Вы никогда не задумывались, что дорогие бренды не только выкачивают из нас деньги, заставляя покупать очередные и, по сути, ненужные туфли. Они и нас самих используют, как рекламные щиты. А мы и не против.
Речь сейчас пойдет не о блогерах и it girls, которые давно рассчитали полезную площадь своего тела и каждый день выгуливают присланное пиарщиками новое шмотье. Я о нас с вами — простых тружениках креативного класса, которых акулы люксового капитализма используют как ходячую рекламу.
Сейчас объясню. Вот вы зашли в магазин, долго выбирали, в какие туфли инвестировать и в какие брюки хеджировать. Выбрали. А потом вам это все любовно упаковали в хрустящую бумагу и положили в… пакет! Руку дам на отсечение, что на пакете крупно будет написано название бренда. И вы, счастливый и довольный, торжественно пойдете дальше с этим пакетом, даже не отдавая себе отчет в том, что вас в эту самую секунду припахали как бесплатного промоутера. Вы ведь этот пакет еще не раз используете. В самом деле, не в целлофан же класть не поместившиеся в сумку вещи. Скорее всего, вы возьмете красивый пакет из своего «пакета для пакетов» и пойдете с ним. Такой продвинутый уровень человека-бутерброда, который обычно стоит и раздает флаеры на улицах города. Только наемному работнику надо платить, а вам — нет. Вы сами заплатите. А чтобы не почуяли подвох, пакеты должны быть как минимум удобными (отсюда все эти ручки-веревочки, атласные ленточки, двуслойные склейки, бумажное дно и так далее), а как максимум — красивыми. Поэтому в искусство упаковки бренды вкладываются, как только могут, нанимая серьезных дизайнеров и маркетологов. А те в, свою очередь, рассчитывают, стоит ли пакету отражать лучи солнца, каким он должен быть на ощупь и как именно раскрываться.
«Упаковка и пакет — это продолжение магазина за его пределами. И то, как упакованы товары, говорит о бренде порой больше, чем продукт, — признается Крис Турбифилль, вице-президент Design Packaging, компании, разработавшей упаковочные материалы для Alexander Wang, Diane von Furstenberg, Zac Posen, Valentino, Neiman Marcus, Barneys, Coach, Bvlgari, Donna Karan и других. — Пакет напоминает покупателю о бренде, а значит, становится частью ритуала покупки. Важно, чтобы вы брали его в руки, и у вас в голове сразу возникали правильные ассоциации о магазине». Зря, что ли, все эти компании столько лет (и денег) вбухали, чтобы, например, бирюзовый цвет ассоциировался только с Tiffany. Даже название у цвета появилось — Tiffany blue. Насыщенный красный цвет, почти бордовый — это всегда Cartier. Вы видите коричневый матовый пакет с буквами темно-шоколадного цвета и сразу понимаете — Louis Vuitton. Оранжевый пакет — Hermès. И таких примеров — легион.
Ладно, может, я, конечно, погорячилась, обвиняя все бренды в желании поиметь нас. В конце концов, никто ни меня, ни вас силой в эти магазины не тянул (или тянул?). Но тот факт, что простой бумажный пакет стал фетишем, отрицать бессмысленно. Иначе, как объяснить появление сайтов, на которых… продаются только сами пакеты. Кому это надо, не ясно, но спрос сумасшедший. А может и ясно: потом появляются истории про то, как девушки в активном поиске и как будто только что с шопинга гуляют по Женеве с огромными пакетами Chanel. Здесь такое есть. За 50 рублей можно купить новенький пакет с логотипом D&G, за 150 — огромный пакет Chanel с наклеенной камелией — любимым цветком Мадемуазель. Кстати, именно компания Chanel одной из первых поглумились над своими же клиентами и выпустила кожаную версию пакетов. Точнее, конечно, это была самая настоящая сумка, которая в точности повторяла дизайн бумажного пакета… Думаете, сумасшедших, готовых выложит 2500 долларов за пакет, пусть и кожаный, не нашлось? Ошибаетесь… С ней же были замечены многие селебрити, включая Фриду Пинто в Париже. Или лучше вспомните весенне-летний юбилейный показ Moschino и конкретно — платье, которое выглядело как огромный бумажный пакет, надетый на модель.
Все вышесказанное только подтверждает простую истину: пакеты порой важнее, чем то, что в них лежит. Люксовые дома не берут дополнительную плату за упаковку, потому что она уже включена в стоимость продукта. Консультанты в Louis Vuitton и Fendi каждую вещь, которую вы купите, положат в пергаментную бумагу, обклеят наклейками, а если попросите, еще и перевяжут лентами. На сайте Net-a-Porter подарочная упаковка включена в бесплатные опции. Вы можете заказать ее, даже если никому не планируете дарить. Ведь так создается иллюзия того, что о вас и о ваших вещах заботятся. Вам продают не только вещь, но и красивую жизнь, красивые атрибуты и красивую обертку, которую вы потом благоговейно унесете домой. А заодно и поработаете бесплатной рекламой. И все счастливы.