С наступлением лета на уфимских улицах появляется всё больше любителей покататься на двухколёсном транспорте. И дело вовсе не в велосипедах, речь о мотоциклах, которые заняли на дорогах своё, особое место. Мы хотим поговорить о самом зрелищном виде мотоспорта – стантрайдинге. Кто-то не раз о нём слышал, а кто-то, возможно, стал очевидцем этого шоу, после которого хочется самому сесть на мотоцикл и испытать свои силы в роли экстремала, выполняющего сложные трюки. Кстати, для тех, кто впервые слышит об этом виде спорта - стантрайдинг (от stunt – трюк, ride - ездить) это трюковая езда на мотоцикле. Несмотря на то, что в России этот вид спорта развит уже достаточно давно, к сожалению в Уфе не так много людей, занимающихся этим профессионально. Но, как говорится «кто ищет, тот всегда найдет», вот и мы нашли нашего героя! Знакомьтесь, Алексей Лепаев, уфимский стантрайдер.
Привет! Меня зовут Алексей Лепаев, работаю я фотографом, а также увлекаюсь таким экстремальным видом спорта, как стантрайдинг. Немного занимаюсь гимнастикой и даже чуть-чуть брейк-дансом. Одним словом, веду активный образ жизни!
Как начал и сколько ты уже катаешься? Ну, начнём с того, что на мотоцикле я начал кататься с 10 лет. Старший брат помогал мне в этом: сажал на мотоцикл, толкал, тогда я с трудом доставал до асфальта ногами, ну и в конце пути он меня ловил. Вот с этого всё и началось. Именно с японской техникой я подружился всего лишь в 2012 году. Сбылась, так сказать, заветная мечта! Я купил мотоцикл для дорог общественного пользования. Покатался примерно года два. Всё было замечательно, всё нравилось, но мне захотелось более интересных и захватывающих ощущений. Я не хотел, как у нас принято, толпой «летать» по Проспекту. С точки зрения безопасности, это совсем не весело.
А как ты познакомился со стантрайдингом? Увидел стантрайдинг в том же 2012 году, я просто загорелся желанием научиться этому, так же делать трюки. Тогда к нам в Уфу приезжали с шоу «Adrenaline Rush». Попал на это мероприятие в качестве фотографа, мне нереально повезло! Как тогда помню, подошёл к организаторам и предложил сделать классные фотографии с мероприятия, они согласились и впустили меня. Я действительно сделал хороший фотоотчёт, а так же успел познакомиться с сильнейшими московскими прорайдерами: Юрием Верховниковым, Маратом Канкадзе и Валерой Кулешой. И с тех пор пошло поехало!
А какой у тебя сейчас мотоцикл? Тот который «мечта детства» у меня до сих пор есть, я на нём езжу по делам, ну это в основном за хлебом. Он стоит в гараже, я с него пылинки сдуваю. Снял чехол, сел, съездил по делам, приехал, поставил. А для вечерней прогулки у меня мотоцикл модели Honda F4i, он считается классикой для начинающего стантрайдера. Это мотоцикл, который имеет очень крупную раму и выдерживает серьёзные падения, достаточно крепкий и вполне подходящий для этого вида спорта.
Стантрайдинг дорогое удовольствие? В целом, я считаю, что да. Это дорогое удовольствие! На этот мотоцикл я копил денег чуть ли не год. Его купил битым. Разобрали по кускам, засунули в легковой автомобиль и привезли из города Липецка. За зиму мотоцикл восстановил и доукомплектовал стант-тюнингом: поставил усиление, звезду большую, ну и всё что необходимо.
Заметила, что не все мотоциклисты экипируются полностью. Что ты можешь сказать об экипировке в станрайдинге? Экипировка в экстремальном спорте очень важна. Я как райдер начинающий полностью одеваюсь. Ребята, кто уже поопытней они там буквально только наколенники, перчатки и шлем надевают и всё. Сейчас можно подобрать экипировку под любой вкус, цвет, детали.
Какие плюсы и минусы этого спорта, на твой взгляд ты можешь выделить? Большой плюс это, конечно же, уровень вождения. Даже в экстремальных ситуациях на дороге, навыки, которые ты получаешь, занимаясь стантрайдингом, помогают вовремя среагировать. Например, элементарный дрифт может помочь выйти из аварийной ситуации.
А где можно кататься, чтобы никто не отвлекал и никому не мешать? (помимо Биатлона) Есть ещё одно очень замечательно место, это известный всем Максимовский аэропорт, там где посёлок новая Максимовка строится, там остался кусочек этого аэропорта. Отличный асфальт, и абсолютно никого нет. Но проблема в расстоянии, так как туда нужно ещё добраться. Да и вообще, с перемещением по городу на таком мотоцикле все не просто и даже немного незаконно. Я, как законопослушный водитель, даже приобрёл прицеп, чтобы возить свой мотоцикл. Вот до такой степени ушёл в это хобби.
А лучше мотоцикл заказывать или покупать с рук? Для этого вида спорта покупать мотоцикл в мото-салоне будет очень дорого. Насколько я знаю, стоимость такого нового мотоцикла достигнет 600-700 тысяч рублей. Это просто нереально. А на Б/У рынке можно найти его за 150-200 тысяч рублей, плюс переоборудование будет стоить примерно от 30 до 100 тысяч рублей, в зависимости от комплектации. У нас нет крупных организаций, где изготавливают комплектующее для мотоцикла, как например, в США. Поэтому приходится приобретать детали для стант-тюнинга у мелких производителей, которые буквально сами в гараже всё это точат, варят, и продают.
Стантрайдинг развит в России? В России стантрайдинг развит в Москве, Санкт-Петербурге, и даже в Екатеринбурге есть очень сильные ребята. А в Уфе он не развит, потому что мото-сообщество немножко скептически относится к этому виду спорта. Многие считают, что это хобби до первого падения. С таким настроем у нас вряд ли что-нибудь получится, хотя молодёжь, которая покупает двухколёсную технику обращают внимание, интересуются и даже всерьёз многие пробуют себя в трюках. Пройдёт несколько лет и в нашем городе будет всё распространено, и стантрайдинг станет популярным.
В 1990-х годах прошел первый чемпионат по стантрайдингу. Участники поразили зрителей и жюри сложнейшими трюками, впечатляющими программами, невероятными способностями и бесстрашием. Так, Америка и Европа приняла с энтузиазмом этот вид спорта и очень его полюбила. В России особое внимание и развитие началось с 2004 года. Родиной зарождения стантрайдинга в России является Санкт-Петербург.Почему так мало женщин катаются на мотоциклах? Ну потому что их вообще мало, тех кто катается. В городе девушек может 10-15 человек от силы, а парней скажем 300-400, и из них серьёзно занимаются стантрайдингом примерно 5-6. Совсем немного.
Ну это наверное ещё и тяжело, да? Не каждый сможет. Не то что бы тяжело, это во-первых деньги, а во-вторых это должно нравится, по-настоящему. Надо пробовать, первое время вообще ничего не получается. Мотоцикл очень сильно страдает, всё отваливается. Каждый день практически надо начинать у сварщика. Это до такой степени не просто.
Я так понимаю, у стантрайдера утро начинается не с кофе, а со сварщика! Нет, ну утро-то начинается нормально. Это вечер продолжается, но бывает, что да и со сварочного аппарата.
На каких мероприятиях посчастливилось побывать и поучаствовать? Мне посчастливилось поучаствовать, к сожалению, пока только в двух мероприятиях: это открытие мотосезона, проходившее в этом году. Я впервые выкатился на широкую публику. И на мероприятии, которое организовала передача «102 Rus». Там тоже попробовал немножко выкатиться, но была очень сложная площадка. Уверен, что в следующий раз получился куда лучше. Вместе с тем, это бесценный опыт.
Не хотел бы себе коллекцию мотоциклов? Конечно хотел бы! Любой уважающий себя мотоциклист хочет большую коллекцию мотоциклов разных моделей. У меня сейчас есть мотоцикл классический и мотоцикл для стантрайдинга. Я очень хочу кроссовый мотоцикл, чтобы можно было отвести душу, покататься по лесу, по горам, по бездорожью. Мне это очень нравится. В прошлом году удалось покататься на одном из подобных мотоциклов. Это непередаваемые ощущения, я получил много удовольствия. Но всё упирается в деньги, во времени, может быть так на будущее удочку закидываю. Надеюсь, на этом не остановлюсь. А что касается больших дорожных мотоциклов, таких как, например, чоппер, то это меня пока не привлекает, но лет эдак через 10-20 можно. Такие мотоциклы, как мне кажется, больше подходят взрослым мужчинам.
Готовые мотоциклы для стантрайдинга не продаются? К сожалению, не продаются. Этот вид спорта только-только начал признаваться мото-федерацией. Возможно, после того как пройдут официальные соревнования мото-производители учтут, что надо сделать специальные мотоциклы для стантрайдинга, а пока райдеры сами переделывают классические модели и катаются. Хотя соревнования проводятся уже 10, или даже 15 лет, но этот вид спорта так и непризнан. Говорят, что с мото-триалом было то же самое поначалу, но сейчас ситуация изменилась, и для мото-триала, и для мото-фристайла производители мотоциклов делают технику.
Какие трюки существуют? Какие самые сложные? Вообще, в стантрайдинге есть три основных трюка: это Вилли, Стоппи и Бернаут. Вилли - это езда на заднем колесе. Стоппи - езда на переднем колесе. Бернаут - это езда на двух колёсах с пробуксовыванием заднего колеса. Также существует множество разновидностей трюков. Например, одна из разновидностей Бернаута — дрифт, его отличие от классического Бернаута в том, что Бернаут выполняется с контролем переднего тормоза, т.е передний тормоз зажат и переднее колесо остаётся заблокированным, а заднее пробуксовывается. А дрифт — это когда передний тормоз не контролируется, контроль только газом и задним тормозом. За счёт поворота руля и положения тела мотоцикл дрифтует.
Какие трюки умеешь делать? И есть ли твой любимый трюк? На данный момент я осваиваю трюк Вилли и дрифты. Стоппи, конечно, пробовал, он считается самым опасным и травматичным трюком, потому что у него нет точки выхода, если переборщил, значит падение неизбежно, а в остальных трюках ты можешь вывести мотоцикл из падения.
Стантрайдеры впервые появились в Англии в 80-х годах ХХ века. А вдохновителем и основателем этого движения является Гарри Ротл, освоивший и мастерски исполнивший трюки, которые в наше время стали классическими: езда на одном колесе. Езда на переднем колесе у райдеров называется «стоппи», на заднем - «вилли» .Получал ли когда-нибудь травмы? У меня было в прошлом году сильное падение. Я как раз только-только начинал заниматься, учился. У меня как-то заклинил газ, мотоцикл полетел, я как тряпка буквально за ним вот так вот по воздуху мотылялся, и по асфальту пришлось кувыркаться. Было очень больно. Две недели не катался, потом всё зажило и с тех пор больше не падал. Это даже не травма, а падение, ушибся, побился, поцарапался. С тех пор полностью экипируюсь и стараюсь не падать больше.
Посоветуй что-нибудь начинающим райдерам! Так как я сам считаю себя начинающим, то желаю кататься, кататься и ещё раз кататься! Не останавливаться на достигнутом, ничего не бояться, ставить цели и приближаться к ним. И самое главное, не слушать людей, которые говорят «да ну, это всё ерунда, у тебя ничего не получится». Если это действительно нравится, ты получаешь удовольствие от катания, от стантрайдинга, или вообще от того что делаешь, то никого не слушай, иди на площадку и долби. В принципе, я так и делаю. Никого не слушаю, просто иду и катаюсь!