Для каждого из нас важно ощущать себя частью чего-то большего будь то семья, круг друзей, коллег и соседей. Мы испытываем потребность в приобщении к какому-то великому общему делу: религиозной общине, политической партии, этносу, нации. Как говорится, человек - существо социальное, и с этим не поспоришь. Среди важных для индивида коллективных идентичностей вполне может оказаться и городская, оформляющая сообщество его места жизни.
Исследовательская группа ЦИРКОН недавно опубликовала результаты исследования общегородских идентичностей жителей Владимира, Смоленска и Ярославля. Как объяснил руководитель группы Игорь Задорин, города были выбраны потому, что они достаточно древние и находятся примерно на одинаковом расстоянии от Москвы. Проанализировав результаты опроса более 600 горожан, специалисты попробовали нарисовать портрет типичного ярославца.
Группа жителей, декларирующих удовлетворенность своей нынешней жизнью (68%), превышает группу недовольных (31%). Но всё же в Ярославле пессимисты значимо превалируют над оптимистами: на вопрос "Как вы считаете, через год вы будете жить хуже или лучше, чем сейчас?" соответствующие значения составили 24% и 15%. При этом свое материальное положение как «среднее» оценили 70% ярославцев. В нашем городе наиболее высока доля респондентов, которые отнесли себя к самым «бедным» категориям («Мы едва сводим концы с концами. Денег не хватает даже на продукты» и «На продукты денег хватает, но покупка одежды вызывает финансовые затруднения»). В совокупности эти альтернативы выбрали 22% ярославцев, в то время как к категориям с высоким потребительским статусом себя отнесли чуть более 18% жителей города.Бедные, но довольные
Как показал проведенный опрос, 28% ярославцев в основном довольны положением дел в городе, еще 35% довольны отчасти. Среди наших земляков в полтора раза больше тех, кто в первую очередь ощущает себя частью своего города, а уж потом россиянами или «гражданами мира». Среди ярославцев таких более половины. Существенное большинство жителей не стремятся сменить местожительства (80%).Любим свой город
Результаты опросов подтверждают известный тезис о низком уровне доверия в российском обществе: доля жителей, считающих, что в отношениях с людьми следует быть осторожными (66%), вдвое выше доли тех, кто уверен, что большинству людей можно доверять. Значимое большинство горожан (до 74%) выразили мнение, что среди их близкого окружения преобладают согласие и сплоченность. В анкете не уточнялось, кто подразумевается под «людьми, окружающими лично вас», но очевидно, что респонденты в первую очередь имели в виду членов семьи, друзей и коллег, что делает полученные результаты вполне понятными. Хотя тот факт, что примерно каждый пятый участник опроса видит разобщенность и несогласие в своем близком окружении, не может не удручать.Не особо доверяем другим людям
Очень важно для понимания ярославцев как общности наше отношение к так называемым чужим – группам граждан, которые выделяются среди горожан тем, что выглядят инородно. Толерантны по отношению к чужим 61% ярославцев. Чужими мы считаем мигрантов, переселенцев, беженцев и выходцев из кавказских государств, при этом не вспомнили про панков, рокеров или представителей других вероисповеданий. Исследуя наши общегородские идентичности, московские специалисты попытались вывести индекс склонности жителей Ярославля к сотрудничеству. И по этому показателю наш город стал несомненным лидером: высоким индексом склонности к сотрудничеству у нас обладают 37% населения, тогда как в Смоленске и Владимире только 33 – 34%.Мы толерантны
Стрелку между Волгой и Которослью, которая является излюбленным местом отдыха и общения горожан, 49% респондентов назвали "лицом города". С небольшим отрывом следует Волжская набережная в списке значимых мест (47%). При этом характерно, что специализированные учреждения и места культурного отдыха и развлечения (парк, музей, стадион, зоопарк, планетарий) – за исключением театра Фёдора Волкова, имеющего культурно-символическое значение – оказались для горожан заметно менее значимыми. Открытый вопрос о любимых местах отдыха жителей Ярославля также дал очень сходные результаты: на первом месте – Волжская набережная, на втором – Стрелка, на третьем – городские парки, среди которых наиболее популярен Парк Нефтяников.Символ города для нас — Стрелка
Выбор наиболее выдающихся людей прошлого, известных всем в городе и связанных с ним, вряд ли кого-нибудь удивит. Героями Ярославля мы считаем основателя города Ярослава Мудрого, основателя театра Федора Волкова, космонавта Валентину Терешкову и поэта Николая Некрасова. Кроме них, фоновый «второй ряд» составили: певец Собинов; маршал Победы Толбухин и обобщённое старое ярославское купечество (Елисеевы, Мамонтовы, Гурьевы, Трапезниковы, Никитниковы и др.).Ярослав Мудрый — наш герой
В части представления ярославцев о том, чем город мог бы гордиться, по результатам фокус-групп выделяются следующие позиции: «архитектура, храмы, достопримечательности»; «много разных фестивалей»; «хоккейная команда»; «Волга, волжские виды»; «красота города»; «город Золотого Кольца». Самым значительным событием для города ровно половина респондентов назвала гибель хоккейной команды «Локомотив» в 2011 году. Значимыми событиями являются и открытие первого в России театра в 1750 году и празднование 1000-летия города в 2010 году. Необычным показалось исследователям, что довольно большой процент опрошенных назвали в качестве значимых событий открытие Ярославского автомобильного завода (ныне – моторный) в 1916 году (17%) и первого в мире завода синтетического каучука в 1932 году (7%). В других участвовавших в исследовании городах в качестве значимых назывались в основном события старины глубокой. «Видимо, так происходит потому, что только до Ивана Грозного исторические события, вернее, их интерпретация, не вызывают в обществе раскола», – отметил Игорь Задорин.Гордимся храмами и хоккейной командой
На первое место по результатам анкетирования вышла отзывчивость, доброта и доброжелательность ярославцев; на второе – их внешняя красота /стильность (с акцентом на красоту «ярославн»); на третье – любовь к посещению культурных мероприятий. Таким образом, ярославцы представляют себя в целом, во-первых, «потребителями культуры», во-вторых, людьми с «деловой сметкой, торговой жилкой, хваткостью». На втором плане проявились: склонность хорошо одеваться («Ярославцы – все красавцы»), доброжелательность и гражданский активизм – вплоть до общих политических действий.Ярославцы — все красавцы