Меньше глянца, больше тишины. Тренды Каннского кинофестиваля-2025 — из первых уст

24 мая на Лазурном берегу завершился 78-й Каннский кинофестиваль — один из самых главных и престижных кинофорумов мира, традиционно задающий тон новому киносезону.
В этом году в основном конкурсе было представлено 22 фильма, среди которых громкие премьеры от Уэса Андерсона, Ричарда Линклейтера, Жюлии Дюкурно и Ари Астера, а также режиссёрские дебюты сразу трёх звёзд — Кристен Стюарт, Харриса Дикинсона и Скарлетт Йоханссон.
Айя Мусина, автор телеграм-канала «маленькая синематека | про кино», побывала на Каннском кинофестивале и делится впечатлениями из первых уст: ключевые премьеры, режиссёрские дебюты актёров, лауреаты главных наград — всё, чтобы уловить главные темы и тренды нового киносезона.

Главные премьеры фестиваля: от страха к искренней любви к кино
Фестиваль порадовал насыщенной и разнообразной программой, охватившей широкий эмоциональный и жанровой спектр — от камерных личных драм до острых социальных высказываний, от визуальных экспериментов до глубоко человечных признаний.
Жюлия Дюкурно, обладательница Золотой пальмовой ветви за фильм «Титан», возвращается в Канны с фильмом «Alpha».
Режиссёр, известная своей смелостью и натурализмом, показывает нам тихую драму, в которой история девочки-подростка переплетается с эпидемией страшной болезни.
Ари Астер, мастер хоррора («Солнцестояние», «Реинкарнация»), неожиданно сменил жанр на ковбойский вестерн с оттенками пандемической паранойи — «Eddington» поражает динамикой и тревожной атмосферой, исследуя страх, власть и отчуждение. Отзывы разделились, но равнодушным остаться невозможно.
Линн Рэмзи («Что-то не так с Кевином», «Тебя никогда здесь не было») вновь демонстрирует уникальную способность превращать боль в кинематографический опыт. «Die My Love» — это глубокое погружение в сознание женщины с послеродовой депрессией. Без прикрас, без пафоса — только боль, визуальная экспрессия и выдающаяся игра Дженнифер Лоуренс.
В контрасте с эмоциональной напряжённостью Уэс Андерсон возвращается в зону уюта и узнаваемого стиля с «The Phoenician Scheme»: знакомые акварели, выстроенные до миллиметра мизансцены и эксцентричная семейная хроника.



Ричард Линклейтер, создатель культовой трилогии, привёз не просто биографический фильм о создании шедевра Годара «На последнем дыхании», а настоящее признание в любви к самому кино, манифест уважения к его магии и силе.
Новые режиссёры: когда звёзды берут в руки камеру
Одной из главных интриг фестиваля стали режиссёрские дебюты сразу трёх актёров— Кристен Стюарт, Скарлетт Йоханссон и Харриса Дикинсона.
Кристен Стюарт экранизировала мемуары Лидии Юкавич в фильме «The Chronology of Water» — глубокое и честное размышление о памяти, травме, сексуальности и телесности.
Скарлетт Йоханссон выбрала иной путь — более сдержанный, но не менее пронизывающий. Её «Eleanor the Great» рассказывает историю 94-летней женщины, которая после смерти подруги оставляет родную Флориду и внезапно оказывается среди участников группы поддержки выживших в Холокосте.
Харрис Дикинсон, знакомый по «Треугольнику печали», дебютировал с драмой «Urchin» - историей о бездомном подростке из Лондона, который пытается вырваться из замкнутого круга саморазрушения. Главную роль исполнил Франк Диллейн, чья игра заслужила высокие оценки критиков и признание как лучшая мужская роль фестиваля.
Канны-2025: лауреаты основного конкурса
Золотая пальмовая ветвь досталась фильму «It Was Just an Accident» иранского режиссёра Джафара Панахи — культового мастера, который снимает вопреки цензуре. В центре его картины напряжённая встреча бывших заключённых с подозреваемым в пытках.
Панахи строит лаконичную и вместе с тем пронзительную драму, в которой прошлое не даёт покоя настоящему, а память становится инструментом поиска справедливости и человеческого прощения.
Не менее глубокую семейную драму представил норвежец Йоаким Триер с фильмом Sentimental Value, удостоенным Гран-при. Триер мастерски исследует сложные переплетения любви, вины и искупления, проходящие через поколения.
Фильм трогает своим сценарием и актёрской игрой и остаётся одним из самых запоминающихся событий фестиваля.
Приз за лучшую режиссуру получил бразилец Клебер Мендонса Фильо за политический триллер «The Secret Agent», наполненный напряжением и тревогой. Вагнер Моура, сыгравший героя, разрывающегося между долгом и свободой, был удостоен приза за лучшую мужскую роль. Приз за лучшую женскую роль получила Надя Меллити за фильм The Little Sister.
Братья Дарденн получили приз за лучший сценарий за фильм «Young Mothers» — ещё одно проникновенное исследование социальной тематики, которое доказывает их талант видеть общество без прикрас.
Приз жюри разделили две экспериментальные ленты — «Sirât» Оливера Лаксе и «Sound of Falling» Маши Шилински. Несмотря на разные подходы, оба фильма объединяют поиски новой кинематографической поэтики.
В этом году в Каннах было меньше глянца и больше тишины — той, которая остаётся в зале после финальных титров.
Фильмы говорили о близком и больном, о страхе, теле, свободе и том, что нельзя выразить словами. Каждый — по-своему. И, может быть, именно в этом — главный итог фестиваля: в том, что честность оказывается сильнее формы.

Фото на главной: Victor Boyko/ Getty Images