Воровать чужие блестящие идеи уже не надо - их можно просто арендовать на условиях франшизы, платя при этом ежемесячные отчисления. Хотите открыть собственное кафе, похожее на Starbucks? Можно честно заплатить за идею и не заниматься плагиатом. Рассказываем ,что такое франшиза, с чем ее едят и как с этим работать.
Что это?
Представьте себе, что ваш друг открыл заведение, которое назвал, например, "Кофейня Petr VasilievЪ". Вам это заведение очень понравилось, и вы решили, что в вашем городе/районе тоже должно появиться кофе от Петра Васильева. Есть разные варианты его открытия своими силами, но самым разумным будет следование бизнес-задумкам вашего друга Петра: такой же бренд-бук, такие же продукты, такой же ассортимент иных товаров. Разве что во главе кофейни вашего района будет не Петр, а вы. Примерно так и выглядит франшиза.
Объясняя доступней, сошлёмся на небезызвестные KFC и Макдоналдс. Прибавьте сюда ещё и популярные стоки одежды типа TerraNova и Calliope. Все эти заведения работают в различных городах страны под руководством самых разных людей, которых вполне могут никогда и не видеть основатели самой компании. "Терранова" работает, например, следующим образом: руководство магазина выполняет все требования головного офиса (расположен в Италии), принимает товар (едва ли не бесплатный), персонал торгового помещения делает всё так, как когда-то написали в итальянском уставе (да-да). При этом реклама магазина, акции/скидки/подарки - всё это висит на совести владельцев из конкретного города.
Эти магазины находятся в разных городах, но как они похожи!
Зачем нужна франшиза?
Иногда для того, чтобы было легче начать. Представим себе ситуацию: вы решили торговать продукцией Apple, но понимаете, что таких идейных ребят, торгующих "яблоками" очень и очень много. Хорошим вариантом будет укрепить позиции и обратиться к компании Apple с целью стать франчайзи - владельцем франшизы. Если вам дадут добро, значит, вы сможете открыть официальный магазин Apple, а это прибавит вам, молодому предпринимателю из Владивостока, доверие такого же уровня, как и к головной компании.Кому какое дело, что точку открыл парень из Владивостока? Если Apple ему доверяют, значит уровень там такой же, как в официальных точках Лос-Анджелеса или Нью-Йорка.Ещё франшиза - это хорошая возможность начать собственное дело, не особо разбираясь с составлением бизнес-планов и проведением маркетинговых исследований. Смотрите, что "стреляет" в другом городе, слушаете истории друзей про то, как "мы были в городе N, там есть вот такой вот магазин, жаль, у нас такого нет", открываетесь! В некоторых сферах начинать бизнес с франшизы является идеальным вариантом. Например, в кофейно-чайном бизнесе: благодаря франшизе вы поймёте, как что работает, разберетесь с CRM (и узнаете, что это такое), получите контакты поставщиков, заведете связи.
По этой инфографике нетрудно составить впечатление о том, какие франшизы чаще всего покупают в России.
Дадут ли мне франшизу?
Apple - не дадут. И Samsung вряд ли сделают это. Очень многие ТНК (транснациональные корпорации) не раздают франшиз и не работают с "чужаками" - теми, кого не знают лично. Кроме того, на первых этапах вы вряд ли бы потянули выполнение всех требований главного офиса большой конторы и оплату роялти.Список компаний, предоставляющих франшизу, лучше всего смотреть на специализированных сайтах, регулярно мониторящих рынок. Например, вот тут, тут, здесь и здесь. Также рекомендуем заходить на сайты компаний, интересующих вас, и заглядывать в разделы "О нас" или "Партнеры".
О том, какие франшизы были популярны в прошлом году, подробно расскажет инфографика Бизнес Газеты".