Бизнесмен и колумнист Виталий Куринов сегодня расскажет, как неудача может обернуться успехом и развернуть жизнь на 180 градусов.
Мой успешный бизнес в сфере капитального ремонта отлично работал, вплоть до 2008 года, когда кризис ударил неожиданно. У предприятий резко закончились деньги, наши услуги пользовались все меньшим спросом и возник резонный вопрос — а что делать дальше?
В это время я собирался отдохнуть в Турции и пришел бронировать тур к одной знакомой в туристическое агентство, дела у нее в те времена шли неплохо. Пообщавшись с ней некоторое время, я решил попробовать себя в этом бизнесе. Нужно отметить, что про туризм на тот момент я не знал абсолютно ничего.
Я снял офис. Найти хороших менеджеров новому турагентству очень сложно, но после долгих поисков я все-таки нашел опытного менеджера. Она прекрасно знала эту сферу и неплохо работала, а оклад попросила всего в 10 000 рублей, даже от процентов отказалась! Как оказалось, неспроста. Но об этом позже…
![](https://static.dailymoscow.ru/uploads/ufa/2018/10/qOjMFBQ6l6c.jpg)
Менеджер показала, как можно зарабатывать на российском юге, благодаря ее связям, мы выкупали железнодорожные билеты, бронировали гостевые дома и успешно отправляли людей на летний отдых на Черное море. Полный пакет по минимальной цене, все оказывались в выигрыше. К сожалению, даже у таких надежных методов бывают сбои.
Осенью она предложила мне отличную идею для туристов на Новый год: мы выкупали несколько популярных туристических баз, бронировали там места, и в конце декабря люди без всяких проблем и задержек отправились бы в отпуска. Разумеется, денег на полный предварительный выкуп всех номеров у нас не было, так что мы звонили и представлялись серьезным туристическим агентством с большим объемом продаж, таким образом кое-где получалось бронировать большие блоки мест без предоплаты.
![](https://static.dailymoscow.ru/uploads/ufa/2018/10/izcrsd2vgU0.jpg)
Прибыль должна была быть солидной, мы забронировали сотни мест, так что я решил рискнуть. Взял в октябре кредит и запустил самую масштабную рекламную кампанию, которую только можно было придумать в то время. Я охватил практически все сферы: баннеры на улицах, рекламу в лифтах, статьи в газетах, объявления в маршрутках, рекламу на радио, телевидении, листовки у промоутеров — в общем, зацепили мы все, что можно.
Увидев рекламную компанию ко мне пришли ребята и предложили попробовать сделать сайт и привлекать клиентов через интернет. Напомню, в те времена об интернет-рекламе в Уфе практически никто не знал и не слышал, все работали по старинке, упорно игнорируя новые технологии. Я тоже смутно представлял, что через интернет можно привлекать клиентов. Но все-таки решил попробовать и заключил договор со специалистами. На полномасштабную двухмесячную рекламную кампанию с использованием всех возможных источников рекламы мы потратили около 500 000 рублей, на тот момент это была очень солидная сумма, пришлось даже взять несколько кредитов, я буквально поставил на кон все, что у меня было.
![](https://static.dailymoscow.ru/uploads/ufa/2018/10/ZpqhA45lVQk.jpg)
Мои менеджеры сделали специальную таблицу и каждый человек который звонил или бронировал тур рассказывал, из какого источника он о нас узнал. Эта таблица позволила сделать соответствующие выводы. Самой бесполезной оказалась реклама на радио, мы потратили 76 000 рублей за 2 недели размещений и получили всего 2 звонка и ни одной продажи. На интернет-рекламу вместе с созданием сайта была потрачена 21 000 рублей и к моему удивлению, мы получили очень хороший отклик. Также весьма успешными были реклама в бесплатных газетах, раскидываемых по ящикам, а в самом конце списка полезности оказались баннеры и все те же радиостанции.
Вся рекламная кампания делалась с прицелом на то, что мы продадим около 1000-1200 мест, все деньги с предварительной оплаты шли как раз на бронирование мест в санаториях. И вот, наступает декабрь, по нашим прогнозам вот-вот народ должен начать скупать путевки, мы практически миллионеры и считаем прибыль... А снега нет! Прохладно, но снег просто не выпал и практически все уфимцы решили остаться в городе. Это был полный провал.
![](https://static.dailymoscow.ru/uploads/ufa/2018/10/p0Vp7tJtDHg.jpg)
Мы смогли продать только 148 мест. В отличии от нынешних туроператоров, мы не перекладывали свои проблемы на плечи туристов, и они все смогли воспользоваться путевками.
Потратив огромные деньги на рекламу, мы должны были заработать несколько миллионов, но оказалось, что мы по уши в долгах перед поставщиками. По итогам этого сезона, нашей туристической фирме пришлось закрыться.
Из этой истории я сделал несколько выводов. Во-первых, не стоит на 100% полагаться на другого человека, даже если он имеет огромный опыт в своей работе. Всегда есть шанс, что его планы окажутся фатальными, а отвечать за это буду я, своими деньгами и репутацией, так и случилось. А во-вторых, я понял, что за интернетом будущее. Напомню на дворе был период с 2008 по 2009 год, ни одно туристическое агентство на тот момент не думало про сайты и про рекламу через интернет.
В будущем я за пару лет сумел создать одно из крупнейших турагентств в своем регионе и с головой погрузился в интернет-бизнес. Заработал миллионы, сменил более 10 автомобилей, объездил не менее 20 стран мира и все это благодаря той встрече с ребятами, которые открыли для меня интернет.
2008-2009 год.
А у вас в жизни был подобный опыт? Делитесь своими историями в группе!
![](https://static.dailymoscow.ru/uploads/ufa/2018/10/LxTu_WER5PM.jpg)