Уфа 2 октября 2018, 03:34

Сила интернета и первый опыт в сфере туризма

Бизнесмен и колумнист Виталий Куринов сегодня расскажет, как неудача может обернуться успехом и развернуть жизнь на 180 градусов.

Мой успешный бизнес в сфере капитального ремонта отлично работал, вплоть до 2008 года, когда кризис ударил неожиданно. У предприятий резко закончились деньги, наши услуги пользовались все меньшим спросом и возник резонный вопрос — а что делать дальше?

В это время я собирался отдохнуть в Турции и пришел бронировать тур к одной знакомой в туристическое агентство, дела у нее в те времена шли неплохо. Пообщавшись с ней некоторое время, я решил попробовать себя в этом бизнесе. Нужно отметить, что про туризм на тот момент я не знал абсолютно ничего.

Я снял офис. Найти хороших менеджеров новому турагентству очень сложно, но после долгих поисков я все-таки нашел опытного менеджера. Она прекрасно знала эту сферу и неплохо работала, а оклад попросила всего в 10 000 рублей, даже от процентов отказалась! Как оказалось, неспроста. Но об этом позже…

Менеджер показала, как можно зарабатывать на российском юге, благодаря ее связям, мы выкупали железнодорожные билеты, бронировали гостевые дома и успешно отправляли людей на летний отдых на Черное море. Полный пакет по минимальной цене, все оказывались в выигрыше. К сожалению, даже у таких надежных методов бывают сбои.

Осенью она предложила мне отличную идею для туристов на Новый год: мы выкупали несколько популярных туристических баз, бронировали там места, и в конце декабря люди без всяких проблем и задержек отправились бы в отпуска. Разумеется, денег на полный предварительный выкуп всех номеров у нас не было, так что мы звонили и представлялись серьезным туристическим агентством с большим объемом продаж, таким образом кое-где получалось бронировать большие блоки мест без предоплаты.

Прибыль должна была быть солидной, мы забронировали сотни мест, так что я решил рискнуть. Взял в октябре кредит и запустил самую масштабную рекламную кампанию, которую только можно было придумать в то время. Я охватил практически все сферы: баннеры на улицах, рекламу в лифтах, статьи в газетах, объявления в маршрутках, рекламу на радио, телевидении, листовки у промоутеров — в общем, зацепили мы все, что можно.

Увидев рекламную компанию ко мне пришли ребята и предложили попробовать сделать сайт и привлекать клиентов через интернет. Напомню, в те времена об интернет-рекламе в Уфе практически никто не знал и не слышал, все работали по старинке, упорно игнорируя новые технологии. Я тоже смутно представлял, что через интернет можно привлекать клиентов. Но все-таки решил попробовать и заключил договор со специалистами. На полномасштабную двухмесячную рекламную кампанию с использованием всех возможных источников рекламы мы потратили около 500 000 рублей, на тот момент это была очень солидная сумма, пришлось даже взять несколько кредитов, я буквально поставил на кон все, что у меня было.

Мои менеджеры сделали специальную таблицу и каждый человек который звонил или бронировал тур рассказывал, из какого источника он о нас узнал. Эта таблица позволила сделать соответствующие выводы. Самой бесполезной оказалась реклама на радио, мы потратили 76 000 рублей за 2 недели размещений и получили всего 2 звонка и ни одной продажи. На интернет-рекламу вместе с созданием сайта была потрачена 21 000 рублей и к моему удивлению, мы получили очень хороший отклик. Также весьма успешными были реклама в бесплатных газетах, раскидываемых по ящикам, а в самом конце списка полезности оказались баннеры и все те же радиостанции.

Вся рекламная кампания делалась с прицелом на то, что мы продадим около 1000-1200 мест, все деньги с предварительной оплаты шли как раз на бронирование мест в санаториях. И вот, наступает декабрь, по нашим прогнозам вот-вот народ должен начать скупать путевки, мы практически миллионеры и считаем прибыль... А снега нет! Прохладно, но снег просто не выпал и практически все уфимцы решили остаться в городе. Это был полный провал.

Мы смогли продать только 148 мест. В отличии от нынешних туроператоров, мы не перекладывали свои проблемы на плечи туристов, и они все смогли воспользоваться путевками.

Потратив огромные деньги на рекламу, мы должны были заработать несколько миллионов, но оказалось, что мы по уши в долгах перед поставщиками. По итогам этого сезона, нашей туристической фирме пришлось закрыться.

Из этой истории я сделал несколько выводов. Во-первых, не стоит на 100% полагаться на другого человека, даже если он имеет огромный опыт в своей работе. Всегда есть шанс, что его планы окажутся фатальными, а отвечать за это буду я, своими деньгами и репутацией, так и случилось. А во-вторых, я понял, что за интернетом будущее. Напомню на дворе был период с 2008 по 2009 год, ни одно туристическое агентство на тот момент не думало про сайты и про рекламу через интернет.

В будущем я за пару лет сумел создать одно из крупнейших турагентств в своем регионе и с головой погрузился в интернет-бизнес. Заработал миллионы, сменил более 10 автомобилей, объездил не менее 20 стран мира и все это благодаря той встрече с ребятами, которые открыли для меня интернет.

2008-2009 год.

А у вас в жизни был подобный опыт? Делитесь своими историями в группе!

115280, Россия, Московская Область, Москва, Ленинская слобода 19
Почта: adm@dailymoscow.ru