В уфимских кафе появляется строка счета "за обслуживание". Обязаны ли мы платить "за воздух"?
Все мы давно привыкли оставлять (или НЕ оставлять) официантам "на чай". Ребята студенты, подрабатывают, посоветовали вкусное блюдо, были вежливыми и учтивыми — почему бы не оставить определенную сумму за такой хороший сервис? Но как вы отреагируете, если заведение прямым текстом потребует оставить 10% от потраченной суммы "за обслуживание"?
К такой инновации пришел кафе-бар "108 чайников", 10% от суммы заказа уже вписаны в счет, даже если вас обслужили по хамски — извольте оплатить. Если вы думаете, что подобная система позволит официантам больше зарабатывать — сильно ошибаетесь. Когда чаевые оставлены на столе с ними все понятно — официант с чувством хорошо проделанной работы забирает деньги себе. А в случае оплаты "за обслуживание" деньги получает заведение и кто знает, в чьи руки они направятся потом? И это даже не является "чаевыми", ведь в чеке четко прописано "Вознаграждение официанту приветствуется но всегда остается на Ваше усмотрение". Мы решили узнать у администрации заведения, как они пришли к такому нововведению, но нам посоветовали перезвонить в будний день (пятница уже не будний день?) и повесили трубку, печально.
Почитаем, что о подобных ситуациях говорят юристы
"Взимание 10 процентов от суммы счета является незаконным. Так ч. 2 ст. 16 Закона РФ "О защите прав потребителей", запрещает обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг).
Так же следует знать, что потребителю должна быть предоставлена возможность ознакомления с меню, прейскурантами и условиями обслуживания, как в зале, так и вне зала обслуживания (см. Правила оказания услуг общественного питания, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 г. N 1036).
Встречаются случаи, когда официант приносит счет, в котором от руки вписана сумма за обслуживание столика. Законодательством за данное нарушение предусмотрена административная ответственность по ст. 14.5 КоАП РФ."
"Посетители заведений общественного питания не обязаны оплачивать так называемые дополнительные услуги в виде музыкального сопровождения и обслуживания, если они включены в счет. Такое разъяснение дал Курский Роспотребнадзор, комментируя поступающие жалобы от курян, возмущенных действиями владельцев ресторанов и кафе.
В Роспотребнадзоре разъясняют, что подобные действия рестораторов нарушают требования ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей», в соответствии с которой запрещается обусловливать приобретение одних услуг обязательным приобретением иных. Указанные нарушения влекут административную ответственность в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.
«Если в счет включена плата за услуги, которые Вы не заказывали, у Вас отсутствует обязанность по их оплате, — поясняют в Роспотребнадзоре. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены — вправе потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы".
В соответствии с ФЗ «О защите прав потребителей», исполнитель не вправе без согласия клиента оказывать дополнительные платные услуги. При этом в Правилах оказания услуг общественного питания четко сказано, что рестораны, кафе, бары и т.п. – это предприятия по организации питания и отдыха потребителей с предоставлением фирменных, заказных блюд изделий, напитков. А официант по ГОСТу 50935-2007 не кто иной, как работник занимающийся обслуживанием потребителей в зале, в том числе сервировкой стола, подачей блюд, напитков, расчётами с потребителями. То есть представить его работу в отрыве от оказания услуги общественного питания невозможно и «считать» её отдельно – незаконно.
Вы имеете полное право отказаться оплачивать эту строку в счёте.
П.С. Есть пункт "обслуживание", значит можно его заказать? Не надо еды, напитков не надо, девушка, просто обслужите...