Зачем спальным районам нужен паблик-арт. Для кого он и как читается местными жителями

Зачем спальным районам нужен паблик-арт. Для кого он и как читается местными жителями

Современные спальные районы всё чаще становятся не просто местом проживания, но и пространством для культурных экспериментов. Здесь зарождаются новые формы взаимодействия человека и города, где искусство выступает не как украшение, а как способ изменить восприятие среды. Паблик-арт помогает жителям почувствовать себя частью места, увидеть в привычных дворах и улицах не «окраину», а живой и значимый фрагмент городской ткани.

Именно о том, как искусство способно перепрограммировать среду, пробуждать интерес и формировать чувство гордости за свой район — рассказала российская современная паблик-арт-художница Марина Звягинцева.

«Спальный» район — не только для сна

Само слово «спальный» будто заранее задаёт ограничение: такие районы воспринимаются как места, куда люди возвращаются только переночевать, а настоящая жизнь — работа, события, культура — сосредоточена в центре. Меж тем для огромного количества людей именно здесь проходит большая часть повседневной жизни.

Более того новые спальные районы ничуть не уступают центру по уровню комфорта: их инфраструктура, построенная в концепции «15-минутного города», включает самое необходимое — магазины, детские сады, фитнес-клубы, школы в шаговой доступности.

Город как среда давления — и паблик-арт как противовес

И всё же, несмотря на выросший комфорт, городская среда остаётся не совсем естественной для человека. Современный город неизбежно давит на людей. Высотные дома, парковки, коммуникации, шум магистралей — всё это работает, как говорил Ле Корбюзье, по принципу «машины для жилья».

Город решает свои собственные задачи, но человек внутри этой структуры нередко чувствует себя чужим, оторванным от природы — в том числе и от своей собственной.

В этом контексте паблик-арт становится необходимым противовесом: он делает городской ландшафт соразмерным человеку. Мы воспринимаем произведения не только глазами, но и через эмоции — зеркальные нейроны помогают нам «считывать» настроение, заложенное художником в работе.

Благодаря этому паблик-арт возвращает ощущение, что город — это место для людей, а не только для машин.

Как паблик-арт делает район заметным

Паблик-арт способен не только украшать среду, но и менять восприятие территории. Когда мы открывали паблик-арт инсталляцию «Спальный район» с кроватями у метро Волжская, приглашенные гости спрашивали: «А это вообще Москва? Где это?» Люди впервые узнавали название станции метро, открывали для себя точку, которую раньше даже не замечали.

За время экспонирования проекта приезжали люди с разных районов Москвы. Местные жители почувствовали, что они находятся не на «ничейной окраине», а в месте, куда едут гости. Это изменило их отношение к собственному району, они стали им гордиться.

Еще запомнился случай, который случился с этими кроватями: Один мужчина что-то делал возле арт-объекта. Сначала казалось, что он его портит, но на деле он его…чинил.

1 / 2

«Я живу в соседнем доме, и мне по кайфу, что к нам едут», — объяснил он. Такие моменты показывают, как меняется парадигма: ощущение «я живу на окраине» превращается в «я живу в центре событий».

Паблик-арт как проводник к культуре

Паблик-арт может выполнять и другую важную функцию — он делает видимым то, что уже существует, но остаётся незамеченным. Яркий пример — проект «Культурный код». Это арт-навигация на асфальте, которая появилась около галереи в Тимирязевском районе Москвы.

1 / 3

Выставочный зал располагается в жилом доме и его почти невозможно было найти: люди десятилетиями проходили мимо, даже не подозревая о его существовании.

Тогда появилась идея: сделать на асфальте матрицу со словами, связанными с искусством — «мастерство», «образ», «искусство». Слова придумывали сами жители района.

Результат оказался ощутимым сразу. Количество посетителей выросло, люди стали интересоваться, что это за место. Один учёный из Тимирязевской академии говорил, что тридцать лет ходил по этой улице и не знал, что рядом есть выставочный зал. Паблик-арт помог ему это «увидеть» и привёл внутрь.

Паблик-арт как способ перепрограммировать среду

Иногда паблик-арт меняет не только отношение к месту, но и его дальнейшую судьбу. Яркий пример — проект «Дом художника. Южное Бутово».

1 / 2

В то время обсуждалась идея снести московский Дом художника и построить на его месте торговый центр. Звучали и предложения «перевести художников на окраину» и возвести там новый дом. Именно тогда в Южном Бутове появился паблик-арт объект — времянка из строительных вагончиков, превращённых художниками в “выставочные залы”.

Объект выглядел необычно и сразу привлёк внимание. Люди приезжали в Бутово специально, чтобы его увидеть.

Один парень водил свою девушку и говорил: «Смотри, а ты не хотела ехать к нам в Бутово, а у нас здесь прикольно».

Самое интересное случилось уже по завершении экспозиции: после того как вагоны вывезли, парк начали благоустраивать. Сегодня на этом месте красивый ухоженный ландшафтный парк «Южное Бутово», но толчком к переменам стал именно паблик-арт проект, обозначивший территорию и сделавший её видимой.

Как жители читают паблик-арт

Паблик-арт — самая сложная форма искусства, потому что реакцию на него невозможно предсказать заранее. Подготовленный зритель приходит целенаправленно в галереи и музеи, а местные жители чаще оказываются «неподготовленными» и сталкиваются с объектом в своем дворе неожиданно.

Поэтому первые реакции бывают полярными: от интереса до раздражения. Нередко жители требуют убрать объект, но спустя время начинают воспринимать его иначе — как настоящую достопримечательность района.

Паблик-арт работает через эмоцию, через эффект когнитивного диссонанса, и именно это позволяет ему менять городскую среду.

Для кого создаётся паблик-арт в спальных районах

Для жителей

В первую очередь паблик-арт создаётся для тех, кто живёт здесь постоянно. Для людей, которые проводят в районе большую часть времени, важно чувствовать, что пространство вокруг имеет свою историю, свой характер. Арт-объект помогает жителю ощутить сопричастность и гордость за место.

Для детей и подростков

Дети и подростки всегда живо реагируют на появление новых паблик-арт объектов и высказываются вслух, нравится им или нет, задаются неожиданными вопросами. Это работает и как точка притяжения: за детьми всегда подтягиваются родители, вовлекаясь в процесс.

На открытии инсталляции «Текущий сад» на Бульваре Белых ночей в поселке Новоселье был показательный случай: мальчик стоял около колонки с цветами из спинеров и спрашивал у друга, что такое «эмпатия» (так называется один из объектов) . Друг ответил: «Загугли и узнаешь».

Если район новый и находится на периферии мегаполиса, то интервенция современного искусства через playful art (интерактивные объекты на стыке инсталляций из современных материалов и игровой среды) — самый простой способ пробудить интерес у жителей района. За детьми всегда подтягиваются родители, вовлекаясь в процесс.

Для гостей района

Ещё одна важная аудитория — гости жителей новых районов и туристы, которые приезжают специально, чтобы посмотреть на современное искусство в уличной среде.

Для знакомства с новыми территориями помогают арт-медиации - прогулки с местными гидами, которые не только могут рассказать историю района, но и провести дворами, внутри которых часто появляются арт-объекты современных авторов.

Культурная карта спальных районов

Сегодня речь идёт уже не только о привлечении внимания к окраинам, а о том, чтобы сделать их видимыми на культурной карте Москвы.

«Я хочу, чтобы арт-объекты, особенно те, которые стоят на постоянной основе, были нанесены на карту города и появились в интерактивных картах. Тогда людям будет интересно приезжать, открывая для себя новые маршруты. Ведь когда мы отправляемся в путешествие, мы всегда спрашиваем: что здесь можно увидеть? То же должно работать и для Москвы. Если я еду, скажем, на метро Алексеевская, то знаю, что в открытом дворе одного из новых ЖК стоит паблик-арт инсталляция „Погода в доме“ . А потом можно пойти на ВДНХ. И в других районах должно быть так же: у каждого — своя точка, своя достопримечательность».

Марина Звягинцева

Российская современная паблик-арт-художница

1 / 3

Таким образом, паблик-арт становится не только частью повседневности спальных районов, но и их культурным маркером.

Он превращает окраины в места, куда приезжают как на экскурсию, создаёт новые туристические маршруты и формирует карту современной Москвы, где ценность есть не только в центре, но и на периферии.

Читайте также: