Тольятти 6 сентября 2016, 16:04

Интерес избирателей к выборам падает

Близятся выборы, интерес избирателей к которым, по данным всех социологических агентств, падает. Как, собственно, и рейтинг у партий-лидеров. А с ними и у их противников, у всех, невзирая на взгляды и программы. Это значит, что жители страны разочаровались не в партиях и не в политиках, а в политической системе в целом.

Да и как этому не случиться, если власть, а она и есть система, изо всех сил демонстрирует гражданам, что ей на них глубоко наплевать. Какая-то там вице-премьер Ольга Голодец, которую никто никогда и никуда не выбирал, с поразительным спокойствием извещает, что заморозка накопительной части пенсии планируется ещё на три года – безо всяких парламентских дебатов. Что, эти пигмеи недовольны? Да пошли они!

Кубанских трактористов, пытавшихся устроить тракторный пробег до Москвы, останавливает ОМОН. Потом нескольких арестовывают. А на Москву они пошли, пытаясь пожаловаться на отъём земли чиновниками и бандитами (или чиновниками-бандитами). Которых вроде бы никто не арестовывает. Ишь чего удумали – жаловаться! Пусть-ка посидят. А то – землю у них не отбери!... Губернатор Самарской области Меркушкин рабочим, спрашивающим, когда же выплатят задерживаемую больше года зарплату, гневно отвечает: "Если будете в таком тоне разговаривать, никогда". Обнаглели, понимаешь. Зарплату им; да как эти жалкие унтерменши смеют беспокоить такого большого человека своими мелочными заботами!? И, наконец, политическое крещендо, показательно завершившее лето 2016-го: аресты бесланских матерей и нападения на них "мелких хулиганов". Надо же – они, матери погибших детей, недовольны! Зелёнкой их, вяжи их, штрафуй!

То, что трагедия в Беслане – самая страшная в России после 1945-ого года – это неважно. Ведь дети тех, кто арестовывал бесланских женщин, кто осуждал их и бросался в них всякой гадостью – не погибли. А то, что если случается трагедия такого масштаба, то власть в любом случае несёт за неё хотя бы долю ответственности, и уж во всяком случае не имеет морального права бесноваться, если её обвиняют несчастные жертвы – это, товарищи, не наше, это чуждое. Наши начальники неприкосновенны, и нечего совать им в нос ваших детей. Невольно вспоминается хит Шевчука 1987-ого: "Лишь смеются над нами, погрязшими в глупых страстях. Им давно наплевать на любое, твое и мое…".

Властям было плевать на граждан и раньше – по крайней мере лет примерно сто. Но так явно это раньше не демонстрировали. Что-то обещали, о чём-то с кем-то договаривались, врали, конечно, но в лицо не плевали. Сейчас – плюют. И не только власти, но и те, кто называет себя оппозицией. Ведь когда правые и левые дружно проигнорировали годовщину Беслана – это тоже плевок, это показательное равнодушие к годовщине, о которой просто обязаны помнить в России все порядочные (да что там – просто нормальные) люди. Неудивительно, что всякие "партийки" разных цветовых гамм воспринимаются как мелкие присоски власти, и нарастающая идиосинкразия к политической системе в целом затрагивает оппозицию даже сильнее, чем власть. Она – даже не пародия, а что-то вроде пародии на пародию.

Конечно, протесты рабочих и крестьян и прочих униженных и оскорблённых единичны, слабы и страшно далеки от перерастания во что-то массовое и серьёзное. Но любая власть рано или поздно переживает кризисы, и хоть какая-то поддержка презираемых ею "пигмеев" ей необходима. А если она им постоянно плюёт в лицо, то никакой поддержи ей не видать, как своих ушей. Точно так же, как власти советской в 1991-м: та исчезла потому, что всем давно стало на неё совершенно наплевать. Так как она сама слишком долго и откровенно плевала на людей.

Журналист и историк Евгений Трифонов

Источник: https://noteru.com/post/view/19965

Читайте также:


115280, Россия, Московская Область, Москва, Ленинская слобода 19
Почта: adm@dailymoscow.ru