4 000 жителей и гостей Владивостока посетили персональную выставку художника Павла Пухова (1983 – 2013) в Центре современного искусства «Заря» (проспект 100 лет Владивостоку, 155, цех 2). Каждый желающий до 31 августа может посмотреть первый в российской выставочной практике проект, в котором лицом к лицу столкнулись музей и улица на примере творчества одного художника. Вход свободный.
«Эта выставка — отголосок крика человека, который не любил молчать. Чтобы понять ее, нужно не бояться почувствовать себя свободным!», — такую запись оставил в книге отзывов один из посетителей выставки, подчеркнув остросоциальную тематику, на которую Паша 183 высказывался в городском пространстве, цитируя лирику русских рок-музыкантов и хип-хоп исполнителей. В выставочных залах рядом с цитатами Егора Летова («Гражданская оборона»), Андрея Макаревича («Машина времени»), которые художник наносил на городские стены, можно увидеть его живописные работы – портрет Константина Кинчева («Алиса»), Боба Марли и других кумиров, вдохновлявших его на творчество.
Паша 183 не оставляет зрителей равнодушными: одни делятся фотографиями его работ в социальных сетях, другие описывают свои впечатления и переживания в книге отзывов. Многие возвращаются на выставку через некоторое время. Другой посетитель написал: «Уже второй раз посещаю эту выставку и каждый раз нахожу что-то новое, что-то, о чем можно поразмышлять. Особенно вдохновляют мысли о бегущем времени».
Тема времени – любимая тема Паши 183, ей посвящен один из залов выставки. Философское, меланхолическое настроение, ощущение конечности отведенного нам времени – одна из загадок выставки художника, ушедшего из мира сразу после того, как он стал самым знаменитым русским уличным художником в международном масштабе. За границей о Паше 183 узнали в 2012 году благодаря публикациям в ряде зарубежных изданий, в том числе The Guardian, The Huffington Post, The Telegraph. В 2013 году в пригороде Парижа он впервые показал свои живописные работы на совместной выставке с французским художником Nebay в рамках фестиваля RussenKo. Работы, созданные Пашей 183 вне улиц, находятся в частных собраниях в Париже, Лондоне и Москве. Британский художник Бэнкси посвятил Паше 183 одну из своих работ, названную «P183. R.I.P».
Паша 183 и его окружение негативно воспринимали его сравнение с Бэнкси. Именно поэтому в экспликации к выставке используется эпиграф из стихотворения Лермонтова, тоже рано ушедшего из жизни и часто сравниваемого с Байроном:
«Нет, я не Байрон, я другой,
Ещё неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой».
Работы Паши 183 – это летопись новейшей истории России в самом драматическом ее исполнении. В память об августовском путче 1991 года художник превращал стеклянные двери метро в ОМОНовцев («Правда на правду — (19.08.91 — напоминание)»), в дань памяти жертвам и подвигам Великой Отечественной войны помещал на стену проекцию артиллерийского залпа 1945 года («День победы»).
Творчество Паши 183 – это не только память, но и совесть современного общества. В своих работах он критикует консюмеризм и коммерциализацию окружающей действительности («Индустрия», «Аленка»), говорит об одиночестве («Взаперти») и выходе из зоны комфорта («Поджигателям мостов — посвящение»). Его работы побуждают к размышлениям и переоценке, они наполняют новыми мыслями, и мы благодарны за это ему. «Спасибо. Это было…это было. И это осталось внутри ощущением вопроса: «А куда же все-таки мы катимся с этим миром?», — делится в книге отзывов своими эмоциями один из посетителей.
Подпишитесь на нас: