"Не мир я принес, но меч": семь российских фильмов, которые нужно посмотреть
Поезд с русскими футболистами, режиссерами и многими отечественными музыкантами уже давно отправлен общественным мнением в бесконечное путешествие по кольцевой дороге несбывшихся надежд. Русский кинематограф умер за наша грехи, но этого оказалось мало — и все сеансы в кинотеатрах заняли комедии с Михаилом Галустяном. Наша редакция составила топ российских фильмов, которые действительно достойны внимания.
Религия в России XXI века — тема сложная, а с появлением закона о защите чувств верующих — еще и временами запретная. Теперь верить в Бога лучше только по разрешенным уголовным кодексом канонам, а Страшный суд вершится не только дланью Господней, но и получившими данную привилегию людьми. Герой "Ученика" предан своей вере настолько, что Дмитрий Энтео и его отряд православных активистов и рядом не стоял. Он отрицает даже современный уклад Русской православной церкви, и когда батюшка в школе говорит ему: "Ты из тех, кто живет ради своей веры", Вениамин отрицает это:
Я не живу ради веры, я за нее умру.
Иисус нес крест на Голгофу, а главный герой несет прибивать его к стене актового зала. Вениамин — это уже не только уста Господни, но и меч его, так что теперь может не только умереть за него сам, но и карать других.
Фильм полностью был снят на деньги представителей российского бизнеса, взял главный приз за режиссуру на "Кинотавре" и отмечен наградой в Каннах. "Ученик" — это смелое, тревожное и независимое кино, один из лучших фильмов 2016, не получившее в Год российского кинематографа ни копейки от государства.
Два года назад Ивана Твердовский и фильм "Класс коррекции" победил в номинации "Лучший дебют" на Кинотавре, а в этом году режиссер вернулся туда с "Зоологией" и снова не ушел без побед. Фильм, про женщину, у которой внезапно вырос хвост — наверное, самый странный в нашей подборке.Помните «Голову-ластик» или «Человека-слона» Линча? Теперь и в нашей киносфере есть кино с подобным человеческими метаморфозами. Только не забывайте, что "Зоологию" сняли в России.
А это значит, что героиня пост-бальзаковского возраста по имени Наташа живет со своей мамой, стоит в очередях поликлинник и чувствует, что одиночество с ней до конца. "Это кино о человечестве в клетке, которое занято не духовным миром, не нравственным развитием, а идет от физиологических потребностей, как окружающие животные", — говорит сам Твердовский, который считает, что некоторые момента фильма получились настолько спорные, что расшифровать их задуманный смысл довольно трудно. Раскрывает он и еще один секрет — хвост главной героини — аниматроника из силикона, который управлялся специальным джойстиком.
Если сравнивать эту подборку с нашими прошлогодними российскими киноитогами года, то "Хороший мальчик" тут пришел на смену "14+" Андрея Зайцева. Добрая, смешная, местами романтичная и лайтовая комедия о жизни российского школьника — разве только из полной семьи, где Хабенский в роли папки заслуживает отдельных теплых слов.
Кино про тинейджеров в России за последние пару лет снимали по-всякому: это и "Да и да" Германики, и тот же "Ученик", но по сравнению с ними "Хороший мальчик" — фильм бесконфлитный, для просмотра семейного, и получения совсем другого удовольствия, нежели чем от вышеупомянутых.
А еще это кино взяло в этом году главный приз "Кинотавра" (напомним, что победитель прошлого года — "Про любовь" Меликян"), обойдя многие другие фильмы из нашего топа. "Короче говоря, симпатичное кино, не имеющее к жизни и реальности решительно никакого отношения: действительно доброе и даже не фальшивое - просто благостное", — резюмирует в своей рецензии Антон Долин, а если уж в нашем тексте появилось имя Долина, то дальше нам самим про "Хорошего мальчика" сказать уже нечего.
Черно-белая картина посвящена событиям, происходящим в Великую Отечественную войну. Сам Кончаловский заявил, что немцы будут смотреть его фильм «с некоторым ужасом» из-за чувства вины, которое им «вбили в голову».
«Я говорил с ними, они опускают глаза и краснеют, для них это очень тяжело. Они научились избегать этих вопросов», — цитирует режиссера «Россия сегодня». Он также выразил надежду на то, что уничтоженный нацизмом великий немецкий дух возникнет вновь, и подчеркнул, что на внуках и детях не лежит вина за преступления дедов.
"Милый Ханс, дорогой Петр" получил разные оценки критиков и зрителей. Кто-то указывал на слишком долгие планы и отсутствие ясной концепции, другие наоборот превозносили внутренний психологизм фильма и сознательно использующиеся приемы затянутости.
Режиссер явно не старался сделать так, чтобы смотреть картину было комфортно, но в память "Милый Ханс, дорогой Петр" может врезаться.История, происходящая за пару лет до Великой отечественной войны, рассказывает о дружбе советского и немецкого рабочих, трагедии на их заводе и трагедии, ставшей одной из главных для всего человечества. Фильм взял в этом году премию "Ника"; без батальных сцен и ура-патриотизма он стал одним из лучших кинолент про войну, снятых в России.
Константин Хабенский уже был чуть выше в нашей подборке, но пропустить фильм "Коллектор" с ним в главной роли мы не можем. Хабенский уже доказал всем, что формат "моноспектакля" для него комфортен и дает раскрыться в полной мере — взять хотя бы поставленный им в МХТ "Контрабас" Патрика Зюскинда. Теперь актер исполняет роль коллектора — одного из главного героя-антагониста современной России, где большая часть населения вынуждена брать кредиты, не рассчитывая своих сил на их выплату.
Тема в последнее время все время подогревается новыми информационными поводами, и зеркало нашей кинокультуры удачно смогло отразить не только противостояние коллекторов и должников, но и внутренний конфликт каждого из этих людей. Это честное, бескомпромиссное кино, с правдивым и непритянутым за уши финалом. Тем оно и хорошо, и стоит внимания.
"Тряпичный союз" — легкий фильм, который будет приятно посмотреть всем, а особенно — возрастной группе от 16 до 25 лет. Кино о становлении и взрослении обычных, среднестатистических молодых людей, возможно, даже воспринимающихся как «люди с отклонениями в развитии» Это фильм о дружбе и поисках себя, о человеческих отношениях в нашем сумбурном и непонятном мире. Тут есть и наркотики, и алкоголь, и сексуальная беспорядочность. «Надо что-то делать», — девиз всего фильма. Герои, на какое-то время вылетевшие из стандартной схемы «школа-институт-работа-пенсия-кладбище», хаотично двигаются, пытаясь построить свою систему. В Берлине фильм был отмечен Хрустальным медведем, как лучший фильм для юношества.