Первая ассоциация, которая у многих возникает при упоминании столицы Кубани: «Краснодар – город, который стоит в пробках». Одним из реальных вариантов решении этой «традиционной» проблемы является развитие общественного транспорта. Как самим краснодарцы видят перспективы развития этой задачи? Недавно специалисты краевой лаборатории социологических исследований «Marketing LAB» изучили общественное мнение по этой важнейшей для города теме. Результаты мы попросили прокомментировать директора лаборатории Андрея Широких.
Вначале о популярности общественного транспорта среди горожан. Ежедневно им пользуется 43% краснодарцев. Четвертая часть жителей общественным транспортом пользуется несколько раз в неделю. Около 10% горожан не используют общественный транспорт. Пятая часть жителей (21%) пользуется общественным транспортом один или несколько раз в месяц.
Среди горожан, ежедневно пользующихся общественным транспортом, выделяется молодежь 18-29 лет (60%), жители Центрального округа (56%), краснодарцы с плохим (52%) и бедственным (57%) материальным положением.
При этом 28% жителей города с высоким уровнем дохода не пользуются общественным транспортом вообще. Очевидно, что молодые краснодарцы предпочитают маршрутки, троллейбусы, трамваи не только потому, что у них нет личного автотранспорта, - в городе очень сложно найти место для стоянки. Поэтому до мест учебы или работы проще доехать именно общественным транспортом. Любопытно, что по этой же причине городским транспортом пользуются и краснодарцы с высоким уровнем доходов. Зачастую доехать трамваем просто быстрее.
Что касается оценки работы. Пятая часть краснодарцев (22%) хорошо оценивает работу общественного транспорта, но почти каждый третий (29%) выразил недовольство его работой. В группе респондентов с высоким доходом превалирует мнение о положительной динамике в работе общественного транспорта за 2-3 последних года. 53% краснодарцев с хорошим и 50% с отличным материальным положением ответили, что работа общественного транспорта в городе улучшилась. Причины тоже очевидны: во-первых, эта часть краснодарцев пользуется общественным транспортом не так часто, а во-вторых, горожане с высоким уровнем доходов живут в основном в городских микрорайонах с развитой транспортной инфраструктурой.
Население города практически поровну разделилось – одни считают, что маршрутов общественного транспорта недостаточно (46%), другие им оппонируют (43%). Недовольна имеющимся в Краснодаре количеством маршрутов чаще других молодежь 18-29 лет (52%). Это связано с тем, что молодые специалисты и студенты утром добираются к местам работы и учебы, а вечером возвращаются домой в часы пик. Горожане старшего возраста в большинстве своем (55%) ответили, что маршрутов общественного транспорта достаточно. Пенсионеры предпочитают передвигаться по городу на нем, когда нагрузка на общественный транспорт существенно ниже.
Из 10 причин недовольства работой общественного транспорта на первое место краснодарцы поставили пробки на дорогах. 48% опрошенных заявили об этом. 28 процентов опрошенных указали на переполненность и давку из-за больших интервалов движения. Пятая часть горожан главными проблемами считают отсутствие комфорта, небезопасное вождение, плохое техническое состояние (эти пункты отметили те, кто пользуется маршрутками). Среди других бед – несоблюдение графика движения. Хотя каким именно должен быть график в городе, не знает никто. Потому что таблички на остановках с указанием номеров маршрутов и интервалов движения в городе отсутствуют. Хотя еще пару десятков лет назад они были. Это удивляет 13 процентов краснодарцев и практически всех гостей кубанской столицы, которых, кстати, на остановках маршруток легко вычислить: это люди которые на своих смартфонах «гуглят» краснодарские маршруты.
Многие названные проблемы общественного транспорта напрямую связаны с другой глобальной городской проблемой – пробками. Половина краснодарцев (49%) недовольны изменениями ситуации с дорогами и дорожным движением в последнее время в нашем городе. Улучшения в данном случае отметило вдвое меньше горожан – 25%. Каждый пятый (19%) не увидел перемен. Примечательно, что двое из трех (67%) краснодарцев с высоким уровнем дохода недовольны развитием дорожной ситуации за последнее время (они теряют в городских пробках от одного до трех часов ежедневно). А вот положительную динамику в развитии ситуации отметили горожане с плохим материальным положением (35% в данной группе опрошенных). И в основном это те, кто пользуется услугами трамваев, которым пробки не страшны, и те, кто передвигается по городу днем, когда ситуация на дорогах получше, чем в утренние и вечерние часы пик.
Участникам исследования был предложен список из полутора десятков проектов по решению проблемы транспортной перегрузки Краснодара. Этот список был составлен на основании опыта других городов-миллионников – российских и зарубежных. Понятно, что чем эффективнее проект, тем он дороже, и тем меньше шансов (в условиях нехватки средств городского бюджета) на его реализацию. И тем не менее, краснодарцы посчитали, что городским властям надо обратить внимание на опыт Москвы, Санкт-Петербурга, и пусть и в отдаленной перспективе, но работать над проектами подземного метро (то, что это решит проблему пробок убеждены почти 40 процентов горожан). Краснодару нужны новые дороги вокруг города (за это высказались 28 процентов опрошенных). 30 процентов краснодарцев считают необходимым строительство многоуровневых автомобильных развязок (такая предполагалась в частности на пересечении улиц Старокубанской и Ставропольской, но от громко анонсированного проекта отказались из-за отсутствия в городском бюджете необходимых средств). Треть горожан за расширение улиц центральной части города и обустройство параллельных основным городским магистралям дорог (как, к примеру, это сделано в Белгороде). Среди самых «дешевых» проектов – ограничение на въезд грузового транспорта (что невозможно без строительства объездных дорог). За это – ровно четверть от числа опрошенных. Столько же краснодарцев за увеличение числа выделенных для общественного транспорта полос (что также невозможно без расширения проезжей части на многих городских дорогах). 14 процентов горожан, в основном молодые люди, готовы даже поменять общественный транспорт на велосипеды и самокаты, при условии, если будут обустроены соответствующие дорожки. Примечательно, что проект канатного метро, о котором очень много последнее время говорят городские власти, заинтересовал всего 12 процентов горожан. Что, правда, больше, чем интерес к организации движения речных трамвайчиков на Кубани (6 процентов).
И хотя, подобные социологические исследования не могут дать ответ на главный вопрос: как решить эти городские проблемы? Тем не менее, я считаю, что они могут помочь властям города выстроить приоритеты на ближайшую и отдаленную перспективу. Ведь среди названных горожанами задач есть такие, которые не требуют миллиардных затрат. В частности, не так много можно потратить на обустройство всех остановок табличками с перечнем маршрутов и графиком движения. Или на «воспитательную работу» с перевозчиками о необходимости соблюдения графика движения не только «в выгодные часы».