Реклама на данный момент стала очень изобретательной и креативной, но есть и варианты, где она буквально бесит. Одним из таких вариантов являются спамовые сообщения, присылаемые вам на телефон, в виде смс-сообщения или оповещения в месседжере. Что делать, если ваш телефон терпит подобные спам атаки и как устроена «жизнь» компаний, предлагающие такие услуги в нашем материале.
В прошлом году вступил в силу запрет смс-рассылок без согласия абонентов. Но сложно представить себе человека хитрее, чем рекламщик, и спам продолжил атаковать пользователей через популярные месседжеры. Например, WhatsApp. Во Владивостоке наглость и бесстрашие «рассыльщиков» рекламного спама достигли пика: они рекламируют сами себя на пассажирских автобусах. Мол, «закажите у нас рассылку рекламы через WhatsApp по такому-то номеру». И плевать, что ФАС (Федеральная антимонопольная служба) России официально приравняла спам в мессенджерах к SMS-спаму и признала это нарушением части 1 статьи 18 Закона “О рекламе”.

Журналистка портала Vladivostok Room позвонила рассыльщикам «под прикрытием».
- У меня несколько цветочных бутиков в городе и два в Уссурийске. Сколько будет стоить рассылка, и вообще, законно ли это?
Как оказалось, в самой службе рассылок о законе либо не знают, либо намеренно врут.
- Мы ничего не нарушаем, - утверждает оператор Екатерина на том конце провода. – Да, смс-рассылки запретили, но на WhatsApp это не распространяется.
- А откуда номера телефонов-то берете? База велика?
- База по всей России, а головной офис находится в Москве, - хвастается девушка. – По Приморью у нас около 1-го миллиона номеров, на которые можно отправить вашу рекламу, а во Владивостоке – около 500 000.
Об «источнике» базы девушка рассказывать не стала. Но убедила – это ни в коем случае не сотовые операторы.
Стоит «грязная» реклама недорого – 55 копеек за одно доставленное сообщение. Почему здесь уместно слово «грязная»? Да потому, что приходит пользователям мессенджеров самая разная реклама – от товаров крупных магазинов бытовой техники до различной атрибутики из секс-шопа.
- Как – то мой ребенок приносит мне смартфон, а там картинка с секс-игрушками и подпись «разнообразьте свою ночную жизнь», - рассказывает Наталья Печоркина, мама и учительница русского языка и литературы. – Мы посмеялись, поставили в игнор номер, с которого пришло незваное сообщение. Но приходить они продолжают все равно, от других номеров. Уже надоело, честное слово.

Сами рекламодатели объяснили, почему не брезгают таким пиаром.
- Если какие-то законы и нарушаются, то нарушаем их не мы, а те, у кого мы услугу заказываем, - отрезали в маркетинговом отделе компании DNS и бросили трубку.
Что же делать людям, которых спам в месседжерах уже доконал? Блокировать рассыльщиков можно бесконечно – все равно находятся новые, а удаляться из вотсапа из-за них – слишком много чести. Конечно же, можно взять да и написать заявление в полицию, а потом ждать, когда же там найдут виновных и разберутся… Но что-то мало верится в такие методы.
Адвокат Елена Архипова советует:
- Можно подать заявление на рекламодателей, которые считают себя невиновными, обвинить в нарушении или в пособничестве нарушению того самого закона о рекламе, о котором вы упомянули. Может быть, им и удастся отвертеться в итоге, но сам процесс разбирательств подпортит репутацию и рекламодателям, и не прошенным рекламщикам.
Текст - Любовь Хмелевская