Уфа 14 июля 2016, 21:06

Красоты Башкирии: Игнатьевская пещера

Чудесным солнечным днем нашим ребятам поступило предложение посетить Игнатьевскую пещеру, что находится на территории Серпиевского заказника в Челябинской области. Правда, не у всех была возможность раннего выезда в субботу, особенно у меня, поэтому часть ребят отправилась в первый день, а мы во второй день — с блекджеком, чаем в термосе и сардельками.

Опыта у меня в таких мероприятиях не было, кроме сказочных историй о блужданиях в больших подземных царствах в поисках сокровищ или приключений, так что фанатизма хватало на то, чтобы преодолеть животный страх перед нависающими толщами скал. Я взяла в столь серьезное путешествие теплую одежду, так как в пещерах очень низкая, иногда до минусовой, температура воздуха, крепкую обувь для лазанья по камням, ненужные штаны для ползанья по грязи, а также обнаружила отсутствие фонарика и полуразряженный фотоаппарат. Все чин по чину.

Выезжали мы в обед, по трассе М5 в сторону Челябинска, она удивила меня своей загруженностью - в сторону Москвы грузов идет раза в два поменьше, иной раз до десяти минут стоишь в ожидании попутки, а здесь машины идут сплошным потоком,большие фуры еле тащатся, а возможности объехать их нет. То ли я себе нафантазировала, то ли это действительно так, но мне казалось, что природа после пересечения границы Башкирии стала другой - изменился цвет и форма растений и даже холмы приобрели иные очертания, расположившись срезами скальников вдоль трассы. Также после въезда в Челябинскую область привлекли внимание магазинчики у дороги, выставившие на всеобщее обозрение сверкающие пузатостью самовары и самогонные аппараты, тогда как на трассах нашей республики кроме меда и кумыса больше нечем привлечь. Путь был очень живописен, когда проезжали город Сим, возвышавшийся над широкой рекой с одноименным названием, даже небо казалось синее и горы вдалеке зеленее, а свернув с трассы в направлении деревни Серпиевка по бокам появились вымирающие деревеньки и молодые невысокие лесочки, жизнеутверждающе заселившие поля. Спустя несколько километров по разрушающейся дороге мы встретили корову, уныло бредущую посреди трассы и жующую камушки, спросили у нее дорогу и поехали дальше. Поворот на нужное нам направление был не очень заметным, а проселочная дорога петляла и разветвлялась так, что пришлось пару раз вернутся, чтобы не уехать в неведомые дали.

Наконец, мы подъехали к опушке, где стояли наполненные мусорные контейнеры и пара припаркованных машин. Здесь мы переоделись в одежду потеплее, хоть и предстояло пройти по жаре еще минут десять-пятнадцать через лес, оптимистично махнули рукой на спрей от насекомых и выдвинулись по единственной тропе в сторону интересовавшего нас объекта по достаточно ровной поверхности. Когда лес расступился, мы увидели ребят и их лагерь, а также высокий обрыв и противоположную сторону ущелья, где снова отдохнули и сфотографировали все, что попалось на глаза: скальные нагромождения, маленькую речушку внизу и долину, простиравшуюся на многие километры вдаль.

1 / 2

Примерно здесь я начала паниковать: входа в пещеру я не увидела, поэтому предположила, что придется спускаться прямо отсюда, по отвесному склону, но мы отправились по верху дальше, встречая все более живописные виды, удивившие меня своей доступностью и красотой практически белых скал. С очередного обрыва мы увидели вдалеке, в обратном направлении, вход пещеры в нескольких метрах от поверхности земли и красную лестницу ведущую наверх, из чего сделали вывод, что свернули не туда, поэтому пришлось возвращаться и я в страхе, что снова придется спускаться прям так, по отвесным скалам, лихорадочно подыскивала уважительный повод для дезертирства, однако спуск к реке оказался очень легким, практически, как по ступенькам.

3

От реки мы прошли вдоль скал к подножию лестницы: снова фотографии, переодевание, подъем и вот мы на входе в Игнатьевскую пещеру, в нескольких метрах от железной решетки и надписи "Дальний зал закрыт для посещений", судя по карте не очень-то и хотелось - попасть туда можно только через три метра шкуродера. Ребята пошли вперед очень быстро, к тому времени, когда я вспомнила, что пещеры меня пугают, мы уже ползли по небольшому тунельчику, с узкими ответвлениями по направлению к более тесному проходу, наполовину заполненному водой.

4

Так как снаряжения вроде каски или веревки у нас не было, мы развернулись и пошли в обратном направлении под звуки моего хныканья и причитаний о том, что в пещерах жутко, а назад идти одной еще страшней, однако мы вышли в большую пещеру, метров пять высотой, и моя паника на время затаилась. Честно говоря, впечатления были странные, фото и описания не передавали тех ощущений, которые испытала я, находясь в глубине пещеры, под десятками метров нагромождений камней: стены были неровные, повсюду выступали камни, глухая тишина таилась за каждым поворотом, стоило отойти туда и уже никого не слышно и не видно, хотя спутники могут быть всего-лишь в метре, стены влажные, с натеками будущих сталактитов и сталагмитов.

5

Мы блуждали из одной залы в другую, но, несмотря на то, что была возможность посмотреть на карту, я так и не поняла, где мы побывали, даже дошли до шукродера, рядом с которым лежало объявление о невозможности посетить Дальний Зал.

6

Тогда мы вернулись в самую большую часть пещеры и постояли в тишине с выключенными фонарями, естественно, я просила держать меня за ручку, для всеобщей безопасности, затем отправились на выход. Едва забрезжил свет, я со всей возможной скоростью понеслась к нему, оставив спутников осматривать стены пещеры на предмет других лазов, заодно ощутила эффект звуковой пробки - звуки и запахи не нарастают, а обрушиваются волной, причем после подземного путешествия чувства обострились. Мы не спеша отправились наверх, несмотря на рой комаров, привлеченных нашими разгоряченными телами и бурлящей от эмоций кровью.

Вернувшись к машине мы переоделись, поужинали и отправились в обратный путь. Так как время уже поджимало, мы решили отложить поездку в Серпиевский пещерный град на следующий раз. А спустя пару недель я узнала, чем же так привлекателен и почему теперь закрыт Дальний Зал Игнатьевской пещеры: в нем натеки создали нерукотворный образ Божьей матери, ставший объектом поклонения верующих людей, ставящих свечки, поглощающие такой важный для посетителей кислород; также там были обнаружены наскальные рисунки древних людей, повествующие об их жизненном укладе: охоте, женщинах, животных, продолжении рода. Видимо, многочисленные любопытствующие постепенно разрушали этот памятник природы и истории, что недопустимо в современном обществе, поэтому добровольцы предпочли закрыть допуск, чем безрезультатно советовать бережно обращаться с такими важными объектами.

Вот так закончилось мое первое путешествие в пещеру: слабоумие и отвага привели меня к ней и привили любовь к еще одному явлению природы в нашем великолепном крае.

115280, Россия, Московская Область, Москва, Ленинская слобода 19
Почта: adm@dailymoscow.ru