Уфа 21 июля 2016, 19:04

Красоты Башкирии: Аскинская ледяная пещера

После посещения Игнатьевской пещеры я вспомнила, что еще в детстве читала об одной из самых больших пещер Башкирии – Аскинской ледяной пещере. Помню, была очень заинтригована и мечтала обязательно туда попасть, поэтому, когда по секретному каналу мне поступило предложение съездить посмотреть ее, я согласилась без раздумий и без ознакомительного поиска по интернету, чтобы тщательно подготовится к путешествию. Поэтому взяла то же, что и в прошлый раз, только чуть больше еды.

Как обычно, мы выезжали утром, в составе четырех человек, не особо озаботившись каким-либо дополнительным снаряжением, за исключением девушки с «кошками». Погода была довольно пасмурная, но душная и без дождя, так что путь по Белорецкому тракту казался несколько мрачноватым, особенно после поворота к поселку «Максим Горький», после которого расположился «Заря». Селения эти казались безлюдными и заброшенными, будто внезапно все люди, гонимые необъяснимой тоской, встали из-за обеденных столов и уехали, куда глаза глядят. Зато Аскино встретило нас жизнерадостно развевающимися флагами возле каждого из немногочисленных домов.

Мы проехали еще немного и встали на небольшой поляне, судя по всему пользующейся популярностью у тех, кто оставляет машины по пути к пещере. Сменив одежду, наша группа отправилась в довольно продолжительный пеший путь по местами размытой дороге. Подъем казался несколько утомительным с непривычки: было душно, жарко из-за теплой куртки и назойливые насекомые преследовали до самой пещеры.

Пришлось несколько раз пересекать горный ручеек, и во всех случаях мы проходили по поваленным деревьям, в одном месте придерживаясь за натянутую веревку, а в другом - за горизонтально привязанный ствол осины.
TSgWSn8lAIw

В пути мы обсуждали статью человека, который был в пещере за несколько месяцев до нас: он писал, что ступени практически полностью растаяли, пришлось внизу их выдалбливать в свете налобного фонарика, а в лицо летела смесь из грязи и льда. Все же мы надеялись на лучшее, так как шли явно не первые, а значит, предыдущие посетители могли привести все в порядок.

Я никогда так сильно не ошибалась.
Наконец мы подошли к почти отвесному склону горы, под которым зиял внушительных размеров вход в пещеру. Навстречу нам уже выходила небольшая компания с детьми и собаками, мы обменялись приветствиями и взаимными напутствиями, и начали готовиться к спуску.

TDeLT5QGuos

Возле входа лежала кучка хозяйственных перчаток, очевидно, весьма необходимых в пещере. Я выбрала себе одну пару, натянула их, закрепила, и только после этого меня предупредили, что внутри них могут быть паучки. Что тут скажешь, в нашей компании очень заботливые ребята. Именно поэтому они начали спуск первыми и сообщили, что ступеней практически нет и тут очень скользко, что несколько поубавило мой пыл и пробудило мысли о дезертирстве. Еще одна девушка паниковала для вида, но натянула «кошки» и со словами «чего только не сделаешь из-за слабоумия и отваги» поползла вниз, оставив меня в одиночестве оправдывать свою трусость предосторожностью.

1 / 2

С полчаса я сидела на металлической лестнице под невысоким, примерно с метр, потолком, поглядывая вниз на мелькающий свет фонарей и прислушиваясь к разговорам, слышавшимся из дальнего конца пещеры, благодаря ее удивительной акустике.

Спуск представлял собой ледник, под резким углом переходящий в ровный застывший пол с многочисленными сталактитами, самые крупные из которых видно было даже сверху в дневном свете. Слышно было, как они тают, с них капала вода и стекала к стенам пещеры, превращая там пол в жидкую кашу из глины.

Некоторые из них были кристально прозрачные, а некоторые уже покрытые трещинами, сулящими развалить многометровую природную статую.

xnSkG6hkbk4

В противоположном от входа конце пещеры обнаружилась стена с многочисленными отпечатками ладоней красноватого цвета, видимо из глины.

pp33hkfhF0A

Так же там находилась жутковатая деревянная лестница, ведущая наверх в таинственную нишу, в которую почему-то никому не хотелось залезать.

HHuU9JhFKKU

Слева от спуска находился самый крупный сталагнат, шириной в несколько метров, внутри которого даже образовалась небольшая пещерка.

mz8GWCkYK0A

Чтобы добраться туда, нужно было немного подняться по лестнице, перешагнуть перила и пройти вдоль на несколько метров. Здесь потолок опускался до полутора метров, можно было потрогать зарождающиеся сталактиты. Нагулявшись по этому удивительному ледяному гроту, мы отправились наверх, но первая попытка не удалась: в какой-то момент мы заскользили по небольшому склону обратно в центр пещеры, схватившись друг за друга, как какие-нибудь фигуристы.

Пришлось экстренно тормозить пятой точкой, чтобы не быть расплющенными о каменную стену.
Со второго раза мы довольно успешно поднялись наверх, навстречу теплому воздуху и яркому свету. Наверху мы передохнули и отправились в обратный путь, посетив по дороге молодой Зеркальный водопад и придорожное кафе.

bFG2JkbOQNo

Пожалуй, Аскинская пещера стоит того, чтобы посетить ее хотя бы раз, причем, в ближайшее время, так как есть опасения, что вскоре ее внутреннее убранство полностью растает, превратившись в огромное ледяное озеро.
И я надеюсь, что у ее гостей хватит благоразумия не усугублять ее состояние загрязнением и осквернением. Будьте котиками.