Блогеры и налоги. Адвокат — о новых реалиях на рынке инфобизнеса

Блогеры и налоги. Адвокат — о новых реалиях на рынке инфобизнеса

Текущие реалии кричат нам о том, что рынок инфобизнеса перешел в стадию контроля со стороны государства. Дела крупных блогеров Елены Блиновской, Саши Митрошиной, Валерии Чекалиной, проверки бизнесов Оксаны Самойловой и Анастасии Ивлеевой показывают, что государство готово защищать свои интересы и делает это активно.

Адвокат, председатель коллегии адвокатов, партнер Группы Победа Елена Финогенова объясняет, что все это абсолютно предсказуемо и рассказывает о «новых правилах игры».

Сначала появилась новая реальность - интернет, соцсети. Затем как грибы стали появляться блогеры. Кто-то набрал вес, другие ушли в небытие в виде удобрения для нового урожая.

Рынок инфобизнеса не только вырос, но и стал стабильным, блогеры показали свои сверхприбыли. За этим подоспело госрегулирование, а теперь наступила эра ответственности.

Новые правила игры коснутся всех без исключения. И крупных игроков, и микро блогеров. Причем всё произойдет очень быстро именно за счет технологий.

Начали с крупных участников рынка по двум причинам. В первую очередь, у них большие возможности, есть ресурс, который позволит оплатить долги, пополнив бюджет.

Не менее важна вторая причина – основные игроки являются примером для остальных. За ними смотрят, их копируют. Это значит, что многие просто увидят ошибки той же Саши Митрошиной, Валерии Чекалиной и исправят свои действия.

Проанализируют деятельность, внесут корректировки в отчетность и доплатят налоги, так как эти же блогеры показали корректный путь: ошиблись - исправили ситуацию - дальше спокойно делают свое дело. И с такой функцией больших блогеров нельзя не считаться.

Если кто-то не скорректирует свои действия в добровольном порядке, будут проверены в принудительном. О чем нам тоже ясно дали понять уголовные дела в отношении основных участников инфо рынка и налоговые проверки их бизнесов.

Безусловно, к ответственности будут привлекать и средних, и мелких игроков инфо рынка. Всем давно пора попрощаться с иллюзией в стиле: «да кому я нужен, до меня не дойдет очередь».

Сейчас у государства есть все возможности и ресурсы и очередь дойдет до всех. Будут проверять корректность исчисления налогов, дробление бизнеса, раздувание расходов, факты использования аффилированных лиц в цепочках, будут оценивать добросовестность деятельности блогеров.

Отдельно будут проанализированы взаимоотношения с сотрудниками и как они оформлены. Например, часто блогеры вообще не заключают никаких договоров со своими подрядчиками, ассистентами.

Это не только ставит под угрозу все наработки блогера, когда любой конфликт может привести к тому, что обидевшийся человек может уйти не только со всеми паролями от аккаунтов и с материалами курсов, но такая ситуация может стать причиной многолетних судов с бывшим работодателем по установлению факта трудовых отношений.

Это в дальнейшем приведет к значительным выплатам в адрес такого неоформленного работника, а также уплаты налогов за весь период совместной работы.

Отдельно нужно обозначить дело Аяза Шабутдинова (Определение Верховного суда РФ № 72-КГ23-1-К8 от 8 августа 2023 года), которое стало толчком к изменению всего инфобизнеса с точки зрения и коммуникации с покупателями инфо продуктов и услуг, а главное, учета расходов при производстве блогерами своих курсов и программ.

Если раньше именно низкая себестоимость услуги (продукта) позволяла иметь высокую добавленную стоимость и, соответственно, сверхприбыли для блогеров, то после того как ВС посчитал, что отношения в деле Лайк Центра должны регулироваться Законом о защите прав потребителей, стало очевидным, что блогерам нужны большие белые расходы, чтобы показать свои затраты на производство инфо продуктов.

Цель - возвращать как можно меньше средств покупателям продуктов, если последние обратились за такими возвратами. А значит будет выгодно оформлять людей в штат, платить максимум налогов, что приведет неминуемо к «обелению» рынка инфобизнеса.

«Обеление» рынка является одним из основных трендов 24 года наряду с усилением налоговой, уголовной, административной ответственности для блогеров и увеличением количества привлекаемых к ответственности лиц.

Поэтому блогерам важно принять, что рынок становится белым, а значит всем придется стать предпринимателями, оформить это, открыть счета, перестать принимать платежи на карты. Также будет необходимо выстроить изначально законную схему работы.

Для этого лучше получить не менее трех - пяти независимых консультаций у юристов, специализирующихся на налоговых делах, рекламе, у адвокатов, которые защищают людей по экономическим и налоговым преступлениям.

Для того, чтобы вести бизнес законно, блогерам нужно будет выбрать для себя корректную организационно - правовую форму работы, опираясь на планируемый доход.

Например, если в планах нет цели заработать более 2,4 млн рублей в год, можно оформить статус самозанятого, а если планы более значительные, то лучше сразу начинать с ИП или ООО.

А чтобы корректно вести деятельность, понадобится также разработать проекты договоров и дальше переводить все отношения в официальные, платежи делать по этим самым договорам, а с командой работать по трудовым или гражданско-правовым договорам.

В блогерстве будет все больше бюрократии, участия госорганов в виде проверок, запросов, споров, судов, и это просто нужно принять. Реальность изменилась.

И чтобы сам блогер не утонул в рутине и не потерял интерес к своему творческому делу, ему понадобится привлекать к своей деятельности бухгалтера, юриста, которые будут отвечать на запросы налоговых органов, ФАС, Роспотребнадзора, правоохранительных органов.

Это не хорошо и не плохо. Это новая реальность, которая и должна была наступить.

Фото: РИА Новости, ТАСС, Коммерсант, пресс-служба судов общей юрисдикции г. Москвы

115280, Россия, Московская Область, Москва, Ленинская слобода 19
Почта: adm@dailymoscow.ru