Сегодня Райнгольд Миллер, чье имя вы, возможно, помните по статье о хардболе, рассказал нам о том как они ходили на Айгир. Сразу оговоримся, что мы рассматриваем поход как отдых, а не выживание.
Ульяна: Райн, поделись с нами тем, что вообще нужно с собой брать, если ты собрался в поход. Райн: Вообще, ты знаешь, что походник я еще тот, заядлый. У меня всегда в углу стоит собранный рюкзак и на случай зомби-апокалипсиса все готово. Недели две протянуть с ним можно.
У: И что в этом рюкзаке лежит?

Р: Начать нужно с того, что вообще существует три вида рюкзаков. Первый — это тактический. Он рассчитан на сутки-двое максимум. Второй вид — это средний рюкзак. Чтобы ты мог на 4-5 суток пойти в поход. При этом, рюкзак должен весить ровно столько, сколько ты можешь нести не уставая.
У: И сколько это? Р: Для меня это 20 кг. Я могу нести такой рюкзак спокойно и выдерживать нагрузки.
У: А третий вид? Р: Третий — это рюкзак, так скажем, дальнего плаванья. Он вбирает в себя все необходимое на неделю-полторы. Он громоздкий и неповоротливый. Но он не нужен чтобы ты шел, шел и шел с ним. Ты приезжаешь на место, встаешь и раскидываешь свой дом по поляне. А если тебе нужно куда-то выйти, то предполагается, что люди в лагере остаются, а ты идешь уже с тактическим рюкзачком куда-нибудь гулять.
Можно, конечно и с большими рюкзаками в походы ходить. Но мне доводилось только один раз быть с таким — на сплаве. Я его сам не нес, он лежал у меня под *опой.
У: Его несла лодка?
Лодку-то мы несли, против течения 14 дней. Это был ад... Ну, это была поездка на Драккаре. Нам надо было поднять ее на Павловку из Шакши. 28 человек на весла так «ааать». А потом мы спускались вниз на парусе.У: Спускались минут 20, наверное? Р: Да, все было именно так (смеется).![]()
1 / 2
У: Итак, вернемся. Тактический рюкзак вмещает в себя...? Р: В большинстве своем он маленький, литров на 35. Как правило, на него сверху цепляются подсумки. Безделушки, которые при необходимости можно снять. Я обычно цепляю на них гамак, котелок и еще что-нибудь. Внизу привязываю пенку, а сверху спальник. Поэтому все, что необходимо для житья висит снаружи. И у тебя еще 35 литров есть внутри. Там вещи, еда, медикаменты... Все по-минимуму, все очень маленькое, компактное. Все расфасовано по маленьким мешочкам как у космонавтов.
У: А какую еду надо брать в походы? Р: Я как делаю. Беру обязательно что-нибудь разваривающееся в тонну. Допустим, гречки килограмм, ты неделю будешь есть и обожрешься ей. А это всего лишь килограмм. Поэтому я беру по 300 грамм крупы. Всё — этого мне хватит даже если есть будет нечего. И не стоит забывать о том, что крупа должна быть всегда в сухости. Для этого существуют специальные термо-мешочки.
На первый день достаточно бутербродов — они, конечно, быстро портятся, поэтому я и оговариваюсь, что съесть их нужно сразу. Еще можно взять бананы и прочие вау-вау штуки. Шикуешь, короче, в первый день, а потом облом. Поэтому обязательно на последний день ты должен оставить какой-нибудь ништяк. Как правило, это кольца ананаса.

Вот у тебя закончилось все крутое, потом ты жрал два дня всякие крупы, а потом ты открываешь анансы и начинается. «Ааааа, чувак, как это круто, делись. Дам две сигареты, три!» А дальше полевые действия.
У: Война за ананасы, хорошо! Р: Еще очень важно, чтобы у тебя с собой была калорийная пища. Чтобы когда ты шел, то мог достать ее из широких штанин и перекусить.
У: Всякие конфетки типа «Коровка»? Р: Ага, конфетки обязательно. Ими ты можешь подпитываться на ходу и запивать водичкой. У меня на этот случай есть гидрач. Рассказывать что это такое?
У: Ну, это штука на теле, которая вмещает воду и имеет выход в виде трубочки, мы так думаем. Р: Да, это гидросистема. И тебе не надо флягу какую-нибудь доставать и кричать: «Подождите, чуваки, я сейчас попью» и все такие, ну, раз мы остановились, давайте присядем...
У: И всё, больше никто никуда не пойдет? Р: Типа того. Вообще, калорийная еда добавляет тебе энергии, которая резко тебя накрывает. Хватает ее минут на 30, но ты будешь в этот момент знатно продвигаться к цели.
У: То есть реально, шоколадки работают? Нам казалось, что их создали, чтобы люди умирали от ожирения... Р: Конечно, работают. Ты на одной такой шоколадке (держит в руках «Snickers») сможешь сутки прожить. Один раз откусил и голод утолился. Он, конечно, будет еще говорить, мол, "а, я хочу еще", но осядет. У тебя будет ощущение, что ты перекусил. И будешь ты идти дальше.
А когда голод еще раз наступит, надо подойти к ручью и много-много воды выпить, чтоб еда в тебя просто не влазила.Тут меня одолел приступ смеха.
Потом еще один укус и так до ночи. А ночью как ляжешь будет холодно, можно взять травку какую нить — пососать. Помогает. Я вот, например, когда вообще плохо было, жевал елочные иголки. Там в 7 раз больше витамина С, чем в апельсине. И насыщение идет нормальное, и пить с них ты не захочешь.
У: Итак, вернемся к тому, что должно быть в маленьком рюкзачке. Р: Самое важное, что нужно туда положить — это нож. Представим, что у тебя ничего нет — все в пропасть улетело. Вот если в такой момент у тебя остался нож, это будто глоток цивилизации. Он сделает все для тебя. Он может дом построить, добыть тебе еду, отрезать руку, в случае чего. Он послужит тебе защитой и опорой. Нож — это самое важное.
У: Окей, например, я стою в поле с ножом. Что мне делать?

Р: Первой твоей задачей будет найти ближайшее вместо, где есть вода с течением. Находится это достаточно просто. Смотришь и идешь к самому низкому месту на всей территории, которую видишь. Если история разворачивается в горах, то между ними обязательно будет ручей. Когда ты найдешь ручей, надо будет идти по течению и ты выйдешь к людям.
У: То есть идти надо вниз? Р: Ну да, наверх же тяжело идти (здесь можно было бы поставить ржущий смайлик, но нет).
У: А еще можно лечь просто на реку и она тебя донесет. Р: Если она не убийственная, то да. На каком-нибудь Инзере спокойно можно и таким вариантом воспользоваться.
У: А лекарства? Ты упоминал, что нужно взять их обязательно. Какие? Р: Самые важные лекарства связаны с желудком. Потому что если тебя начало поносить, то всё, твой поход закончен. А если ты вообще в какой *опе находишься и у тебя нет возможности вернуться, то считай тебе край. Потому что с поносом выходят необходимые человеку витамины и микроэлементы. Ты просто будешь как труп.
У: А мы еще тут смеемся над великим поносом. Р: Ага, ты вот день так подристаешь и все. Ты не есть, не спать нормально не сможешь. А если еще блевать начнешь, то все.
У: Я бы, наверное, первое, что положила — это цитрамон, спасаться от головной боли и еще парацетомол с аспирином, подумав, что могу простыть и умереть. Р: Ну, это тоже важные таблеточки. Вот в чем прикол, смотри.
В городе, когда тебя что-то беспокоит и тебе дискомфортно, то тебе ничего не хочется делать. Поэтому ты ложишься дома, забиваешься в угол, выпиваешь кучу таблеток. Ты можешь чувствовать, что тебе *реново, но ты будешь знать, что все равно, ты дома. Так что тебе, можно сказать, будет вполне нормально. Тебе не надо никуда пилить. А если ты в походе, то этот уровень падает на столько, что если у тебя голова болит, или не дай бог, заныл зуб, немножко так, тебя выбивает из колеи полностью.
В походе ты должен очень хорошо следить за собой. Если ты попадешь под дождь, то нужно поменять вещи, а первую пару просушить. Ты должен заботится об этом, потому что если у тебя будет две пары мокрой одежды, считай, что ты простыл и, да, умер.
У: Еще пластыри, йод? Р: Да, обязательно. Еще должен быть ледокоин, мощное обезболивающее и резиновый жгут. Вообще, со жгутом очень много всего можно делать.
У: Например? Р: Начиная от перетягивания ран — это самое простое и заканчивая рогаткой, которую легко соорудить. А значит можно и поохотиться на мелкую дичь, суслика там какого-нибудь, птичек. Можно сделать кучу ловушек. Применений уйма.
Вообще, есть целый раздел — вещи которые обязательно нужно взять с собой. В них еще входит веревка.
У: А она зачем? Р: Да хоть самолет соорудить. Я не шучу. Сотни применений у нее. Веревка, короче, это очень важно, запомни. Еще фонарь... Ой, всего не перечислить.
У: А чем отличается средний рюкзак?

Р: В среднем рюкзаке все тоже самое, только побольше. В него еще кладут топор, пилу. Можно взять мешочек угля.
У: Чтобы кальян мутить? Р: Знаешь, если ты много лет ходишь по походам, то в этом есть своя прелесть. Ты знаешь, что тебе брать не нужно!
У: И что входит в этот чудесный список? Р: Это очень важный вопрос. Во-первых не нужно брать с собой кальян.
У: А во-вторых? Р: Во-вторых, зонтик. И вот, сто пудово, тебе не нужна подушка. Она занимает пол рюкзака. Продаются ведь надувные подушечки, есть даже с нагревательными элементами.
Я вообще знаю очень много приколюх.
У: Каких, расскажи мне все. Р: Не знаю смотрела ли ты это видео. Короче, лежишь ты и тебе холодно. Холод — это вообще интересная очень вещь. Вот, например, ветер — это когда воздух быстро двигается и тебе плохо. Дождь — это когда вода с неба льется. Ты под него попадаешь и тебе тоже становится плохо. А холод — это когда ты стоишь, ничего не делаешь и тебе ну очень не очень. Ну так вот, в походе есть множество способов согреться.
Например, перед ночлегом набираешь в котел раскаленные камни и заносишь это дело в палатку. Оборачиваешь тряпкой, чтобы ничего не проплавить — и он становится твоей печкой. Так как из палатки тепло не сильно улетучивается, камни будут греть тебя всю ночь. Если совсем край, то можно сделать парилочку — плеснуть на камни воды. Но совсем чуть-чуть, иначе все промокнет.

Если есть фляжка армейская, то берешь песок, насыпаешь, закидываешь в костер и у тебя появляется грелка. Закинул в спальник, в ноги и отлично. Песок очень долго сохраняет тепло. Подобным образом можно просушить обувь и с утра она будет теплая, хорошая.
У: Так, из этого можно сделать целую рубрику полезных советов. Но вернемся к рюкзакам. Чем отличается большой рюкзак? Р: Большой рюкзак — это большой дом. У меня друг всегда берет большой дом с собой. Он как улитка плетется, пыхтит, зато на ночлеге у него все круто. Главное отличие большого рюкзака в том, что в него кладут всего по два. Две пары обуви, два спальника и т. д. Туда еще можно впихнуть кучу мультитулов. Это вещь вмещает в себя миллион разных вещей. (Показывает мультитул в котором удочка превращается в нож, отвертки и ножницы).
Но замечу, что в прогулочном походе, обычно, кто-то берет палатку на четверых, другой тащит вещи, третий еду. Вот поход на Айгир о котором я вообще тебе рассказываю — прогулочный.У: Так, а что ты вообще можешь рассказать об Айгире? Р: Айгир — это горы, но не обычные, где ты лезешь на сопку, покоряешь пик и получаешь обзор в 360 градусов. Айгир — это отвес. Это огромнейший раскол в земле. Вот плита поднялась, представляешь? И у тебя появился отвес высотой в километр и длиной еще в два.
У: А туда сложно добираться?
Плюс Айгира заключен в том, что, буквально, ты вышел с электрички и Айгир!Р: Тебе не надо никуда пилить 15 километров. Прошел вдоль путей и все.
У: Я тебя сейчас замучаю, но мне интересно как вообще попасть туда из Уфы? Р: Доезжаешь до Инзера, конечной станции электрички. Там дальше идет поезд до Белорецка. Там перекидывают голову в течении часа, так как это больше не электричка, вы берете билет до Айгира. Только станция называется по-другому как-то. Тебя поймут, если ты скажешь,что нужно до Айгира добраться.

Так-то следи просто за людьми с рюкзаками. Они все выйдут там, где нужно. Потому что дальше реально только Белорецк.
У: А сколько по времени от Инзера до Айгира ехать? Р: Минут 40 где-то. А до Инзера где-то часа 4. Итого, вся дорога займет у тебя 6 часов.
У: И сколько колись вы потратили денег на дорогу? Р: Там есть мощные нюансы. Можете тихо спросить: «А туристам сколько будет стоить?» и, возможно, вам повезет и вы получите скидку. Харизма и красивые глазки решают! Более простой вариант - заплатить около 300 рублей за билет на вокзале.

У: Ага, вот я, представим, что благополучно провернув все махинации, вышла на своей станции. Куда мне топать? Р: Ну, если смотреть на поезд, то налево. Понимаешь, если ты поедешь в выходные, то узнаешь куда идти по толпе народа. Когда я ездил стоянок на поляне было около 10. И в каждой стоянке человек по 7.
Если подумать, вот ты пошла налево и дошла до развилки... Там ты увидишь памятник погибшему парню — он сорвался там. Вот за этим памятником будет тропинка, она ведет на высоту.
У: А сколько подъем занимает по времени? Р: Смотря в какой ты физической форме. Вообще, неспеша потихоньку подняться можно часа за 2. Один из наших друзей поднимался 3 часа. Он не курит, не пьет, занимается спортом, но ему почему-то всегда плохо. У нормальных спортсменов подъем занимает 40 минут. Мы добрались за 30.

Мы ни разу не останавливались отдохнуть. Ну, пара передышек была секунд по 10, да на водичку. Если темп такой выдерживаешь, то быстро добираешься и кайфуешь.
У: Ты не рассказал, кстати, сколько нужно воды брать в такие походы? Р: Минимум во фляжке должно быть литра 2 — это твой запас. И еще столько же, чтобы пить постоянно. Еще надо взять пару пятилитровых баллонов пустых, чтобы набирать воду в них. Ну, ты по карте смотришь как вообще дела с водой на месте.
У: А что, воду из реки можно пить? Р: В заповедниках у нас можно. Горный ручей так-то считается самым чистым источником.
У: Ом-ном-ном. Насколько я поняла, вы забрались самые первые? Р: Да, мы сделали это с чуваком и заняли самую крутую площадку. Так что есть чем гордиться.
У: А чем она классная? Какую вообще площадку стоит искать?

Р: Есть удобные, они, как правило, находятся ниже, поэтому их не обдувает ветром. На них палатку можно легко поставить. И, считай, ты будешь как дома, кругом стены ... Но мы заняли место с самым шикарным видом.
У: И что вы увидели? Р: Ну как ты опишешь свое «вау»? Я там просто обомлел. Мы когда поднялись, я как эту красотень увидел, то вся усталость сразу прошла. Подъем окупился за секунды. Настолько это мощная эмоция...
У: Ага, а дальше? Р: Мы разбили лагерь, поспали пару часов на воздухе и пошли по дрова.
У: А там наверху прямо достаточно зеленых насаждений, чтобы костер сделать?

Р: Ну, как сказать, там целый лес. Когда мы покушали, то пошли гулять по всем ущельям. И вот, весь народ который собрался вообще на горе пошел с нами. Мой друг там 38 раз был. Он все знает, каждую тропиночку. Выступил в роли экскурсовода. Часа 4 мы гуляли.
Там очень крутые зубья торчат, а еще видно как солнце крутится, ведь тени моментально меняются.
Еще там стоит камень огромный, отдельно. Чтобы на него попасть нужно перелезть по бревну. А там пропасть между этим камнем «уууу». Ты вообще не очень понимаешь какая это высота. Потому что в жизни ничего такого далекого не видел.

И вот я дохожу до края, сажусь и свешиваю ноги. Сижу, значит, и меня как мотнет! А там не за что не зацепишься и лететь километр. Ну, я по скромнее стал, ноги собрал. Потом вообще пенку постелил и лег на живот возле этого края. Там я понял, что такое тотальная дезориентация. Знатная высота!
Твой глаз не осознает такого пространства — вокруг сотни километров. И ладно, когда ты с горы смотришь — ты же видишь повышение какое-то. А тут обрыв! И тебе кажется что весь мир руками потрогать можно. И ты как бы знаешь, что, например, вот там лес живет с огромными деревьями. И если стоять на земле, то придется задирать голову, чтобы увидеть верхушки деревьев. А с этой горы этот лес просто зеленая гладь.
У: Видимо, схожие ощущения испытывает человек который стоит на крыше небоскреба, самом краю. Р: Эта гора выше всех этих малюток. Небоскребов нет километровых в мире! Небоскребом считается здание высотой в 200 метров. Мегавысоким — в 500 или 600 метров. А теперь представь какой вид с небоскреба, ты же видела фотки? Потому что Айгир в два раза выше!
У: А как это место на тебя повлияло? Р: У меня была депрессия. В тот день было роковое очищение будто. Эту депрессию просто вышибло.
Это просто чудесное место, по-моему, подходящее для любого человека. Я думаю, каждый вынесет для себя что-то ценное, если побывает там. Ибо этот каменный монумент несет в себе нескончаемую энергию, которую можно охарактеризовать, пожалуй, одним словом «Вечность». Это одно из таких мест, где можно отдохнуть душой. И как бы сильно ты не устал при подъеме, поверь, наверху это возместят сполна. Монолитные каменные плиты поражают своими бесчисленными переливами на обеденном солнце. Это кажется неприступной крепостью. И она возвышается над горизонтом. А под вечер кажется, что до первых звезд, на все еще светлом небосводе, можно дотянуться рукой.
Можно бесчисленное множество часов просто сидеть на этом пике с чашкой горячего чая и любоваться горизонтом. А там внизу, мир кажется муравейником по которому плывут огромные тени от облаков. И во все стороны света видны миллионы деталей до куда только хватает твоего зрения.

Невольно приходит мысль, что для всего этого твоя жизнь всего лишь миг. А в завершении закат! Наверное, это был самый насыщенный закат в моей жизни. Огромное количество красок витало в небесах на протяжении пары часов. Когда солнце клонится к земле, все вокруг, все это огромное пространство превращается в силуэты. Это по истине чудо.
Так что, если ты хочешь увидеть чудо не нужно далеко ходить.Достаточно буквально найти немного времени и приехать на Айгир.
У: Я готова отправиться туда прямо сейчас! Р: Главное, не забывай про спуск. Спуск всегда сложнее восхождения. Тебе кажется вниз идти легче, но это не так. Это гораздо сложнее. На спуске нельзя расслабляться, начинать угорать, дергать друзей за косички.
У: Потому что можешь поскользнуться и слететь?

Р: Типа того. Когда ты поднимаешься вверх, то наклоняшься вперед. И если ты упадешь — зафиксируешься. А когда ты идешь вниз, то весь твой вес со спины, твоего рюкзака переносится на ноги. И если ты сорвешься вот так, то все.
У: Ну, это быстрый спуск. Р: Скорее одноразовый. В любом случае, даже если ты соберешься на Эверест, спуск будет сложнее. 40% людей, кстати, погибали там именно при спуске. Самый молодой парень, который покорил Эверест (ему было 20 лет) погиб на спуске. Это очень страшная вещь. Поэтому не надо скакать как сайгак и убегать вперед от своих. Нужно быть бдительным.
У: Ножки аккуратно ставить? Р: Ну да. Достаточно подвернуть ногу и все, ты не спустишься. Я говорю про Эверест для сравнения. Ты знаешь, что когда ты собираешься на эту гору, то подписываешь пакт о том, что если ты умрешь, то тебя никто оттуда не достанет? Потому что никому не нужны такие нагрузки. Ты идешь по Эвересту и везде трупы лежат как живые — замерзшие. Там места, на которых люди делают привалы называются в честь погибший. Есть точка «Зеленые ботинки». Там чувак лежит в зеленых ботинках потому что.
Тут из меня вырвался истерический хохот.
У: Я боюсь тебя обидеть, но это ужасно и смешно одновременно. Р: Да, там все на позитиве, без этого никак.
Ты когда проходишь мимо трупов, то говоришь им: «Привет, чуваки, как дела. Как погода сегодня?».У: Так, мы опять сделали лирическое отступление. Сколько вы в итоге спускались по времени?
Ну смотри, ты когда вес на ноги переносишь постоянно, у тебя суставы начинают трещать. Честно говоря, под конец ноги вообще никакие. Это очень тяжело. Главное, что нужно запомнить раз и навсегда — будь бдителен на полную катушку. Потому что если ты убежал вперед, упал где-нибудь в кустах, а пошевелиться на можешь, то твои друзья, потеряв тебя из виду будут думать «Он, уже спустился, наверное, ждет нас» и пройдут мимо. Я вот сам так постоянно делаю, не знаю почему. В этот раз я спустился минут за 40 и еще 20 ждал. Но так делать нельзя категорически!
Поэтому, ребята, девчата, а так же их родители, если вы готовы к Айгиру, то знайте, что не пожалеете.