Когда слышишь словосочетание «известные ярославцы», на ум приходят фамилии Терешковой, первой женщины-космонавта, Федора Волкова, создателя Первого русского театра, поэта Николая Некрасова. Молодое поколение сразу представит телеведущую Елену Летучую и обладателя «Оскара» мультипликатора Александра Петрова. Однако и сегодня жители Ярославля продолжают оставлять яркий след в истории родного города, культуре и науке страны.
«Живые картины» Валерия Смирнова
А вы знали, что Ярославль является одним из родоначальников голографических технологий? В 1971-73 годах в Педагогическом институте была создана лаборатория, где ведется работа по оптической голографии, одним из направлений которой является получение и изучение свойств различных фоточувствительных материалов. Основателем и руководителем стал Валерий Борисович Смирнов. Результатом работы лаборатории явилось не только участие в международных симпозиумах и выставках, но и получение принципиально новых способов записи голограмм, что подтверждено российскими патентами на изобретения.
Физик Валерий Борисович Смирнов изобрел и запатентовал в 2007 году технологию создания цифровой голографии. Выражаясь сухим научным языком, способ изготовления голографических изображений, при котором формируют когерентный световой пучок, направляют его сквозь покрытие с фоточувствительным слоем на голографируемый объект, отраженный объектной волной, затем создают интерференционное поле (потерпите, мы все объясним), которое регистрируют на указанном покрытии. В итоге на объект, выполненный в виде мастер-голограммы, накладывают покрытие с фоточувствительным слоем, выполненное в виде фоточувствительной пленки, создают между ними разрежение воздуха и направляют когерентный световой пучок сквозь пленку под углом, значения которого находятся в диапазоне +/- 10 градусов от угла Брюстера.
Проще говоря, с помощью лазера и специальных фотоматериалов получается трехмерная копия оригинала, в отличие от фотографии, создающей плоское изображение. При естественном свете вы ничего, увы, не увидите. Но если установить под определенным углом галогенную лампу, произойдет настоящее волшебство. Картинки оживут: люди моргают глазами и поворачивают голову, животные приветственно машут хвостом, а предметы искусства и старины станут реальными. 3D без очков!
Если вы хотите получить собственную голограмму, то в лаборатории вас сфотографируют на обычный цифровой фотоаппарат, а на следующий день у вас в руках голографический портрет, цена которого – в 900 раз ниже заграничных аналогов.
Профессор крепких слов Владимир Жельвис
Ярославский профессор, доктор филологических наук, Владимир Ильич Жельвис изучил нецензурную лексику 60 стран и защитил докторскую диссертацию на тему крепких слов мира. Его монография «Поле брани. Сквернословие как социальная проблема» стала первым в России научным исследованием, посвященном проблемам сквернословия. До него под мат никто не подводил научную основу. Увлечение этой нестандартной темой пришло к нему в 50 лет. Он начал заниматься исследованием мата на кафедре английского языка ЯГПУ, где Владимир Ильич работает и поныне. Коллеги неоднозначно восприняли его увлечение и высказали свое фи: «В нашем институте и такая тема...». Однако остановить Жельвиса было не просто, и в 1991-ом году он защитил докторскую по мировому мату.
85-летний профессор также является автором книги «Наблюдая за русскими» – большой специалист по «загадочной русской душе», предлагает нам свой взгляд на пресловутую «русскость». Ему удалось пережить террор сталинских «чисток», выжить в блокадном Ленинграде, написать две диссертации, понять социальную природу русского мата и научиться ругаться приблизительно на 80 языках, что очень помогает ему в его деятельности педагога. Сейчас Владимир Ильич живет в Ярославле со своей женой Стеллой и доберманом Клиффом и продолжает преподавать.
Дальше мы расскажем о властелине колец Николае Перове и ювелирах президента, что тоже родом из Ярославля.
Астроном Николай Перов, нашедший кольца у Плутона
В прошлом году зонд NASA «Новые горизонты» пролетел мимо Плутона 14 июля и сделал лучшие в истории снимки поверхности этого твердого мира, обеспечив нам беспрецедентный взгляд на его геологию, состав и атмосферу. Об этом много писали в прессе, а по соцсетям расходились картинки улыбающейся планеты. Не многие знают, что кольца у Плутона обнаружил ярославский ученый.
Заместитель директора по науке ярославского Центра имени Терешковой Николай Перов известен в мировой астрономии, но остается незамеченным рядовыми жителями города. Изучать эту самую далекую от нас планету сложно: даже космический транспорт еще не доходил до карликового Плутона в момент, когда было сделано это научное открытие.
Интерес к космосу у Николая Перова возник на четвёртом курсе решить задачу по небесной механике – несмотря на ажиотаж вокруг этого в советские года, будущий астроном всего этого просто не замечал. С тех пор Перов всё решает и решает задачи.
Вместе со своими студентами и аспирантами в педагогическом университете он принялся исследовать далекую планету и ее спутник Харон. Помогло в решающем открытии вычисление наличия колец через сжатие Плутона. Выяснилось, что Плутон имеет три кольца, которые находятся на расстоянии 2200 километров от центра планеты. Первое – шириной один километр, второе – 18, третье – 13 км. Они состоят из газа и пыли, но с Земли, конечно, не видны.
На вопрос о том, каково себя чувствовать первооткрывателем колец у планеты Солнечной системы, Перов скромно ответил ответил цитатой из Марка Твена: «Сделать что-то раньше всех – вот блаженство». Ярославскому ученому удалось сделать это без мощной научно-исследовательской поддержки в обычной университетской лаборатории.
На Земле десять тысяч астрономов, а кольца открыты только у пяти планет. И у одной из них – человеком из Ярославля.Сейчас Николай Иванович Перов – доцент кафедры информационных технологий и теории и методики обучения физике. Он ведёт учебные курсы на физико-математическом, естественно-географическом факультетах, а также в институте педагогики и психологии ЯГПУ.
Ювелиры президента
Золотая цепь, которую президент России надевает во время инаугурации раз в четыре года, создана руками ярославских мастеров. Знак президентской власти был создан в центре декоративноприкладного искусства «Русские ремесла» в 1994 году по эскизу питерского художника Евгения Ухналева. Пятеро ярославских ювелиров денно и нощно трудились над цепью № 1.
Свой коллар, а именно так называется специальное мужское колье, символизирующее власть и обязательства перед обществом, есть в разных странах мира. Свои коллары имеют также мэры городов, судьи конституционного суда, главы семей с фамильными гербами. Российский знак отличия представляет собой символическую копию ордена «За заслуги перед Отечеством» I степени. Цепь почти метровой длины выполнена из сплава золота, серебра и эмали. На девять звеньев этой цепи нанесены изображения государственного герба Российской Федерации, а на 8 — круглые розетки с девизом «Польза, честь и слава». Президентский коллар переходит от одного главы государства к другому при вступлении в должность. При этом действительно надевался коллар только однажды: в 1996 году председатель Совета федерации Егор Строев надел его на Бориса Ельцина во время инаугурации. В последующие годы регалию просто выносили на алой подушке и размещали на специальном постаменте.
Ярославские ремесленники не только вписывают на знаке имена каждого нового президента, но и делают государственные награды: орден святого апостола Андрея Первозванного и Георгиевский крест.
Если вы хотите узнать, какие заслуги в музыке приписывают уроженцам Ярославля, продолжайте чтение.
Лучший баянист мира Андрей Черепанов
У нынешниего поколения при слове «баян» возникают лишь ассоциации с приколом, многократно повторенным ранее и набившем оскомину. А между тем, в Ярославле живет музыкант, получил Гранпри на международном конкурсе баянистов в Италии. Преподаватель Собиновского училища Андрей Черепанов первые в истории состязания получил главную премию в качестве солиста, раньше этот приз доставался коллективам.
Победе в XXI международном конкурсе баянистов и аккордеонистов в Италии в сентябре 2006 года предшествовала душещипательная история. Андрей долгое время не выступал сольно, трудясь в ансамбле русских народных инструментов «Серпантин». Копил на квартиру для старенькой мамы, и накануне дефолтного 1998 года занял денег на покупку недвижимости. Кредиторы долго бы ждать не стали, да и времена были непростые. Тогда Черепанов принимает тяжкое для него решение – продать баян, который, как оказалось, стоит до 10 000 долларов!
Кредит покрыли, но впереди Андрея ждали долгие годы без выступлений и нужды. Денег в семье катастрофически не хватало. Наконец он не выдержал, и сказав жене: «Я не могу больше без баяна», приобретает старый инструмент. Благо тесть у ярославца – мастер по ремонту баянов. Довели старичка до боевого состояния, а тут Андрей узнал про конкурс. Тренировался как раб на галерах. Приехал и всех победил.
Бабушка музыкальной революции Виктория Майорова
Однажды 52-летняя ярославна решила самостоятельно освоить нотную грамоту. После долгих попыток разобраться во всех этих кружочках, палочках, крючочках, она поняла, что нотная грамота очень похожа на китайскую. Тогда она забросила это бесполезное занятие, осознав, что без музыкальной школу тут не обойтись, а лишних 7 лет на изучение нотного стана у женщины в запасе не было. Не девочка, чай.
Но мозг пенсионерки, привыкший систематизировать все данные – а до выхода на заслуженный отдых Виктория Майорова трудилась в вычислительном центре Ярнефтехимстроя – не сдавался. И вот одним прекрасным январским вечером, перевернувшим в последствии принципы музыкального обучения, на прогулке с фокстерьером Мартой ее осенило. Она решила просто пронумеровать все клавиши фортепьяно!
Теперь научиться играть и читать ноты можно за 1 час. Каждый звук получил свой порядковый номер, но на этом преобразования не закончились. Цифровой реформе подверглись и октавы, которые тоже както нелогично назывались. Малая, большая, первая, вторая, третья... Недолго думая, Майорова присвоила им цифры от 0 до 8. А звуки теперь обозначаются тремя цифрами, где первая – номер октавы, а последние две – индивидуальный номер звука.
Свое открытие она представила лишь спустя четверть века, в возрасте 69 лет. На конкурсе «Ярославна-2007» дальше второго этапа Виктория Петровна не прошла, но ее заметила заместитель мэра Людмила Сопотова: «Вам нужно идти в патентное бюро, я вам помогу». И действительно помогла: Виктория Майорова оформила заявку и подала ее на получение патента.
Музыканты обрушились на бабушку музыкальной революции с разгромной критикой: зачем все это надо? Ноты выучить – лиха беда начало, самое сложное - длительность звучания. Нужно не просто знать, какую клавишу нажать, но и сколько держать ее в таком положении. Отсюда разница. Виктория Петровна и тут не растерялась и придумала простое обозначение длительности звучания. Взяла и разделила линейку на равные части. Если нота находится к отрезке 1\4, то играть ее нужно соответственно. Затем появился еще более простой способ записи. Например, 407\4 означает, что в четвертой октаве седьмая нота длится одну четвертую. Человеку не надо запоминать многочисленные нотные премудрости. Он может сыграть эти ноты даже с нулевыми познаниями в музыке.