«Самый сложный инструмент – это человеческий голос» — оперная певица Виктория Яровая

«Самый сложный инструмент – это человеческий голос» — оперная певица Виктория Яровая

Виктория Яровая — российская оперная певица, ведущая солистка московского театра «Новая Опера», одна из ярких исполнительниц своего поколения, приглашенная певица множества европейских театров. Как правило оперу относят к элитарному виду искусства, ее считают прекрасным, таинственным и далеким искусством, до которого нужно долго расти.

Мы поговорили с Викторией Яровой о том, как она сама поняла, что опера – ее призвание, как готовится к своим выступлениям, кто ее поддерживает, какую сцену мира мечтает покорить, как привить любовь к опере и не считать ее чем-то недоступным.

Виктория, в каком возрасте вы поняли, что опера – это ваше призвание? Расскажите о своем творческом пути.

Моя семья поющая – слух мой проявился очень рано. Я очень благодарна своим родителям, что они сумели увидеть во мне призвание и всегда поддерживали меня в самых сложных ситуациях, которые есть в жизни каждого начинающего артиста.

С самого раннего возраста я ходила в Большой Детский хор Всесоюзного радио и Центрального телевидения под руководством Виктора Сергеевича Попова. Как шутили мои родители, петь я начала раньше, чем говорить.

В этом коллективе мне поручали исполнять соло в различных ответственных мероприятиях. В дальнейшем, я продолжила своё обучение по классу фортепиано, мне очень нравился этот инструмент, и я решила попробовать свои силы и поступила в Академическое музыкальное училище при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского.

В итоге, классический вокал победил! С детских лет я обожала слушать записи великих певцов и примадонн и воображала себя на их месте. Вокал – это очень увлекательная сфера творчества, которая полностью затягивает, как омут.

Самый сложный инструмент – это человеческий голос, так как ты не видишь его. У него нет клавиш и струн, только эмпирические ощущения.

Мы, вокалисты, зависимые люди от всего, в первую очередь, от своего состояния здоровья. Певцы должны обладать недюжинным здоровьем, силой воли и хорошей школой пения.

На моём творческом пути встречались, и встречаются, очень умные и талантливые профессионалы. Мне везёт на людей. Я не могу назвать только одну фамилию педагога, кто бы был единственным наставником.

Я до сих пор постигаю секреты вокального искусства. Многое мне дала прекрасная Италия – это родина оперы и мне посчастливилось там неоднократно выступать. И мой дебют состоялся в Италии, что многих очень удивляет.

Свою профессиональную карьеру я начала рано, дебютировала в Италии, в этот же год прошла конкурсный отбор в труппу Московского театра Новая опера имени Е.В. Колобова, где и служу до сих пор, получила значимые ангажементы на Глайндборнский оперный фестиваль и Россиниевский оперный фестиваль, меня пригласили в престижное оперное итальянское агентство и со мной заключили контракты в итальянских театрах – все эти события произошли в один год.

Это похоже на сказку про Золушку, кстати, роль Анжелины (Дж. Россини опера «Золушка») я пела много раз в разных странах мира с огромным успехом. Но у каждой Золушки свои тернии, через которые прошла и я.

Многие несведущие люди думают, что петь – это очень легко, но это не так. Это колоссальная ежедневная работа.

Как вы готовитесь к каждому выступлению? Это ведь не только репетиции в театре?

Подготовка к выступлению требует максимального сосредоточения. Прежде всего, для меня важен полноценный сон. Если певец не поспит, то вряд ли он споёт очень хорошо спектакль или концерт. Хотя в моей практике были случаи, когда я совсем не спала, но пела на достойном уровне.

Я предпочитаю съесть за несколько часов до спектакля хороший кусочек мяса или тарелку пасты. Занимаюсь дыхательной гимнастикой Стрельниковой. Стараюсь не петь много в день выступления и поменьше разговаривать, но это не всегда получается.

На самом деле, важен внутренний настрой, иногда и здоровье подводит, но выступление проходит хорошо. Если смотреть глобально на подготовку, то это длительный и тяжелый процесс.

Необходимо выучить оперный клавир, прекрасно знать смысл текста, тщательно работать над произношением с коучами, так как мы поём на языке оригинала, а также проработать рисунок и характер исполняемой роли, знать взаимоотношения героев оперы.

Проработать со всех сторон свою оперную партию с концертмейстером, дирижёром, режиссёром. Важна каждая деталь, начиная от удобства костюма, и заканчивая посещением музеев, выставок для вдохновения и знания.

Зритель очень чётко считывает внутренний мир артиста. Если артист пуст внутри, зрителю будет не интересно наблюдать и слушать певца в течении трёх часов.

Если же мы говорим о сольном концерте, то это колоссальный труд, так как ты один находишься на сцене на протяжении всего концерта, в отличие от оперного спектакля, где тебе помогают коллеги - певцы, дирижёр, оркестр, декорации и костюм.

Есть ли в вашей семье творческие люди?

Мой супруг творческий человек, который имеет профессиональное музыкальное образование. Он занимается организацией проектов в сфере культуры и искусства. У него великолепное чувство вкуса и он прекрасно разбирается в музыке и оперном пении.

Всегда меня поддерживает, направляет и даёт очень верную оценку моему творчеству. Почти на всех моих выступлениях он находится со мной рядом.

Кто ваш главный наставник в творческой жизни?

Я учусь всегда и везде. У коллег, дирижёров, режиссёров, коучей, книг. Мне встречаются на моём творческом пути профессиональные, умные, компетентные люди. Не могу выделить одного человека, я бы рассказала о многих, которые мне очень помогли вырасти в профессиональную певицу.

Тебя не может не менять работа с такими мастерами сцены, как Хуан Диего Флорес, великий маэстро Альберто Дзедда, более молодое поколение дирижёров Антонино Фольяни и Микеле Мариотти.

Я никогда не забуду встречу со звездой мировой оперы меццо-сопрано Дженнифер Лармор, которая дала многие жизненные и профессиональные советы. Встреча с мэтром оперной режиссуры Юрием Александровым. Я использую его советы в своей работе и по сей день. Всегда вспоминаю советы Натальи Попович, блестящего хормейстера, супруги дирижёра и основателя театра «Новая опера» Евгения Колобова, благодаря которой я получила путевку на московскую сцену.

Не могу не вспомнить Марину Кравец, профессора Российской академии музыки им. Гнесиных, которая мне очень помогла выстроить голос на многочасовых занятиях, с которой мы много занимались искусством пения.

В театре я работаю с прекрасным концертмейстером, ученицей легендарного концертмейстера Евгения Шендеровича Светланой Радугиной, с которой мы подготовили много оперных партий и сольных программ. Мне сложно перечислить всех моих наставников, могу лишь сказать одно, что всем им я очень благодарна за опыт и уроки жизни.

Есть ли опера, которую вы готовы исполнять хоть каждый день?

Да, есть такие оперы. Многие оперы стиля Бельканто, таких композиторов, как Беллини, Доницетти и Россини. Я бы с радостью пела барочные оперы Генделя. И не только исполнять, но и слушать каждый день.

В моей практике были такие случаи, когда я пела больше двадцати раз одну и ту же оперу, например, «Гензель и Гретель» Энгельберта Хумпердинка и «Золушку» Джоаккино Россини. Не каждый день, но через день.

Самая сложная опера в вашем репертуаре?

Каждая опера по-своему сложна и имеет свои трудности. Мне довелось исполнить крайне редкую и технически неимоверно сложную оперу «Бьянка и Фальеро» Дж. Россини.

Я рада, что известная звукозаписывающая компания «Naxos» осуществила запись этой оперы во время спектаклей. Если же говорить, о кантатно-ораториальном жанре, то, безусловно, для меня это «Реквием» Джузеппе Верди. Качественно и на высоком уровне сложно петь любую музыку.

В каком театре мира вам бы хотелось выступить и почему именно там?

Я выступала во многих театрах, но пока мне не довелось выступить на сцене театра Ла Скала в Милане.

Надеюсь, что это состоится в ближайшем будущем, потому что это легендарный театр, который заслуженно имеет свою славу.

Расскажите о мировых сценах, которые вам уже удалось покорить?

Сцен было много и в разных странах. Каждая сцена и страна по-своему прекрасны. Мне очень понравилось выступать на сцене театра Сан - Карло в Неаполе. Это известнейший исторический театр, старейший в Европе, известный с 18 столетия, для которого сочиняли самые известные итальянские композиторы, пели самые известные певцы, музыкальной частью заведовал Россини и т.д.

Я очень люблю театр Маджио Музикале во Флоренции. Мне довелось там петь роль Изабеллы в опере «Итальянка в Алжире» Россини с легендарным дирижёром, великим интерпретатором итальянской музыки Бруно Кампанеллой.

И ещё бы хотела отметить Глайндборнский оперный фестиваль. Мне довелось там петь неоднократно. Там особая творческая атмосфера и очень основательный подход в работе к оперным постановкам. Прекрасный театр Чилийской национальной оперы в Сантьяго, где живут замечательные люди, это абсолютно другой мир, другой континент.

Прекрасные воспоминания оставил Фестиваль Альфредо Крауса на Канарских островах, где я совместила чудесные прогулки у океана с великолепной работой. Также хотелось бы отметить Финскую национальную оперу, где даже есть сауна и бассейн.

Тепло вспоминаю работу в Бельгии с замечательным маэстро Дмитрием Юровским. В Германии, например, я записала много дисков со знаменитым лэйблом «Naxos», в Мюнхене пела виртуозную оперу Генделя.

Всегда приятно работать во Франции, в этой стране я много работала.

В Италию я возвращаюсь, как в дом родной, особенно в город Пезаро – Родину великого Россини, где началась моя профессиональная карьера на Россиниевском оперном фестивале, где мне выпала честь выступать неоднократно со звёздами мировой оперы, таких как Хуан Диего Флорес, который сейчас является художественным руководителей этого фестиваля.

С этой страной связано огромное количество впечатлений и воспоминаний.

Самый роскошный российский театр, созданный для оперы, исходя из вашего опыта выступлений?

У меня очень большой опыт работы за рубежом. В России я работала в гораздо меньшем количестве театров. Я очень люблю работать в Казани.

Там проводится самый знаменитый и старейший фестиваль в России – это Международный оперный фестиваль имени Ф.И. Шаляпина, который проводится на сцене Татарского академического государственного театра оперы и балета им. Мусы Джалиля.

Я очень хотела бы выступить в НОВАТЕ, Новосибирский театр – это самый большой оперный театр в нашей стране.

Опера - элитарный вид искусства, она довольно сложная для восприятия и порой говорят, что для оперы нужно созреть. А как привить любовь к опере? Какие советы вы можете дать?

Даже если вы совсем не знакомы с оперой, я бы дала совет ходить в театр и слушать самые популярные названия, такие как: П.И. Чайковский «Евгений Онегин», например, я пою роль Ольги в этой опере в театре, где я служу, в прекрасной постановке Сергея Арцибашева. Или посетить шедевр итальянской оперы Джузеппе Верди «Риголетто», там гениальные и понятные мелодии для неподготовленного слушателя, в эту музыку невозможно не влюбиться.

Чем прекрасен жанр оперы, так это тем, что у разных дирижёров, режиссёров и солистов, одна и та же опера звучит и эмоционально окрашивается по-разному.

Если же говорить про подрастающее поколение, то примером здесь может послужить такая страна, как Германия, в которой с самых ранних лет прививают любовь к опере. Например, практически в репертуаре каждого театра есть опера Хумпердинка «Гензель и Гретель», на сказочный сюжет. Немцы водят детей на эту оперу с самого раннего возраста, хотя гармонически эта музыка не самая простая.

Не бойтесь ходить в оперу! Особенно в Москве, где много оперных театров. И у каждого театра своё лицо. Старушка - опера жива и будет жить ещё много веков!

Читайте также: