэй Уэст; танцевальный номер от Ченнинга Татума в лучших традициях фильмов с Синатрой и Джином Келли; безуспешные попытки манерного режиссера (Рэйф Файнс), снимающего мелодраму про любовь и измены, заставить играть бездарного актера, героя вестернов Хобби Дойла (Олден Эйренрайк), который является прекрасным трюкачом, и его лицо любят миллионы, но он не может выговорить слово «прозаично» и не понимает, как изобразить печаль. Будет в фильме и пародийное изображение создания фильма в жанре пеплума (собственно «Да здравствует Цезарь»), в котором явно присутствуют отсылки к «Бен-Гуру» с Чарлтоном Хестоном, образ которого читается в герое Джорджа Клуни – высокомерном и придурковатом, но талантливом актере Бэрде Уитлоке. И все это передано с помощью талантливых рук великого оператора Роджера Дикинсона.

Кроме уже перечисленных актеров, вы также увидите в фильме Джона Хилла, Фрэнсис МакДорманд и Кристофера Ламберта, сыгравших эпизодические, но весьма колоритные роли. Если повезет, разглядите Дольфа Лундгрена в сцене прощания коммунистов со своим «товарищем». И понаблюдаете за раздвоением Тильды Суинтон, которая играет двух журналисток-близняшек, конкурирующих друг с другом.

К перечисленным выше жанрам, столь популярным в 50-е годы, я бы добавила еще один – нуар. Именно он взят за основу при создании главной сюжетной линии. Хотя, разумеется, у Коэнов он носит пародийный характер. Главный герой фильма – добропорядочный католик и в то же время менеджер и «решатель проблем» на студии «Capitol Pictures» Эдди Мэнникс в исполнении Джоша Бролина. К слову, в 50-е годы в Голливуде действительно работал человек, который должен был держать звезд в узде, следить за их репутацией в прессе и решать все проблемы, которые только могли возникнуть на студии.

В течение всего фильма мы как раз и наблюдаем за тем, как наш герой справляется с возложенной на него задачей: решает проблему с незапланированной беременностью голливудской старлетки, которую фанаты считают образцом целомудрия, встречается с представителями разных конфессий, чтобы обсудить фильм о Христе и узнать, насколько он может задеть чувства верующих (пожалуй, один из самых смешных и гениальных моментов фильма), и найти актера, исполняющего главную роль в фильме «Да здравствует Цезарь», которого похитила таинственная организация «Будущее». Кроме всего этого Эдди решает другие незначительный проблемы, пытается бросить курить (ведь он обещал жене) и раздумывает над тем, а не оставить ли кинематограф и уйти на работу поспокойнее – ему как раз сделали выгодное предложение.

Не обошлось в фильме и без коммунистов – 50-е годы все-таки. Поэтому вы успеете посмеяться над тем, как Клуни в костюме римского полководца и сандалиях рассуждает о марксизме с Гербертом Маркузой, которого называют доктором (возможно, отсылка к доктору Мабузе). И над неожиданным заключением Уитлока про гениальность коммунистических идей и тем, с каким воодушевлением он будет рассказывать Эдди про «Капитал» Маркса («через а» – уточняет герой).

Но, похоже, что любые политические идеи чужды Мэнниксу. Как, возможно, и религиозные. Ведь в конце мы понимаем, что каким бы рьяным католиком Эдди ни был, его основная религия – кино, с его бездуховностью и бесполезностью, но такое прекрасное.

Возможно, это и не самый лучший фильм братьев. В нем нет неожиданных сюжетных ходов и того черного юмора, за который мы их полюбили. Скорее это своеобразный капустник со звездами, решившими снять развлекательное кино про развлекательное кино. Но, на мой взгляд, этот фильм идеально подходит для того, чтобы весело провести вечер с любимыми или друзьями (как раз на носу 8 марта).

Надо сказать, что меня очень удивило возрастное ограничение «18+». Даже не знаю, чем его объяснить. Возможно прокатчики, не посмотрев самого фильма, вспомнили предыдущие работы Коэнов и решили: «На всякий случай». Или же они слишком плохого мнения относительно современных подростков, которые, по их мнению, все равно не поймут половины шуток. Скорее всего, конечно, дело в песенке моряков, в которой читается двойной смысл относительно гомосексуальных отношений на корабле, – это единственная более-менее адекватная причина, но и она мне кажется надуманной.

По сути своей это веселая комедия, состоящая из своеобразных миниатюр-анекдотов про нелегкую жизнь деятелей искусства. Поэтому, если вы «любите кино, так, как люблю его я», то скорее за билетами!

Автор: Елена Грибова

Вам понравится: обзор тарантиновской «Омерзительной восьмерки»

Вам понравится: рецензия на ламповый «Бруклин»

Вам понравится: новая история со старыми героями - "Мистер Холмс"

Вам понравится: очень большая подборка фильмов о любви на любой вкус и настроение

Вам понравится: новое прочтение классики - "Гордость и предубеждение и зомби"

Читайте также:


115280, Россия, Московская Область, Москва, Ленинская слобода 19
Почта: adm@dailymoscow.ru