Владивосток 27 июля 2016, 23:59
Поделиться: Поделиться:

Порто-франко: история налоговых льгот и бесплатных гектаров во Владивостоке

13 июля 2015 года Президент Российской Федерации подписал закон о создании Свободного порта Владивосток, который начал законно функционировать 12 октября 2015 года. Режим свободной гавани создаётся сроком на семьдесят лет с перспективой дальнейшего продления преференциального режима. Но является ли столь романтичное словосочетание новацией в нашем регионе? TVR делает краткий экскурс в историю и рассказывает, как это было.

В 1860 году в связи с истечением очередного срока беспошлинной торговли генерал-губернатор Восточной Сибири предложил на рассмотрение расширить облегченный налоговый режим на все порты Приморской области. И 25 декабря 1862 года, через два года после одобрения Сибирского комитета Владивосток открывают для свободной торговли. Импортные ткани, продовольственные товары, разнообразные алкогольные напитки – коньяк, спирт, джин, пиво и портер наполнили внутренний рынок.

1 / 3
Из Владивостока вывозили лед, белужий жир, соленую рыбу, особой популярностью пользовалась морская капуста (ламинария японская)
В 1871 году из Владивостока и его окрестностей в Китай было отправлено около 7,5 тонн морской капусты на сумму 990 тыс. рублей. Естественно, местная вывозная торговля носила преимущественно сырьевой характер, из-за чего порто-франко стал, по сути, портов исключительно ввозных товаров.

Посмотреть всю карту

Преференции со временем становились ограниченными, из-за того, что набирала обороты политика протекционизма (от англ. to protect - защищать). Например, льгот лишались иностранные аналоги российских подакцизных товаров – сахар, спички, спиртные напитки и табачные изделия. Первые ограничения были наложены в 1867 году на спиртные напитки. Причиной тому послужило поголовное пьянство местного населения благодаря изобилию ввозившегося иностранного алкоголя. Стоит отметить, что ограничения не повлияли на масштабы ввоза алкоголя, они по-прежнему оставались впечатляющими. Однако теперь, новые меры давали существенное пополнение государственной казны.

1 / 4
Последующее расширение списка ограничений стало первым шагом на пути к полной отмене режима порто-франко
Коренным поворотом стало открытие пароходного сообщения между Владивостоком и Одессой, что ознаменовало собой возможность регулярной доставки отечественных товаров. Так, порто-франко потеряло свою актуальность и стало тормозить развитие местного производства. Окончательно вопрос был решен 1 марта 1909 года, когда вступил в силу закон о закрытии порто-франко по привозу иностранных товаров.

1 / 2
К этому времени, эта система привлекала не только иностранный товар, но и инвестиции в местную экономику. Современники отмечали, что каждая американская вещь стоила здесь в три раза дешевле, чем в Америке. Но не стоит забывать, что Владивосток изначально был замыкающей территорией и рассматривался как военный форпост. На Дальнем Востоке не было надежных путей сообщения с европейской частью России, регион был почти не изучен и не колонизирован, так что наличие этих фактов и стало одной из причин такого подарка от властей. Благодаря системе порто-франко в условиях нехватки капитала и рабочей силы удалось с нуля создать экономику региона.

Сейчас открыта новая страница истории режима свободной гавани во Владивостоке. И станет ли он возрождением былого успеха или уйдет в тень вместе с мейнстримовской портофранковской эйфорией?

Материал подготовлен Юлией Шейко. Специально для vladi-room.ru

115280, Россия, Московская Область, Москва, Ленинская слобода 19
Почта: adm@dailymoscow.ru