Стиль 2 сентября 2022, 14:09

Волна ностальгии или глобальный передел – что ждет российский музыкальный рынок

О том, как произошедшие изменения влияют на музыкальную деятельность и какова ситуация в различных сегментах рынка – рассказывают известные российские продюсеры.

Волна ностальгии или глобальный передел – что ждет российский музыкальный рынок

События, происходящие в отечественной музыкальной индустрии за последние годы, напоминают американские горки: пандемия стимулировала рост стриминга, а концертный рынок упал на 80%, однако сейчас стриминг испытывает сложности в связи с уходом Spotify и потерей части подписчиков Apple Music, в то время как концертная жизнь наоборот – восстанавливается.

По прогнозам экспертов, музыкальный рынок к концу года может потерять до 30%. Эти и другие данные приведены в исследовании музыкального рынка России и Москвы, подготовленном компанией «Технологии Доверия» (ранее PwC в России) и креативным бюро «К22» по заказу Агентства креативных индустрий при Департаменте предпринимательства и инновационного развития города Москвы.

В нем также говорится о росте интереса публики к российским артистам, «локальному» продукту и о мерах поддержки, которые существуют для представителей музыкальной индустрии на государственном и столичном уровнях.

О том, как произошедшие изменения влияют на музыкальную деятельность и какова ситуация в различных сегментах рынка, рассказывают известные российские продюсеры – Иосиф Пригожин и Виктор Дробыш, продюсер лейбла Velvet Music Алена Михайлова, генеральный директор лейбла Navigator records Алексей Козин и продюсер фестиваля «Дикая Мята» Андрей Клюкин.

Иосиф Пригожин: «Ситуация в музыкальной индустрии напоминает басню “Лебедь, рак да щука”»

Концертная деятельность сильно нарушена, рынок стал ограниченным: российские артисты могут выступать только на территории РФ и дружественных стран, а многие иностранные исполнители не могут приезжать к нам. Руководители зарубежных стриминговых сервисов лишили молодых артистов возможности зарабатывать на своей музыке. Только-только рынок начал стабилизироваться и возможность монетизировать контент на YouTube стала приносить какой-то ощутимый доход, как вдруг все резко изменилось.

Ситуация в современной музыкальной индустрии напоминает мне басню Крылова «Лебедь, рак да щука», когда каждый тянет одеяло на себя и нет единого, консолидированного сообщества.

Таким является для других креативных индустрий Российское авторское общество, Фонд кино, но российскому шоу-бизнесу необходим свой профсоюз, который консолидирует всех его участников, будет решать волнующие их вопросы и лоббировать их интересы на государственном уровне. Только в этом случае можно говорить о каком-то дальнейшем развитии музыкальной индустрии.

Виктор Дробыш: «Уход иностранных звезд открывает новые возможности для внутреннего рынка»

Сегодня я продолжаю заниматься тем же, что делаю уже 40 лет: находить новых талантливых артистов и создавать вместе с ними интересный, достойный продукт. Сейчас мы выстрелили с Шаманом, и у меня на подходе уже новый проект, который я хочу запустить в этом году, а в следующем – планирую сделать приятный подарок зрителям и снова провести фестиваль Fox Rock Fest.

Уход иностранных звезд с нашей сцены и отсутствие зарубежных новинок в стриминговых сервисах открывает новые возможности для внутреннего рынка. Российским артистам стоит воспользоваться ситуацией, попытаться привлечь внимание аудитории, но и не забывать о качестве.

Публику не проведешь: она знает, что такое хорошая, интересная музыка, и какие изменения ни происходили бы вокруг, будет держать планку. Никогда не стоит опираться на внешние факторы, нужно продолжать заниматься творчеством, выкладываясь максимально, только тогда можно рассчитывать на результат.

Алена Михайлова: «Индустрии как никогда важна поддержка»

Музыка оказывает огромное влияние на людей и на их настроение, поэтому сейчас индустрии как никогда важна поддержка. Мы столкнулись с большим падением цифрового рынка – до 60% – и лишились части соцсетей, которые были задействованы в налаженном механизме продвижения артистов. Кроме того, ожидается подъем волны пиратства: если молодые и активные слушатели готовы перестраиваться и оформлять подписку, то более взрослая аудитория, скорее всего, не будет этого делать.

Сейчас трудно продвигать новую музыку: в стриминге практически нет новых имен. Ситуация очень сложная, хотя уже и не такая обескураживающая, как в феврале-марте, когда в принципе не выходило почти никаких свежих релизов. Часть молодых артистов, которые успели попасть в топы до этого времени, продолжают удерживать позиции, но об открытиях пока говорить не приходится.

Для нас это особенно актуальная тема: мы работаем в том числе с музыкантами noname и за последние несколько месяцев даже подписали еще одного нового исполнителя, но промежуток времени, за который они начнут приносить доход, теперь кратно увеличивается.

Говоря о концертной жизни, она постепенно восстанавливается, хотя пока и не выходит на прежний уровень. Позитивная тенденция в том, что сейчас поднимается волна ностальгии, и интерес к коллективам, которые были популярны в начале 2000-х, – например, к нашей группе «Винтаж», повышается. Сегодня они пользуются невероятным спросом.

Алексей Козин: «Волна интереса к хип-хопу стремительно идет на спад»

Сегодня главные проблемы лейблов связаны с сокращением количества стриминговых сервисов и невозможностью монетизировать контент на YouTube, однако в том, что касается отечественной музыки, российские стриминговые площадки довольно успешно заменяют зарубежные и активно развиваются.

Пока рано уверенно говорить о росте интереса к российской музыке – нужно посмотреть, что будет по итогам года, но у отечественных авторов и исполнителей есть все шансы себя проявить.

Концертной индустрии сейчас довольно непросто: привозить западных артистов в Россию нереально, а сама она еще не пришла в себя после пандемии, но процесс идет, и, по моим прогнозам, в течение 1–1,5 года концертный бизнес полностью восстановится.

Наш лейбл сейчас занимается репертуаром, мы активно ищем новые имена. Традиционно у нас был представлен внушительный каталог рок-исполнителей. Волна интереса к хип-хопу стремительно идет на спад, а гитарная музыка снова становится все более популярной.

Андрей Клюкин: «Лидирующие позиции займут “молодые и красивые”»

Нам было сложно восстанавливаться после двух лет пандемии, тем не менее удалось успешно провести фестиваль в этом году. Мы разбили его на два уикенда: Green и Violet. На первом был полный аншлаг – приехали и новые зрители, и те, кто два года не сдавал билеты, на втором аудитории было чуть меньше – около 7000 человек. В общей сложности продано 27 000 билетов: примерно такие же показатели были у нас и в прошлые годы проведения фестиваля. В целом, мы довольны, что это случилось, и получили очень большой фидбэк от гостей.

Для людей сегодня очень важно сменить обстановку, отвлечься от повестки, выехать на природу, чтобы провести время в приятной атмосфере и послушать хорошую музыку.

Сегодня я часто слышу о том, что публика соскучилась по концертам, но мне кажется, это надуманная формулировка. Все происходит точно так же, как и раньше: если ты делаешь свою работу качественно, то собираешь зрителей, если нет – то нет. Фестивальная культура – это определенный образ жизни, и за последние пару лет многие просто выпали из него, но есть и те, для кого это по-прежнему актуально.

Конечно, сейчас у нас нет иностранных артистов, но для «Дикой Мяты» они всегда были, скорее, украшением, «приправой», чем главной опорой фестиваля. Мы всегда показывали аудитории прежде всего интересных российских музыкантов в самых разных жанрах, поэтому уход зарубежных игроков мало сказался на нашем бизнесе.

Глобально сейчас нас ждет передел рынка, и лидирующие позиции займут «молодые и красивые», но так должно происходить на конкурентной основе, а не потому, что пандемия «выкосила» тех, кто 20 лет до этого занимался развитием музыкальной культуры в стране. Кроме того, индустрии, конечно, важна государственная поддержка и законодательство, на которое можно опираться.

Фото: Denis Raev

115280, Россия, Московская Область, Москва, Ленинская слобода 19
Почта: adm@dailymoscow.ru