В этой стране совсем недавно начали укладывать тактильную плитку и редко делают это правильно. Это важная штука, она нужна слабовидящим и слепым людям, чтобы ориентироваться на улице и обходить препятствия. Принятый у нас ГОСТ по тактильной плитке необоснованно отличается от стандартов других стран, а на местах ее кладут вообще очень плохо. Кто-то увидит это новшество и станет ворчать, что ходить стало неудобно. Другие будут бездумно воспевать заботу о маломобильных гражданах. И те, и другие и невежественны в вопросе и по-своему правы. Мы поехали на остановку проспект 100 лет Владивостока, чтобы проверить, куда можно прийти по новой плитке, не полагаясь на зрение, и можно ли вообще.
На Столетии останавливается много автобусных маршрутов, живёт много людей, для них построены торговый центр и много магазинов, это очень оживленное место. Тактильная дорожка начинается на остановке (только почему-то не на той, куда пребывает большинство автобусов), на полпути разветвляется, и концы её приводят к самым важным учреждениям района – поликлинике и приемной Единой России.
К направляющей плитке (это которая с продольными рифами, она дает сигнал смело идти вперед) почти не возникает вопросов – если, конечно, она не направляет слепого пешехода на верную смерть. Но здесь всё хорошо. Хотя на самом деле она не нужна на всей протяженности пути, ведь в таком случае ее пришлось бы укладывать вообще везде. Ею обозначают рекомендуемый маршрут на площадях, вестибюлях и других открытых пространствах, а на тротуаре, границы которого очевидны – т.е. с одной стороны он ограничен проезжей частью, а с другой фасадами или газонами, - без направляющей дорожки можно и обойтись. У нас и так бордюры торчат отовсюду, так что сложно представить, чтобы передвигающийся на ощупь человек смог попасть куда-то, куда ему не надо. Обычно наши бордюры наоборот преграждают дорогу туда, куда надо. На всякий случай.
Плитка качественная и уложена аккуратно. Посмотрите на этот изящный поворот и врезанные элементы на стыках! Загляденье.
Вопросы вызывает диагональное рифление. Видите небольшую вставку посередине? Так вот, она никому не нужна. Плитки с диагональными рифами есть только у нас, а слепые других стран, которым инфраструктура родного города позволяет выходить из дома, в них не нуждаются. Рельеф хорошо считывается в том числе и через плотную подошву, и на узком тротуаре причиняет неудобства большинству пешеходов. Людям приходится идти либо по нему, либо по узкой полосе асфальта, оставшейся сбоку. Нет необходимости укладывать указатели в два ряда на подобном участке, можно было обойтись одним. Было бы проще укладывать дорожку в обход препятствий.
Вместо того чтобы обогнуть люк, о нем предупреждают точечками.
Предупреждения о переходах и лестницах в основном на месте, но их непросто интерпретировать, ориентируясь на общепринятые стандарты. Перед переходами лежит в основном плитка с рельефом, перпендикулярным движению – обычно такую, только с закругленными рифами, укладывают перед лестницами. А перед лестницами красуется плитка с точками, которая во всем мире лежит перед пешеходными переходами. Для переходов существует много разных норм помимо формы рифления: например, если есть светофор, тактильная полоса продлевается назад на всю ширину тротуара, чтобы идущий в глубине тротуара человек его не пропустил. В таких случаях плитка обычно красная. Она всегда должна быть контрастной, когда предупреждает о препятствии. Как бы то ни было, наши мастера доступной среды не знают о таких премудростях.
Расстояние от тактильной полосы до лестницы неодинаково по всей её длине, тогда как согласно стандартам и здравому смыслу предупреждающая полоса всегда параллельна препятствию и расположена на установленном расстоянии от него.
Так эти участки оформляют в Англии (фото с сайта marshalls.co.uk)
Поперечная плитка лежит перед лестницей в Ливерпуле.
Стандартный цвет контрастного предупреждения о препятствии – темно-желтый. Лондон.
Регулируемый светофором переход в Манчестере.
Если в нашу страну приедет слепой иностранец, некоторые различия в укладке тактильной плитки могут ввести его как минимум в заблуждение, но скорее в смертельно опасную ситуацию. То же самое ждет и русского слепого, оказавшегося за границей на просторах непривычно уложенной плитки. Когда-нибудь эту ошибку исправят, и точечки у нас будут лежать там же, где они лежат в Англии и Японии.
Можно привыкнуть к тому, что поперечная плитка обозначает переход, но как быть, когда она ведет на такой труднопреодолимый участок? Сюда ведет тротуар, но здесь стоят машины. Что это? Тротуар? Дорога? Парковка? Никто не знает.
Большинству граждан никогда не приходится думать о благоустройстве улиц и пешеходной инфраструктуре – но это в других городах и странах, там, где об этом есть, кому позаботиться. Разметка на дорогах, регулирование движения транспорта, навигация, инфраструктура для маломобильных групп населения, безопасная и комфортная среда для всех без исключения – эти сложные и прекрасные вещи должны находиться под ведомством особых людей, которые хотят как лучше и знают как правильно. Однако когда таких людей будто бы и нет, обычным прохожим и пассажирам бывает полезно знать, чего они заслуживают и в чем им отказывают. Каждая прогулка не должна представлять собой логистический подвиг и преодоление полосы препятствий, и чем больше людей понимают это, тем скорее найдутся и деньги, и специалисты, и соответствующие распоряжения, чтобы сделать нормально.
Скоро мы пойдем куда-нибудь еще и расскажем больше.
Автор - Екатерина Илюшкина. Фотограф - Денис Коробов.