Музыка улиц. Как уличные музыканты столицы завоевывают сердца прохожих
Уличная культура в Москве представляет собой многогранный феномен, который пронизан историческими событиями и культурными трансформациями.
Именно в период перестройки в конце 1980-х годов на улицах появляются первые столичные артисты, которые выступают под открытым небом, заряжая прохожих своей энергией.
Музыка приходит на улицы столицы: молодёжь хочет выражать свою индивидуальность и протестовать против существующего порядка. С тех пор живое звучание – неотъемлемая часть московского пейзажа, которая придает городу особую атмосферу и дух непосредственности.
Сегодня уличная культура в Москве продолжает развиваться, привлекая к себе всё больше людей. Многие молодые талантливые музыканты находят в ней своё призвание. Начинающие исполнители имеют большое количество возможностей для самореализации и общения с единомышленниками.
Уличные фестивали и мероприятия становятся популярными местами для встреч, обмена опытом. Именно там музыканты могут покорить своего первого зрителя.
В этом материале студентки НИУ ВШЭ Полина Фиц и Варвара Артамонова постараются ответить на вопрос: как звучит столица?
И расскажут об интересных проектах и мероприятиях, которые позволят жителям и туристам услышать все мотивы города, а начинающим музыкантам найти себя. В этом им помогли разобраться действующие уличные артисты – Катя Рикеда и Андрей Давыдов.
Кто такие уличные артисты, можно ли просто взять гитару и выйти на улицу?
«Я почувствовал любовь к музыке ещё в детстве, а потом постепенно раскрывал её шаг за шагом. То есть я не сразу к этому пришел. Сейчас стал заниматься уличной игрой», – поделился с нами Андрей Давыдов - музыкант, автор-исполнитель, участник проекта «Уличный артист».
История уличных выступлений для Андрея началась с прогулки по Старому Арбату: он видел музыкантов, просил у них инструмент и играл. Тогда юноша осознал, что это его призвание:
«Ты понимаешь, что у тебя есть энергия, которой ты можешь остановить человека, чтобы он послушал. Мне нравится такое – это как будто вызов самому себе».
Андрей принял решение продолжать развиваться в этой сфере. Тогда он узнал о городском проекте «Уличный артист», позволяющем официально выступать на улицах и в парках столицы. Благодаря этой программе артисты любых жанров и стилей могут в один клик забронировать площадку и раскрасить столичную улицу своей мелодией.
Авторы статьи также поинтересовались, как Катя Рикеда, певица, автор собственных песен, участница проекта «Музыка в метро», пришла к музыке:
«В 12 лет мне купили гитару, я пошла в дом детского творчества, без изучения нотной грамоты, в окружении таких же детей, которые тянутся к музыке, села за барабаны, играла что-то на гитаре, но не пела вообще. Через пару лет погрузилась в реп культуру и выступала с большими парнями в родном городе, Александрове, на одной сцене. После оказалось, что я умею петь. И это стало приятным открытием».
Девушка продолжала искать себя: сначала поступила на театральный факультет в Ярославле, но спустя несколько месяцев учебы поняла, что это не то, чему хотелось бы посвятить свою жизнь:
«Было ложное ощущение, что актерство - это сцена, а значит именно то, что мне нужно. Но ничего подобного.
Актёр и артист - это абсолютно разные субстанции, и я определенно отношусь ко второй. Поэтому, бросив театральный институт через два месяца обучения, я поступила на продюсирование шоу программ в Москве, где имела возможность быть и на сцене, и за сценой.
А на втором курсе мой земляк, знакомый аккордеонист предложил поучаствовать в проекте «Музыка в метро». Тогда у меня не было ни аппаратуры, ни подходящего репертуара, но я решилась на этот шаг», - поделилась артистка.
Отбор талантов, или «Битва» за лучшие площадки
Как рассказал Андрей, Арбат - любимое место многих уличных музыкантов, «сердцевина города», именно там получается собрать вокруг себя аудиторию и познакомиться с единомышленниками: «Но я всё равно считаю, что на Арбате должны играть лучшие из лучших. А у лучших из лучших должен быть отбор», – отметил Андрей.
Про определенные места выступления Катя Рикеда рассказала следующее: «Разумеется, центр – это всегда круто. Но мое счастье не зависит от количества проходящих мимо.
Иногда это может быть нескончаемый поток людей, но они движутся, как единый организм, и никто не обращает внимания. А порой малое количество более свободно в движении и начинает петь, танцевать, дарить свою улыбку.
Тем не менее у меня есть уже проверенные точки, где я чувствую себя комфортно и понимаю, что буду приятна людям».
Что касается отбора артистов, как сообщила девушка, на улицах может выступать любой человек, для этого достаточно забронировать точку на сайте и прийти выступать. Но именно в рамках проекта «Музыка в метро» есть кастинг, который оценивает способности артиста, и в дальнейшем этот музыкант может получить шанс исполнить свой репертуар на каких-то отведённых точках Москвы.
Отборы музыкантов в столице действительно проводятся, но лишь для игры в парковых зонах. Трудно ответить на вопрос: правильно ли это? Но в любом случае начинающий артист или группа могут выбирать из сотни площадок, попробовать играть в разных местах и наконец найти своё.
«У всех есть шанс себя проявить!»
При этом у ребят-музыкантов складывается крепкое и дружественное комьюнити. Они знают друг друга в лицо, никогда не проходят мимо и делятся своим опытом: «Когда идёт гитарист, я по привычке рукой машу», – признался артист.
Но нельзя сказать, что уличная культура в Москве – просто инструмент для самореализации начинающих музыкантов. Не стоит забывать, что она играет особую роль в формировании идентичности города. Музыка звучит отовсюду – ноты ежедневно пронзают сердца жителей столицы и туристов.
Звуки столицы: жизнь и творчество уличных музыкантов
Полина и Варвара спросили мнение Кати по поводу уличных выступлений в Москве и Санкт-Петербурге, в чём может быть разница между городами:
«Москва точно может конкурировать с Санкт-Петербургом. Питер - это в первую очередь атмосферный антураж, который априори делает многое за музыканта. Если ты идешь по красивой улице и это дополняется музыкой – всё, это красиво, хотя артист может быть не самым лучшим. В Москве антураж иной. Но в этом и плюс, поскольку сложнее зацепить, значит есть, куда стремиться и расти. Чтобы не архитектура и атмосфера что-то делали, а именно ты и твоя музыка».
Поинтересовались также у Андрея, есть ли какой-то жанр или особое направление, которые ассоциируются у него с Москвой: «Наверное, нет. Но я исполнял здесь всё, что могу. В Москве уже играл. Думаю, песню, которую я вчера сочинил, такую медленную, как романс, назову «Москва». Я буду играть её на Арбате, сниму клип. Она у меня ассоциируется с Москвой. Грустной, печальной, серой. Все в своих мыслях…», – ответил артист.
Серая Москва и медленная мелодия…А что насчёт выступления рок-групп или исполнений всем известных песен под гитару, когда голоса людей сливаются в единое звучание?
На сайтах проектах «Уличный артист» и «Музыка в метро» публикуется расписание выступлений. Если мы посмотрим на него, то сразу поймем – столица состоит из тысячи самых разных мелодий.
От первых аккордов до уличной славы
Уличная московская песня состоит из тысячи разных голосов. Мы уже разобрались с тем, как делать это легально. Но страх публичных выступлений, ещё и в открытом пространстве, миллион вопросов о том, как это воспримут люди…
Андрей ответил на вопрос, что с этим делать:
«За мой небольшой опыт игры я слышал много хорошего в свой адрес. Вообще мне нравится, как люди отзываются. Они подходит и говорят: «Спасибо!». Обычно – не словами, а больше взглядом. Я вижу, что у человека сейчас момент истины. Он вдохновляется именно здесь и пойдет жить дальше, по-другому как-то себя ощущать. То есть я это вижу именно по взгляду».
При этом стоит отметить, что Андрей играет только ту музыку, которая нравится ему, даря городу частичку своей мелодичной души.
Про уличные выступления Катя Рикеда рассказала так:
«В первый год выступлений я поняла, что способна остановить своими песнями человека, опаздывающего, например, на работу, и это магия, осознание, что мне нужно только это и ничего больше, я хочу на вершину, и у меня хватит духа туда забраться».
Артистка на музыкальном поприще уже более 6 лет, и в её медийности социальные сети сыграли не последнюю роль. Как поделилась девушка, за период карьеры случались разные ситуации в моменты выступлений. Бывало, что люди подходили и узнавали в живом исполнении песни самой Кати, которые они слышали ранее.
Но один из случаев запомнился ей больше всего: «Я пою, меня начинает снимать незнакомый парень на профессиональную камеру. Позже предлагает спеть песню ещё раз и запечатлеть от начала до конца. В результате у нас получился классный ролик с крутым качеством. В моих соц.сетях подобного еще не было. Я тогда очень удивилась, ведь это ещё и бесплатно. Просто человеку понравилось, как я пою».
Авторы статьи также попросили Катю дать советы начинающим артистам, которые ищут себя: «Самое главное – следить за тем, как вы звучите.
Потому что, если вы громкие, если вы шумные, найдётся бабушка, которая подойдёт и выскажет свое недовольство. Вы должны быть комфортны, и это важно понимать.
Ещё один немало важный пункт – избегать конфликтов, стараться максимально доброжелательно урегулировать ситуацию, чтобы другим расхотелось «катить на вас баллоны». Всё, это два самых главных правила».
Свобода – главная особенность уличных выступлений. При чем как свобода зрителя, так и свобода артиста. Свободная, яркая, музыкальная – именно такое звучание у нашей любимой столицы.
Что касается информации о местах, где выступают уличные артисты, стоит посетить официальные сайты или социальные сети проектов, на которых публикуются афиши и расписание исполнителей.
Ссылки на проекты, которые упоминались выше в статье: «Уличный артист» и «Музыка в метро».
Почему уличная культура в принципе важна для зрителей и артистов
Творческое самовыражение
Уличные артисты часто демонстрируют свои индивидуальность и талант через выступления. Поддержка в свою очередь способствует разнообразию и вдохновению любимых музыкантов, чтобы они продолжали радовать москвичей и гостей столицы своей музыкой.
Создание атмосферы
Выступления музыкантов создают уникальную атмосферу, поскольку на многих улицах и в парках столицы можно наткнуться на живое исполнение, и именно приятный голос артиста и игра на инструменте сделают прогулки более интересными и запоминающимися.
Сообщество и взаимодействие
Сами музыканты знакомятся на фестивалях, обмениваются опытом между собой и мотивируют других артистов. Такая сплоченность способствует развитию общности и причастности людей, создавая более дружелюбную среду во время мини-концертов.
Поэтому жители и гости города сами начинают тянуться к подобным мероприятиям, получая позитивные эмоции от прослушивания песен, и впоследствии делятся впечатлениями с друзьями и знакомыми, тем самым популяризируя уличные выступления.