Шильдики и болтики. Российский автопром становится всё более зависим от Китая
Компании Поднебеносной стали доминирующими игроками на российском рынке авто. Также в настоящее время продолжает расти доля китайских комплектующих в новых отечественных машинах.
По данным «Автостата», по итогам первого полугодия в России было продано719 311 новых легковых автомобилей. Это на 79% больше, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.
Топ-10 самых продаваемых марок возглавила LADA отечественного «АвтоВАЗа» (207 404 единицы авто). Остальные девять мест разделили между собой китайские бренды. В частности, второе место по продажам у HAVAL (81 450 авто), третье у CHERY (71 357 авто).
По словам экспертов, LADA показывает хороший прирост реализации (+54%), но все же по динамике существенно отстает от показателей продаж ряда китайских авто.
Схожие выводы делают и специалисты ГК «АвтоСпецЦентр». По их данным, в первой половине 2024 года продажи отечественных автомобилей на российском рынке выросли почти на 52%, по сравнению с концом 2023 года. Однако доля российских авто в массовом сегменте продаж составляет всего 20-25%, так как отечественные производители проигрывают конкуренцию китайским брендам.
Спрос на китайские автомобили растет, так как официальные готовы предложить россиянам не только новые авто, но и весь спектр дополнительных услуг.
Друзья или конкуренты
16 июля в телеграм-канале «Русский автомобиль» появилась информация со ссылкой на инсайдеров о предстоящем сотрудничестве «АвтоВАЗа» HAVAL. Из нее следует, что в ближайшее время кроссовер LADA VESTA будут оснащаться 1,5-литровом бензиновом турбомотором китайской компании.
Новость была быстро растиражирована СМИ, но позже в пресс-службе российского автопроизводителя данную информацию назвали «странными слухами».
Ранее президент «АвтоВАЗа» Максим Соколов заявлял, в настоящее время сложилась «крайне агрессивная ценовая экспансия со стороны импортируемых автомобилей китайских брендов».
Производители из КНР, добавил он, не заинтересованы в локализации своего производства в РФ, что в свою очередь позволило бы загрузить дополнительными заказами и российскую компонентную отрасль.
Между тем, пока масштабным партнерским проектом российских и китайских производителей в масс-сегменте можно считать автомобиль под брендом «Москвич». Выпуск его начался в столице на площадке ушедшего из России Renault.
В конце 2022 года был презентован базовый вариант модели «Москвич 3», который оказался копией китайского кроссовера JAC JS4. Побывавшие на запуске производства эксперты пришли к выводу, что на машину приклеивают только шильдик с наименованием отечественного бренда, все остальное собрано в Китае.
В мае 2024 года автопроизводитель сообщил, что дан старт производству по технологии полного цикла. Для этого на заводе была смонтирована роботизированная система сварочного оборудования.
Стоит отметить, что стоимость «Москвича» оказалась выше, чем на его брата-близнеца из Поднебесной. Это сказалось на продажах авто, они падают последние несколько месяцев.
По словам президента ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Алексея Подщеколдина сборка автомобиля «Москвич» на промышленной площадке в столице обходится вдвое дороже, чем на любой другой, что напрямую сказывается на конечной стоимости машины и ее популярности у покупателей. Также он отметил, что доля китайских авто в России стремительно растет и становится значимо преобладающей.
Однако в ближайшее время ситуация может измениться. Ожидается остановка поставок машин и запчастей из Китая в связи блокировки платежей из-за санкций, что неблагоприятно может отразиться на рынке продаж авто, полагает глава РОАД.
Стоит отметить, что для поддержки российских автопроизводителей власти страны готовы и сами ограничить рынок для импортных автомобилей. Одна из мер повышение – утилизационного сбора.
Несколько дней назад был опубликован проект постановления правительства, согласно которому ставка утильсбора с 1 октября 2024 года может повыситься на 70-85% и далее ежегодно будет индексироваться на 10-20% до 2030 года.
В документе подчеркивается, что повышение будет касаться только тех видов техники, серийное производство которых освоено в России и Белоруссии и может в достаточной мере обеспечивать запросы внутреннего рынка. Добавим, что согласно Дорожной карте Минпромторга к 2030-2032 гг. доля российских автомобилей на рынке должна составлять 90 %.
Найти баланс
Опрошенные Daily Moscow эксперты автоотрасли рассуждают о текущей ситуации на рынке, перспективах развития отечественного автопроизводства. Спрос по ряду позиций, считают они, на российские авто не растет. Сам отечественный автопром остаётся зависим от иностранных компаний, правда уже не от западных, а китайских участников рынка. Для того, чтобы стать российскому автопрому независимым необходимо пройти сложный и долгий путь.
Конечно, это мое субъективное мнение, отмечает основатель российско-китайской транспортной компании RusTransChina Александр Стрельников, но, пока отечественный автопром проигрывает китайскому по многим параметрам, которые важны для современного покупателя. Чтобы переломить ситуацию, нашим производителям нужно серьезно работать над качеством и технологиями.
Что касается возможности создания полностью собственного автомобиля, это, безусловно, является серьезной технологической и инженерной задачей. Пока российские компании в основном занимаются адаптацией и модернизацией иностранных моделей. Но при должной государственной поддержке и инвестициях в НИОКР, российские инженеры вполне способны разработать и запустить в производство полностью оригинальные автомобили.
«Ужесточение заградительных мер для иностранных автомобилей, на мой взгляд, может быть оправданным, если это будет способствовать развитию отечественного автопрома. Однако важно найти баланс, чтобы не лишить потребителей возможности выбора и доступа к современным и качественным автомобилям. Ключевым должен быть курс на повышение конкурентоспособности российских марок, а не просто закрытие рынка»
Основатель российско-китайской транспортной компании RusTransChina
По мнению руководителя образовательной траектории цифровой автошколы «Баранка» Дмитрия Сапцова, основная причина падения спроса на российские автомобили связана с постепенным устареванием технологий производства:
«Выпускаемые у нас авто находятся на конвейере около 30 лет, подвергаясь лишь минимальным косметическим изменениям. Когда десять лет назад появилась LADA Vesta, это был прорыв в автомобильной индустрии России. По совокупности потребительских характеристик и стоимости она не уступала конкурентам в своей ценовой категории, а в чем-то даже превосходила. Но за прошедшие годы автомобиль не получил никаких значимых обновлений, и сегодня это уже неконкурентоспособная модель. В других странах, в том числе в Китае, технологии не стояли на месте».
Генеральный директор компании «Мой Автопрокат» (сеть автопрокатов в России и за рубежом) Дмитрий Матвеев полагает, что российские автомобили могут быть конкурентоспособны за счет более низкой цены.
Кроме того, «АвтоВАЗ» поддерживает государство (с января возобновилась госпрограмма льготного автокредитования, распространяющаяся на новые отечественные машины).
«Также говорят, о “возрождении” модели “Ока”. Это хорошая идея, потому что сегмент доступных городских малолитражек сейчас свободен. Раньше мы, как автопрокат, закупали Datsun mi-DO, но к сожалению, эта марка ушла из РФ 3 года назад.
Если на рынок выйдет новая “Ока”, мы точно закупим в наши парки партию этих машин. Спрос на машину эконом класса будет точно, но нужна господдержка, и цена на 3 комплектации от 800 тыс. до 1, 65 млн рублей.
Главным преимуществом отечественных авто всегда была относительно низкая цена. Поэтому, производителю нужно постараться сохранить это преимущество, чтобы продажа авто более-менее велась на уровне рекомендованной розничной цены».
В большинстве случаев за автомобильными заводами в России, как известно, стояли мировые автомобильные технологии: Ford, Fiat и так далее, напоминает официальный представитель бренда OTING в России Алексей Кожухов. И сегодня, конкурентоспособными российские автобренды могут в том случае, если пойдут по пути компаний из Китая, приобретая технологии у именитых автомобильных компаний и внедряя их в собственный автомобиль.
Параллельно с этим отечественные инженеры смогли набраться опыта и заняться собственной разработкой, которая со временем переросла во что-то большее, чем концепткары.
«Сейчас некоторые автомобильные бренды из России идут по пути покупки готовых решений из Поднебесной, но в плане развития собственного автопрома - вряд ли это будет способствовать достижению цели. Чтобы получить от этого пользу, отечественным инженерам нужно привносить собственные технологии в готовые китайские решения, чтобы конкурентно выделяться на общем фоне. Однако это многомиллиардные инвестиции, которые, на настоящем этапе вряд ли будут найдены»,- отмечает представитель рынка.
Директор по развитию сети авторемонтных мастерских «КарданБаланс» Александр Приходько прогнозирует дальнейший рост цен на авто. В частности, он точно будет наблюдаться среди неофициально ввозимых в страну автомобилей, в частности азиатских кроссоверов среднего ценового диапазона.
По его словам, это связано с изменением режима таможенного налогообложения автомобилей, привозимых из стран ЕАЭС: с апреля 2024 года налоги заниженной таможенной стоимости будут учитываться в утилизационный сбор. Платить его обязаны как физические, так и юридические лица. Цены на автомобили, привезенных в страну по «серой» схеме, могут вырасти на 22-25%:
«Российский производитель пока проигрывает в конкурентной борьбе за потребителя по опциям, дизайну, скорости изменениям. В данном случае утильсбор предполагает рост стоимости не столько ради того, чтобы отечественный рынок смог предложить более выгодный товар, сколько ради того, чтобы она смогла отличаться от конкурентов»
Директор по развитию сети авторемонтных мастерских «КарданБаланс»
Станут ли российские автопроизводители более конкурентоспособными? Это во многом зависит от стратегических решений как со стороны государства, так и самих компаний, считает представитель сети шинных и сервисных центров «Автоэксперт» Алексей Дубнов.
Расширение производственных мощностей и государственная поддержка на материальном и консультативном уровнях могут стать ключевыми факторами успеха. Однако скептицизм по поводу иностранных инвестиций, особенно китайских, остаётся.
«Нельзя исключать возможность дальнейшего ужесточения заградительных мер для иностранных авто, что могло бы стимулировать спрос на отечественные машины, но это также потребует значительных усилий для повышения их качества и надёжности. Тем не менее, не всё так плохо. На горизонте всё ещё виден свет. Если отечественные производители смогут успешно адаптироваться к новым реалиям, привлекать технологии и инвестировать в качество, то российский автопром может обрести второе дыхание. Важно, чтобы эти усилия были комплексными и устойчивыми»
Представитель сети шинных и сервисных центров "Автоэксперт"