«За короткий период времени мы смогли внедрить новый вид транспорта в общегородскую систему» — руководитель ГКУ «Организатор перевозок» Олег Иванов
Электросуда Москвы для жителей и гостей города уже почти три года остаются каким-то невероятным чудом техники. Суперсовременные и стильные, комфортные и практически бесшумные, они завоевали сердца пассажиров с первых же дней своей работы.
Нашему редактору удалось пообщаться с Олегом Юрьевичем Ивановым, руководителем государственного казенного учреждения «Организатор перевозок», и узнать у него о нюансах работы этого вида транспорта, о том, есть ли в России такие аналоги, что говорят иностранцы и местные жители и растет ли пассажиропоток.
Олег Юрьевич, правда ли, что наши электросуда – самый инновационный вид транспорта в стране?
Электросуда, которые ходят по Москве-реке, у них нет аналогов не то, что в России, в мире таких нет. По сути, их отличают две основные вещи. Первое - они работают ежедневно и круглогодично, второе – они на электрическом ходу.
Принципиальное отличие в том, что все, начиная от проекта, программное обеспечение, двигатели, корпуса, вся основная начинка электросудна – российского производства.
Техническими характеристиками предусмотрена возможность ходить по льду толщиной до 20 см, по мелкобитому льду. Такого проекта нигде нет – наши суда передвигаются в абсолютно любую погоду.
А сами вы передвигаетесь на них по городу?
Безусловно, передвигаюсь. В основном по работе.
А так в выходные с семьей любим пользоваться этим видом транспорта – он красивый, удобный, открываются отличные виды.
То есть основные плюсы электросудов – красиво, комфортно и удобно?
Да, это плюсы, но основное преимущество, конечно, в том, что никакие ДТП, заторы, которые присущи дорогам, на электросуда не влияют. В этом плане здесь все предсказуемо.
Кроме того, четко соблюдается расписание – в этом году выполнение расписания составляет на сегодняшний день 99,9%. И это самое высокое выполнение среди всего городского транспорта.
Помимо этого, наши причалы – это не только место, где пассажиры ожидают транспорт, а еще и зарядная станция. То есть суда мы не снимаем с транспортной работы, во время выполнения маршрута они подзаряжаются. Пока пассажиры производят посадку, электросудно заряжается и потом продолжает движение.
Наши суда обеспечены всеми необходимыми современными средствами комфорта: usb-зарядки, wi-fi, система информирования, а также на каждом судне обустроен туалет, есть автоматы с питьевой водой.
Проект регулярных речных перевозок полностью интегрирован в систему московского транспорта, то есть пассажиры могут свободно воспользоваться всеми популярными видами билетного меню Москвы: картой «Тройка», проездными билетами на 90 дней, 30 или 365 дней.
Вся платежная система интегрирована, то есть возможна оплата по биометрии, оплата банковской картой и тд. И, безусловно, это безопасность: установлены камеры видеонаблюдения, сотрудники на причалах всегда помогают в случае необходимости.
Что еще важно отметить: Москва-река местами «разрезает» город, а передвижение по ней зачастую позволяет сократить время передвижения по городу, в каких-то местах даже до 30-40 минут. У нас есть пример, когда от причала «Торпедо» до ТРЦ «Ривьера» движение всего 13 минут.
Кстати, про безопасность. Проскочить на электросудно зайцем невозможно? Здесь не нужны контролеры?
У нас турникетная система посадки, суда ограничены по вместимости, плюс за правилами соблюдения посадки следят как работники причалов, так и помощники капитанов, которые контролируют наполняемость салонов.
Поэтому да, физически попасть сюда без оплаты невозможно. Проскочить «зайцем» на электросудно не удастся.
А вы когда сами передвигаетесь на судне, какие-то для себя пометки делаете: здесь надо поправить, там улучшить? Идеально же ничего в этом мире не бывает.
Вы знаете, мы максималисты в Транспортном комплексе. Как сами что-то подмечаем, так и пассажиров слышим.
Из того, что видим и слышим от людей, – это необходимость развивать этот вид транспорта с точки зрения увеличения числа как самих судов, так и причалов для сокращения интервалов движения.
С начала запуска проекта был такой пассажиропоток, такое внимание жителей и гостей столицы, что мы сами не ожидали.
У нас пока работает только три маршрута, это 29 судов. Эти маршруты не охватывают всю акваторию Москвы-реки. Чтобы закрыть все потребности жителей в этом плане, нам нужно дальше развиваться.
А пассажиропоток заметно растет?
Мы работаем чуть больше двух лет. Проект стартовал в 2023 году. За это время мы перевезли более 2,5 млн пассажиров. На старте проекта таких цифр даже не ожидали, такого ажиотажа.
Третий маршрут мы ввели в этом году. За 9 месяцев 2025 года пассажиропоток у нас вырос на 20% по сравнению с прошлым.
Эти цифры говорят том, что новый городской регулярный вид транспорта популярен среди населения. Им пользуются жители Москвы в целях регулярных поездок, а не туристических.
И все-таки кого больше здесь: жителей города, которым надо добраться из пункта А в пункт Б, или туристов?
Основная доля пассажиров – жители Москвы. Но так как проект инновационный, интересный, то в хорошую погоду или летний сезон мы видим большой наплыв туристов.
Более того, только за этот год на электросудах мы приняли 19 иностранных делегаций.
И что говорят иностранцы?
Они удивлены, что за такой короткий период времени мы смогли внедрить, по сути, новый вид транспорта в общегородскую систему. Интересуются, какие у нас требования к стандартам обслуживания и тд.
Что точно не понять иностранцам, так это, кто дает названия электросудам?
Они даются по названиям малых рек, которые протекают в Москве.
За название первого судна – «Синичка» проголосовали жители на портале «Активный гражданин».
Какой из маршрутов ваш любимый?
Это «Киевский-Парк Фили», в который было вложено много сил. В 2023 году его открывал Мэр города месте с Президентом и это была определенная веха итогов нашей работы.
Маршрут сам по себе очень красивый, по пути можно увидеть Дом Правительства, Москва-сити и другие точки притяжения людей.
Но для меня он был самым первым, он дал старт всему проекту, поэтому и любимый.
А в самой организации вы давно работаете?
С 2011 года. Я окончил МАДИ, сразу после учебы пришел на должность специалиста в ГКУ «Организатор перевозок» и начал работу на линии. Постепенно руководство доверяло мне новые проекты.
Вы к пассажирам прислушиваетесь? К их пожеланиям или недовольствам?
Обязательно анализируем все обращения граждан. Так мы улучшили систему климат-контроля, изменили систему информирования – она стала более качественная, увеличили заряд батарей. Люди предлагают сократить отправление между рейсами, сократить интервалы движения.
Вообще в городе принята стратегия до 2030 года, в рамках которой к этому времени количество электросудов будет составлять 60 штук. С поставкой новых судов будем увеличивать и количество маршрутов.
Какие еще планы на ближайшие годы?
Технологии не стоят на месте. Мы следим за всеми трендами с точки зрения производства аккумуляторных батарей, каких-то сервисных вещей для пассажиров.
Будем все это внедрять, соответственно.
Вы не так давно запустили прекрасный экскурсионный проект с Музеем транспорта Москвы. Как вы выбираете партнеров для сотрудничества?
Это всегда проекты, которым мы доверяем и знаем.
Главное, чтобы совместный проект вписался в культурную повестку столицы, это могут быть лекции или мастер-классы, которые направлены на повышении насмотренности пассажиров, общего культурного кода, знаний о городе.
Здесь точно никогда не будет мероприятий, которые могут доставить пассажирам дискомфорт.