«Только то прекрасное, что серьёзно». 5 фактов о пьесе Чехова «Чайка»
С 23 мая по 1 июня в подмосковной усадьбе Чехова в Мелихово пройдет театральный фестиваль «Мелиховская весна». На него приедут труппы со всей России, из Беларуси, Казахстана, Китая: покажут более 20 спектаклей по пьесам Чехова и о Чехове.
Спектаклем открытия станет знаменитая «Чайка», которая отмечает в этом году свой юбилей - она была написана автором 130 лет назад. На «Мелиховской весне» будут представлены сразу четыре очень разных интерпретации «Чайки»: Льва Додина (Санкт-Петербург), Вероники Вигг (Тверь), Сергея Афанасьева (Новосибирск) и Се Лимина (Китай). Китайская версия будет исполнена на китайском языке с русскими субтитрами.
Собрали 5 интересных фактов про одну из самых популярных пьес Чехова.
Работал над пьесой в маленьком флигеле в Подмосковье
18 ноября 1895 года в небольшом деревянном флигеле в подмосковном имении А.П. Чехова Мелихове случилось событие, которое повлияло на развитие не только российского, но и всего мирового театра.
В этот день Антон Павлович Чехов поставил последнюю точку в рукописи своей пьесы «Чайка». В письме к издателю газеты «Новое время» А.С. Суворину 21 октября 1895 г. А.П.Чехов упоминает об одном важном событии:
«Во-вторых, можете себе представить, пишу пьесу, которую кончу тоже, вероятно, не раньше, как в конце ноября. Пишу ее не без удовольствия, хотя страшно вру против условий сцены. Комедия, три женских роли, шесть мужских, четыре акта, пейзаж (вид на озеро); много разговоров о литературе, мало действия, пять пудов любви».
А 21 ноября того же года А.П. Чехов написал князю А.И. Урусову: «Кстати сказать, вчера я кончил новую пьесу, которая носит птичье название: «Чайка». Комедия в 4-х действиях».
Премьера «Чайки» в 1896 году в Александринском театре обернулась полным провалом
Все действие его «Чайки» сопровождалось непредсказуемым смехом публики. Одним из объяснений провала было то, что зрители в театре пришли на бенефис комической актрисы Е. И. Левкеевой и поэтому были настроены увидеть что-то веселое, развлекательное.
Но главная причина заключалась в том, что «Чайка» была новаторской, актеры, кроме В.Ф. Комиссаржевской, не смогли понять пьесу и донести до зрителя так, как это было необходимо. Первый блин оказался комом.
«Чайку» «обстреляли» критики
Пресса активно откликнулась на грандиозный провал в театре этой, по выражению одного из критиков, «птичьей пьесы» Чехова.
Корреспонденты газет и журналов, в большинстве своем не поняв и не приняв «Чайку», обрушились на нее со злой критикой, часто переходя в своих статьях от иронии к сарказму.
Апофеозом этой критической бури стала публикация в журнале «Осколки» карикатуры художника Н. Н. Амалетбекова, где Чехов был изображен летящем на чайке, а его со всех сторон обстреливали критики-охотники.
Ошеломительной успех в МХТ
В мае 1898 г. В.И. Немирович-Данченко просил Антона Павловича разрешить поставить «Чайку» в Московском художественном театре. Чехов дал согласие.
17 декабря этого же года пьеса была исполнена актерами МХТ. Чехов в это время находился в Ялте. Владимир Иванович по требованию публики прислал Антону Павловичу телеграмму, в которой сообщил Чехову о необыкновенном успехе, вызовах, радости актеров.
После успеха МХТ «Чайка» стала пользоваться популярностью как на сценах столичных театров, так и в провинции.
К.С. Станиславский в своей книге «Моя жизнь в искусстве» рассказывает:
«Как мы играли – не помню. Первый акт кончился при гробовом молчании зрительного зала. Одна из артисток упала в обморок, я сам едва держался на ногах от отчаяния. Но вдруг, после долгой паузы, в публике поднялся рев, треск, бешеные аплодисменты…»
«Чайка» — важный символ
Интересно, что «Чайка» после этого успеха стала символом Московского Художественного театра, который только начал свою работу в 1898 году. Именно эта пьеса, наряду с другими ранними постановками, помогла МХТ завоевать признание.
И по сей день именно эта птица парит и на занавесе на авансцене театра, и на его логотипе. Но и внутри пьесы чайка — тоже важный символ.
Причем весьма неоднозначный. У Чехова нет простых, линейных героев с одной лишь функцией или вызывающих единственную примитивную эмоцию. Все они — живые люди, которые и испытывают, и рождают в зрителе противоречивые чувства.
Аналогично и с символизмом: образ чайки имеет множество трактовок — он может означать и свободу, и клетку, и надежды, и их крушение. Все в зависимости от интонаций.
Одна из «Чаек», которую можно будет посмотреть в Мелихово, поставлена Сычуаньским народным художественным театром (Китай), и режиссер отдельно отмечает, что эта пьеса в равной мере понятна каждой нации на земле, ведь везде есть мечтатели и люди, чьи крылья порой жестоко подрезают.
Помимо «Чаек» и других спектаклей на фестивале «Мелиховская весна» можно будет поучаствовать во встречах с режиссерами и артистами Владимиром Хотиненко, Сергеем Урсуляком, Антоном Яковлевым, Антоном Шагиным, Игорем Гординым, Ольгой Хохловой.
И свою специальную программу — спектакль и документальный фильм к 165-летию Чехова — представит Академия кинематографического и театрального искусства Н.С. Михалкова.