Историческая застройка становится ценностным ресурсом не только для развития города, но и пространством для всестороннего развития детей, маленьких и больших. В международной практике и российских регионах детские сады и школы в памятниках архитектуры встречаются часто, а в Москве такое учреждение недавно появилось впервые.
О зданиях, где история переплетается с наукой — расскажем в пяти ярких примерах из отечественной и международной практики.
Вагоноремонтные мастерские, Москва
О том, что впервые в столице образовательное учреждение появится в памятнике архитектуры сообщил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. Речь идет о краснокирпичном здании 1880-1890 гг. в квартале Republic, который разместился на территории бывших мастерских Московско-Александровской железной дороги в районе Пресни.
Его формируют четыре исторические постройки краснокирпичный архитектуры – бывшие мастерские, которые имеют статус объектов культурного наследия.
Отличительной особенностью является здание бывшего машинного отделения постройки 1880-1890 гг. площадью 2,2 тыс. кв. м., в котором планируют реализовать проект современной образовательной инфраструктуры: детский сад или школу.
«Образовательная среда должна быть гибкой, адаптивной, эмоционально выразительной, а все архитектурные решения должны стать прямым воплощением образовательных принципов. Идея простая, но ее трудно реализовать, а в данном случае еще решалась задача по интеграции новых объемов в историческую застройку.
Проект уникальный, в том числе и тем, что сейчас это единственное в Москве образовательное учреждение, запланированное к открытию в здании-памятнике промышленной архитектуры.
Интересно понаблюдать за тем, как проект воплощается в жизнь», - отметил главный архитектор Москвы, первый заместитель председателя Москомархитектуры Сергей Кузнецов.
Объекты будут запускаться в эксплуатацию под патронажем Европейской гимназии, чья образовательная программа сегодня считается одной из лучших в Москве.
Идея размещения детских дошкольных учреждений в исторических зданиях в нашей стране не нова. История знает немало примеров, когда под такие объекты отдавались дворянские особняки и усадьбы, а приспособление под новые функции носило стихийный характер.
В данном случае речь идет о зданиях, которые уже имеют охранный статус и будут бережно отреставрированы.
Архитектурная концепция приспособления здания ремонтной мастерской под детский сад, разработанная бюро АПЕКС, подразумевает наращивание исторического здания новым светопрозрачным объемом – вестибюлем площадью 278 кв.метров. Участки остекленной кровли и световые фонари обеспечат максимальное проникновение дневного света внутрь здания.
Вытянутая форма строения и небольшое количество этажей обеспечат понятную внутреннюю навигацию, в которой детям будет комфортно и уютно, а большие внутренние пространства позволят расположить вместительные помещения, актовый и спортивный залы.
Согласно проекту, на первом уровне могут быть расположены пространства для детей младшего возраста, спортивный и актовый залы, игровые, на втором - учебные классы для тех, кто постарше.
Так история промышленной застройки невольно становится частью истории каждого воспитанника.
Казарма, Каунас
Исторические военные казармы постройки конца XIX века стали объектами редевелопмента территории бывшего военного гарнизона, расположенного в районе Шанчяй города Каунаса.
Военный городок стоял здесь еще со времен Российской империи и до конца советской эпохи. В 2021 году заброшенные казармы трансформировались в жилой комплекс со школой и детским садом по проекту архитектурного бюро G. Natkevicius & Partners.
Школа Королевы Марты занимает бывшее одноэтажное здание склада военной техники. Задача архитекторов состояла в том, чтобы не только сохранить, но и подчеркнуть существующий архитектурный облик здания с помощью новых элементов, которые позволяют приспособить постройку под новые функции. Кирпичные фасады были вычищены, оконные проемы восстановлены в своих оригинальных пропорциях.
Здание нарастили современным объемом из кортеновой стали (COR-TEN) и стекла, а внутри по периметру существующих внешних стен, с небольшим отступом, где разместили эффектную подсветку, возвели новые для более гибкой внутренней планировки.
Так созданная среда позволяет увидеть ученикам Школы Королевы Марты как старую, так и новую – современную архитектуру.
Мастерская-памятник на Большом Сампсониевском, Санкт-Петербург
Совсем недавно завершилась историческая реконструкция сборочной мастерской автомобильной фабрики "Русский Рено", расположенной на Большом Сампсониевском проспекте.
Жителей района обрадовала новость о том, что одно из зданий старинной фабрики получило новую функцию – теперь здесь разместятся образовательные учреждения для детей.
В 1916 году, по проекту инженера Алексея Бубыря, был построен сборочный цех фабрики «Русский Рено». В 2019 году это здание было приобретено группой компаний «ПИК», в число которых входит специализированный застройщик «Кантемировская». В 2020 году «Кантемировская» получила разрешение на строительство жилого комплекса на территории земельного участка, где располагался цех.
В рамках общего проекта по освоению территории, руководство компании «Кантемировская» приняло решение о преобразовании сборочного цеха в образовательное учреждение, включающее в себя школу и детский сад.
Сегодня здание готово принять 150 дошкольников и 300 младших школьников. Для комфортного пребывания детей, к северной стороне здания были добавлены новые конструктивные элементы. Работы над реконструкцией выполнила компания «Спецреставрация».
В Июле 2021 года объект был передан в эксплуатацию. Старинная автомобильная фабрика вновь получила возможность служить на благо общества, теперь уже в качестве образовательного пространства.
Усадьба, Пекин
В Пекине в районе Чаоян типичная городская усадьба XVIII века, в которой четыре здания парадными фасадами выходят внутрь прямоугольного двора, стала ядром для создания нового детского сада YueCheng Courtyar.
Концепция, предложенная архитектурной студией MAD, строится на сочетании новых и старых объемов, которые соединены между собой внутренними дворами и «прогулочной» кровлей.
«Сохраняя культурное наследие этого места, мы формируем многослойное городской нарратив».
Новая постройка с обтекаемой формой, прозрачными перегородками и учебно-игровым пространством с открытой планировкой контрастирует со строгой геометрией исторической усадьбы. В исторических зданиях расположены классы для занятий танцами, рисованием и административные помещения. В зеленых дворах - лестницы и пандусы, ведущие на кровлю для прогулок.
Сад рассчитан на 400 детей в возрасте от двух до пяти лет, которые получили уникальную возможность осваивать историческую усадьбу.
Дворец, Париж
В саду Palais d’Alma, дворцовой постройки конца XIX века, историческом памятнике эпохи Наполеона III, расположенном на набережной Бранли, появился новый детский сад. Он спроектирован по заказу местных властей французским архитектурным бюро Atelier Régis Roudil для детей сотрудников аппарата Президента французской республики, который размещается во дворце.
Условием строительства детского сада на территории исторического памятника стало использование экологических материалов.
Об архитектурных стилизациях в речи ни шло. Архитекторы интегрировали новый объем здания в исторический контекст, расположив его вдоль стены, огораживающей сад Palais d’Alma. Одноэтажное, вытянутое в плане, оно больше похоже на садовый домик, который скрывается в зелени, чем на дополнительный дворцовый павильон.
«Одна из задач проекта состояла в том, чтобы точно вписать его в городскую ткань, не нарушая сложившийся архитектурный ансамбль»
Архитектор проекта
Здание выполнено из дерева и земли. В его основе - деревянная каркасная конструкция с панорамным остеклением, которую с двух сторон фланкируют глинобитные кубы.
На крыше - вогнутый фонарь, который пропускает естественный свет и свежий воздух в центральные помещения, где расположены игровые и спальные комнаты для двух ясельных групп общей численностью 24 человека. А в глинобитных частях находятся помещения администрации, кухня, столовая и санузлы.
Малыши от 2 до 4 лет начинают исследовать мир в окружении живой истории.
Парк, Роттердам
Парк Розенбург, расположенный в районе Кралинген на востоке Роттердама, еще с конца XIX века знаменит своими увеселительными садами и роскошными виллами.
Сегодня парк с аллеями, прудами и прилегающей к нему жилой застройкой имеет статус «охраняемого городского пейзажа». Среди величественных особняков выделяется характерное краснокирпичное здание начальной школы The Kralingsche School.
Она была построена в 1915 году и век спустя по-прежнему остается престижной и желанной для детей многих поколений семей.
Более ста лет школа простояла без капитального ремонта, а организация ее пространства перестала отвечать современным требованиям. Перед архитекторами Arconiko Architects стояла непростая задача реконструировать школу: увеличить ее площадь, впустить больше света и воздуха, обустроить новые пространства, не нарушая исторического облика здания.
Так архитекторам пришлось спроектировать новое правое крыло, где появилось мультифункциональное пространство для игр и занятий спортом, а из окон стали открываться панорамные виды на парк.
В историческом здании на двух этажах упразднили коридоры, превратив их в открытые учебные пространства. Мансардный этаж, утепленный и освещенный дополнительными мансардными окнами, стал уютным местом для внеклассных занятий. А над черепичной крышей все также высится 24-метровая башня, уже отреставрированная, как символ квартала.
Photo: L.MYKOLAITIS, ArchExist, Hufton+Crow, Tian Fangfang, Iwan Baan, Florent Michel 11h45, JP Mioulet,