Екатеринбург 21 июля 2016, 22:45

Как не нужно ходить в поход. Редакция The Ekb Room провела неделю в горах

The Ekb Room ставит жирную точку в своём путешествии по Уралу, переходя на федеральный масштаб. Редакция провела целую неделю в горах, выживая в темном лесу, падая в обморок и разводя огонь в облаке - история про Иремель находится между вылазкой в Тюлюк и походом на Голубые Озера. О том, как TER покорил вторую по величине вершину среднего Урала, попал на сбор староверов и провел ночь под метеоритным дождем – читайте в новой статье из серии «как не нужно ходить в поход».

17

#1. Отсутствие связи с миром

Я поднимаю телефон к небу. Странный ритуал, но попробовать стоит. Без изменений, связи нет совершенно. Об этом мы не подумали. Местные жители пытаются продать нам симки теле-2, наперебой твердя о том, что ловят здесь только они. Мы отказываемся.

Сворачиваем палатки и убираем вещи. Наши рюкзаки забиты под завязку. Через каждую пару шагов хочется сесть на землю и переждать минут десять для того, чтобы сделать новую пару шагов вверх.

Бросаю последний взгляд на приютившую нас поляну. Над лесом виднеется погрязшая в облаке вершина. Ноги делают первые ленивые шаги по ухабистой дороге. Первый час пути всегда самый сложный, поэтому стараемся не разговаривать и держать ритм.

Погода поливает нас контрастным душем, то выпуская на волю жгучее солнце, то освежая проносящимся под тучей потоком холодного ветра.
1

- Сколько мы уже прошли? - спрашивает плетущаяся где-то сзади Маргарита. - Не знаю, - отвечаю я, - может километра два, надеюсь, что все три. - Еще больше десятки, жесть, - она делает глубокий вдох, хватается руками за лямки рюкзака и ускоряет шаг.

Через некоторое время лес выставляет ответ прямо перед нами. В лоб. Не хватает тромбона, играющего знаменитую мелодию проигрыша. На дереве, справа от нас, висит маленькая квадратная табличка с насмехающейся над нами цифрой 1.

- Всегда один километр?! - Восклицает Маргарита, поднимая глаза к небу. - Ну да, - произносит Анатолий смеясь, - мы ведь не знаем, откуда начинается отсчет.

С этого момента дорога кажется нам невероятно долгой. Каждый из нас то и дело косит глазами в правую сторону, надеясь первым увидеть заветный квадрат, прячущий долгожданную цифру между древесной листвой.

Больше всего себя заставляет ждать двойка, растягивая наш путь стократ. Пройдя около 3.5 километров, слышим приближение автомобиля. Он не первый тревожит тишину длинной тропы, одна группа уже, наверное, подъезжает к КПП.
2

- Давайте скинем ему портфели! - предлагает Маргарита, остановившись у края дороги. - Думаешь, он возьмет? - Ну а почему «нет»? Давайте попробуем, - поддерживаю я.

Маргарита вытягивает руку в сторону и делает страдальческую улыбку, пытаясь сыграть на водительских чувствах.

- Извините! - восклицает она в закрытое окно грохочущей буханки, - можете докинуть наши портфели до КПП? - Ну а чего не могу, это можно! - отвечает водитель без капли сомнения, - За двести рублей я и вас могу довезти! - Нет, мы без денег, тогда сами пойдем, - Маргарита грустно, но очень медленно, отходит от автомобиля. - Да черт с вами, - водитель томно выдыхает и улыбается, - залазьте.

Мы оказываемся внутри маленького автомобиля, который бросается с кочки на кочку словно корабль угодивший в шторм. Капитан пытается что-то нам сказать, но из-за рева мотора его голос тонет в волнах шума. Так продолжается в течение 5-7 минут. Сокращаем самый незначительный этап пути.

3

- Вам тут сейчас еще километров 10 идти, дорога очень сложная… лучше уж до самой вершины тогда не идите сегодня, - он замолкает, но уже через секунду возвращается к нам с новой историей, - слушайте, тут год назад ребенок погиб, замерз насмерть, мать еле спасли, но вот ребенка нет - погиб. Здесь вообще уже несколько раз умирали, такая вот дорога! Очень тяжело.

#2. К подъему приступаем в сумерках

Мы тяжело оглядываемся друг на друга и принимаемся выбираться из автомобиля. Солнце уже начинает скрываться где-то за верхушками деревьев, даруя нам приятную полутень.

- Там дальше будет КПП, - кричит водитель, высунув руку в окно, - там лучше заплатить, ну и зарегистрироваться. Потом от него километров 6 до вершины всего останется!

Водитель машет рукой и скрывается в своем автомобиле. Мы выходим на тропу. Она кажется весьма дружелюбной.

4

С самого начала мы понимаем, что находимся в относительной безопасности. Еще не доходя до КПП, на нашем пути появляется один оборудованный кемпинг.

#3. Не регистрируем группу

Сам пропускной пункт проходим насквозь, так и не заплатив за билет. Не то чтобы мы делаем это специально, но решаем не навязываться спрятавшемуся персоналу. Тропа начинает становиться все уже, проходит над рекой, между скользкими камнями, теряется в папоротниках, резко уходит вниз и точно также обратно. Идти становится действительно тяжело. Маргарита отстает на несколько сотен метров, у нас с Анатолием свой ритм, который сложно перестроить, поэтому, как бы мы не старались, мы постоянно оказываемся впереди. Периодически устраиваем перекуры, чтобы дождаться отстающую часть команды.

Для безопасности вырабатываем простую систему. Примерно через каждые 5 минут мы кричим: «Маргарита». В ответ она устало завывет: «Идуууу».

5

#4. Не позаботились о снаряжении

Так продолжается несколько часов. Мы практически не разговариваем. Солнце уже скрылось, и нас окутал мрак. Теперь идти без фонариков невозможно. Но у нас их нет. Один Маргарита забыла дома, в другом была полусдохшая батарейка.

На помощь приходит смартфон, который вместо сильного света, выдает дохлый синеватый луч, позволяющий увидеть только то, что находится прямо под ногами.

#5. Темнота застает нас в дороге

Привалы становятся все чаще,  ждать Маргариту приходиться все дольше. Все указатели исчезают, а деревья не позволяют даже примерно определить то, на какой высоте мы находится. Кемпинги заканчиваются и мы чувствуем, что силы абсолютно на исходе. Оглядываемся вокруг - нам некуда поставить палатку.
Идти в такой темноте попросту небезопасно, но мы решаем, во что бы то ни стало добраться хотя бы до поляны, где можно поставить палатку и развести костер. Проходим один из кемпингов.
- Если что – можем остановиться здесь… - Не знаю, я еще нормально, меня хватит – полуприкрыв глаза, отвечает Анатолий, - Маргарита, ты как? - Всё хорошо! Идем дальше! – в серебряном сиянии луны, её лицо светится матовой белизной, а рот, выговаривая новые слова, так и дрожит от тяжести пути.

Гора Иремель

Вторая по величине вершина Южного Урала, расположенная на северо-востоке Белорецкого района и на северо-западе Учалинского района Башкортостана. Для сравнения - высота самой высокой горы Южного Урала – горы Ямантау – 1640 метров. Иремель проигрывает ей с разницей лишь в 58 метров.

#6. Игнорируем состояние одного из участников подъема

Мы не обращаем на это внимания, и Анатолий выходит вперед. Я остаюсь на месте. Примерно через двадцать шагов я перестаю его видеть. Фонарик отдаем Маргарите и идем почти на ощупь. Пару раз я сильно поскальзываюсь, буквально оставляя свои мозги на одном из покрытых влагой камней. Анатолий проваливается в грязь и соскальзывает обратно. Нет, ночью здесь ходить нельзя.

Решаем дождаться Марго, чтобы хоть какой-то источник света указывал нам путь. Её нет подозрительно долго. Анатолий кричит в сторону тумана. Стараемся даже лишний раз не вертеться на месте, чтобы не уйти не в ту стороны. Ответа нет. Мы смотрим друг на друга в течение нескольких секунд, сбрасываем рюкзаки и принимаемся бежать вниз. В темноте мы перепрыгиваем извилистые коренья, острые камни и маленькие ручейки, размывающие землю.

Иремель славится уникальной растительностью

При подъеме на вершину можно проследить смену четырех высотных поясов, для каждого из которых характерна своя растительность.

В первом поясе растут ели, пихты, березы. Во втором – подгольцовый пояс с редколесьем. В третьем начинается настоящая горная тундра с карликовыми березами, стлаником, северными ягодами. В четвертом встречаются участки гольцовых холодных пустынь.

Особый интерес у ученых вызывают реликтовые ельники на высоте 700-1000 метров. Эти елки – реликты первичных темнохвойных лесов, сумевших пережить ледниковый период. 57 встречающихся в этой местности видов растений занесены в Красную книгу, а 13 видов – эндемики, то есть не растут более нигде.

На одном из них я поскальзываюсь и окончательно падаю навзничь. Машу Анатолию рукой, чтобы он бежал дальше, а сам остаюсь лежать между массивных кореньев. Понимаю, что из меня окончательно ушли все силы, уступив место желанию уснуть прямо здесь, под едва видным небосводом и миллиардами еще не различимых звезд.

Несмотря на самочувствие, опираюсь на дрожащие руки и бегу в ту сторону, где скрылся Анатолий. Через несколько метров вижу картину: Анатолий держит на руках свою девушку, что-то шепчет и расцеловывает её щеки, она не отвечает. Руки болтаются как плети. Кажется, она без чувств.

#7. Обморок в темном лесу

Я подхожу поближе. Через пару минут она приходит в себя. Ноги её не держат, но наши рюкзаки где-то далеко вверху, а вместе с ними палатки. Мы не можем остаться на месте.

- Давайте уже где-нибудь остановимся, - в мольбе произносит она. - Нам негде, - отвечаю я. Говорить это тяжело.

В свете луны её лицо выглядит еще более несчастно. Видно, что силы покинули её. Я беру её под одну руку, Анатолий по другую. Стараемся взять всю тяжесть походного рюкзака на себя.

Теперь мы скользим по камням втроем. Деревья становятся все реже, и мы замечаем прорезающиеся сквозь расширяющиеся отверстия свет.
6

- Что это? – произносит Анатолий.

Я вглядываюсь вперед. Перед нами едва различимый лучик света. Мы словно наткнулись на желанный маяк. Вокруг нас поляна, а на ней – люди. Нам что-то кричат, и мы радостно идем на голос. Даже Маргарита идет сама и улыбается.

Перед нами  3 человека. Две девушки и парень. Они помогают нам поставить палатку. Оказывается, что до вершины остается всего полтора километра, но идти туда сейчас – не резонно.

Эзотерика

Помимо ученых, интерес гора вызывает и у различных религиозных общин и эзотериков.

Издавна гору Иремель почитали как священную вершину, на которой жили боги. Местные жители говорят, что в старые времена, жившие здесь башкиры строго-настрого запрещали рядовым людям посещение горы Некоторые ставят Иремель в один ряд с такими культовыми вершинами, как Кайлас на Тибете и Белуха на Алтае.

Экстрасенсы утверждают, что здесь якобы очень сильная энергетика и поэтому называют Иремель местом силы.

#8. Первая ночь в облаке

Оказывается, мы находимся в облаке. Вокруг стоит влага, словно мы в тропическом лесу. От неё ничего не спасает. Она проникает во все отверстия и щели. Огонь развести почти невозможно.

8

- Здесь недалеко сухостой, можно сбегать туда, я один бы не справился, но теперь то нас трое парней тут. Ты, - обращается он к Анатолию, - тебя как зовут? меня Денис, - он поочередно протягивает руку Анатолию, а потом и мне, - ты в сапогах – так что пошли со мной, там трава высокая, Женя там за раз вымокнет.

Анатолий и Денис уходят. Я помогаю Маргарите разложить спальники и вещи, для того, чтобы подготовиться ко сну. Она засыпает почти моментально.
7

После я выхожу к девушкам и остаюсь с ними. Им около 25-27 лет. Их палатка выглядит в разы солиднее нашей. На них непромокаемая одежда и походная обувь. В термосах теплый чай. Они приехали на внедорожнике, который остался недалеко от КПП. Я оглядываюсь на нашу палатку и выдавливаю сжатый смешок.

Девушки сидят несколько в стороне, их зовут Юля и Ирина. Ирина курит, попивая темное пиво, предварительно вынутое из такой же темной сумки.
9

Анатолий возвращается с огромным деревом. Быстро разводим огонь, используя спрей от комаров. В экстренных ситуациях он выручал нас не раз, не один раз выручит и после.

Денис достает бутылку пива себе, а Анатолий достает нашу бутылку водки. Они отмечают то, что все-таки удалось развести огонь, а мы то – что все-таки выбрались из леса и даже не погибли.

Слегка охмелев от нескольких стопок, я сижу приоткрыв рот и свесив голову набок. Покрасневшими от костра и усталости глазами, я созерцаю окутанную туманом местность, позволяющую увидеть лишь несколько одиноких деревьев.

У костра мы проводим всю ночь. Девушки расспрашивают о том, что у нас с собой из еды. Говорят, что вокруг действительно водятся медведи, поэтому соблазнять их колбасами не стоит. Мы поем хорошо известные всем песни. Согреваемся поочередно то водкой, то чаем. Они угощают нас импортными сигаретами – а мы их дешевым печеньем. Думаю, что у них было и получше, но они улыбаются и нашему.

10

Вскоре они уходят спать. Мы остаемся у костра, где и встречаем утро. Поливает маленький, но угнетающий дождь, способный вымочить волосы так, словно мы только вышли из душа, но не способный потушить огонь. Густой туман начинает потихоньку расходиться, и мы отправляемся спать.

#9. Маргарита остается в лагере

С утра я слышу легкое шуршание у входа в палатку. Переворачиваюсь на другой бок и засыпаю. Просыпаюсь от того, что внутри нестерпимо жарко. Я сбрасываю с себя верхнюю одежду и выбираюсь наружу, попутно обо что-то запинаясь. Это фонарик, который нам подарили встреченные ночью друзья.

Открывшаяся моему взгляду картина ошеломляет. Передо мной величественные горы, но я – на порядок выше всех их. Где-то на моем уровне на них налетают пористые, как безе, облака.

14

Я сижу у костра. Анатолий в палатке с Маргаритой. Она выглядит гораздо лучше, но видимо все еще не пришла в себя окончательно.

- Жаль,  - говорит Анатолий. - А я надеялся, что мы прихватим с собою  завтрак и  поднимемся на  самую вершину, ну или отправимся в  другое  красивое место, их здесь должно быть полно.  Но,  как  видно,  ничего не  выйдет, отдыхай.

11

Мы с Анатолием собираемся подниматься дальше. С собой берем почти пустую бутылку водки, чтобы символически отметить подъем, бутылку воды, и пару булочек. Маргариту оставляем внизу. Впереди вершина. Издалека она выглядит так, словно высыпана мелкой галкой.

Сложно представить наше удивление, когда мы понимаем, что вместо гальки, её составляют огромные камни  - примерно по 1-2 метра каждый.

Забираться сложно. Здесь под завалами гибли люди. Некоторые камни уходят из под ног, поэтому идем друг от друга на приличном расстоянии. Примерно с середины подъема появляется тропа, позволяющая безопасно добраться до вершины.

12

Там мы проводим целый день. Прячемся в расщелинах, скрываясь от ледяного ветра.

На вершине очень слабо, но все-таки ловит связь. И у нас появляется возможность отправить СМСки родным. Некоторым счастливчикам удается дозвониться. Их радостные лица стоят многого. В такие моменты связь ценится по настоящему, не как данность.

- Алё, да-да, мам, да, всё хорошо! Не переживай, просто связи нет. Да, аккуратно. Да всё, мам!

- Да! Живы! Конечно! наконец-то связь!

- Я дозвонился! – кричат люди друг-другу.

15

О  волшебное приключение!  О радость, торжество и безграничное ликование, скандирую я в унисон с другими людьми. Нет, никогда я не видел мест прекрасней, чем это. Мы отправляемся обратно  к Маргарите.  Она греется на солнце и готовит ужин.

- Меня назвали русалкой! - Кто? - Какие-то староверы, их тут человек 50 пришло, а то и больше!

На следующий день мы отправляемся изучать место их обитания. Они расположились между деревьями, основав что-то вроде маленького палаточного поселения. Вокруг импровизированные кухни, вещи сохнут на вытянутых веревках. На земле в странной форме разложены камни. Это что-то вроде мест силы.

Все они спят, а кто не спит – что-то готовит. Вид у всех усталый. Они словно набираются сил для чего-то грандиозного. Мы решаем не вмешиваться.

#10. Спускаемся на несколько километров вниз, в поисках рудника

Нам с Анатолием приходиться спускаться примерно на 1-2 километра вниз, к единственной замеченной нами реке, где мы можем набрать воды. Набрав около 15 литров воды, мы возвращаемся обратно.

13

Устало рухнув на поляну, мы наблюдаем за тем, как Маргарита готовит очередной ужин. Пюре с мясом. Пахнет так, что я готов съесть это в еще даже наполовину не готовом виде.

Замечаю удивленный взгляд Анатолия. Повернувшись, я вижу, то, что приводит меня в недоумение. Буквально в пятидесяти шагах от нас мужчина набирает воду. Маленький ручеек бесшумно течет прямо рядом с нами, отметая смысл хождений за водой так далеко.

Ночь предстает звездная. Облака расступаются, позволяя нам увидеть тысячи и тысячи звезд. В поле нашего зрения попадает немыслимое для одной ночи количество метеоритов, оставляющих недолговременные хвосты. Прекрасную картину дополняют удары в барабаны и песни сотни староверов, которые устраивают нечто вроде шабаша.

На следующее утро мы собираем вещи и уходим обратно. Нас ждет Тюлюк (он уже здесь).

Путь назад дается гораздо легче. КПП проходим незаметно, так и не заплатив за билет.

115280, Россия, Московская Область, Москва, Ленинская слобода 19
Почта: adm@dailymoscow.ru