Сегодня клинический психолог и когнитивист Наиля Ерусланова расскажет об истинных мошенниках и о том, кто они такие. В частности она будет говорить о мошенничестве в организациях, кто плетет интриги в коллективе, и кто таким образом продвигается по карьерной лестнице (ведь это тоже своего рода мошенничество).
Для начала я бы хотела подчеркнуть один очень важный момент: всякого рода мелкие правонарушения, мелкие мошенничества могут совершать и обычные люди. Их на этот шаг могли толкнуть всякого рода влияния – внешние (такие как эффект толпы), внутренние (актуальное состояние), социально-экономические условия и прочее.
И мне в свое время довелось вести дела с таким человеком. Это было относительно давно. У нас с этим человеком была совместная компания по ремонту и обслуживанию компьютерной техники. К сожалению, всё закончилось довольно печально в отношении меня и других участников ООО. Все вложенные средства были растрачены, бизнес мы потеряли. Однако, я извлекла опыт, который показал мне, с какими людьми не стоит работать. И сейчас я расскажу об этом.Но есть определенный процент людей именно склонный к совершению разного рода преступлений – это антисоциальные психопаты, то есть - социопаты.
Характеризуются такие люди полным отсутствием чувства совести и вины. При этом они очень-очень обаятельны, но обаяние у них поверхностное. То есть, в нем нет никакой глубины – это лишь уловка, направленная на то, чтобы произвести соответствующее впечатление на жертву. У них отсутствует критика к своим поступкам и ошибкам. Если что-то не получилось - то виноват кто-то или что-то, но не они сами. Они не могут адекватно оценить свое поведение по отношению к ошибке.
Мышление и интеллект у них - особые. Они импульсивны, поэтому мыслить на годы вперед- для них сложная задача, и делают они все ради того чтобы получить желаемое как можно раньше, здесь и сейчас, интеллект однонаправленный.
Социопаты – это люди, у которых «весь ум пошел в хитрость».
И, соответственно, как я уже сказала, психопат, с которым мне довелось иметь общее дело, крал деньги из организации и спускал все это на какую-то дорогую одежду и прочие непонятные бестолковые, как мне кажется, вещи. А когда выяснялась кража, то он придумывал какую-то чушь, и ему, как ни странно, все верили из-за его обаяния и умения убеждать.
Он начал плести интриги, и отдельно говорил с каждым учредителем – настраивал каждого против остальных - говорил, мол, вот этот плохо работает, а этот слишком много мнит из себя, а эта вообще – женщина, что с нее взять. В коллективе возник разлад, деньги исчезали, все думали друг о друге плохо, работать мотивации ни у кого не оставалось. Так и развалилось дело. То есть что произошло: человек плел интриги, мошенничал чтобы удовлетворить сиюминутные потребности, самоутвердиться вместо того чтобы приложить усилия и сделать так, чтобы дело приносило больше дохода в долгосрочной перспективе. Психопат не мог мыслить наперед. И во всех проблемах он винил кого угодно и не видел, что его действия были деструктивными.
Ни при этом, ни после того как компания развалилась, он не испытывал никакого чувства вины, он говорил друзьям о том, как были ужасны все его партнеры - не поняли, не оценили его, от того, мол, всё и разрушилось...
Вообще, обычно у обывателя «антисоциальная личность» ассоциируется с каким-нибудь неприятным преступником - грабителем, убийцей, а то и маньяком. Психопат так называемого «насильственного типа» - убийца, насильник, это тоже социопат, как правило. Но именно с опровержения мифа о том, что все психопаты – преступники, начинаются многие истории о таких людях.Что интересно: жертвы психопатов вспоминают как значительно более приятных и интересных, чем нормальных людей вокруг.
Не все преступники действительно лишены совести, не все они действительно психопаты. А большинство людей, не имеющих совести, никогда в жизни-то проблем с законом не имели, либо имели весьма незначительные. Они бывают достаточно хорошо адаптироваными, чтобы избежать таких неприятностей. Они занимаются мелким (а иногда и не столь мелким) мошенничеством и/или интригами, манипулируют окружающими. Это так называемый «пассивно-паразитический» тип психопата.
И если, к счастью, вероятность нашего столкновения с серийным убийцей очень мала, то «пассивно-паразитический» тип в жизни встречали все.
Всё почему? Потому что социопатам нравится чувствовать власть, самоутверждаться, поэтому они в организации и пытаются достигнуть желаемого, удовлетворить сиюминутно свои потребности. Путем интриг и прочих уловок они могут достигнут определенного положения в организациях, вот только в итоге, как правило, сама организация начинает деструктивно функционировать, если не разваливается вовсе. Такое и в ВУЗах может быть и в частных предприятиях. У нас – в России с этим, вообще, все гораздо хуже, поскольку никакой корпоративной этики не существует: интриги, хамство на каждом шагу, к сожалению. Организационная психология у нас вообще практически неразвита, поэтому присмотритесь, ибо помочь вам некому.В последнее время за рубежом очень много интереса направленно на изучения феномена психопатов именно в рамках организационной психологии. В связи с этим даже возник специальный термин – «корпоративная психопатия».
Давайте посмотрим, какие процессы происходят в коллективе организации, когда там оказывается такая социопатическая личность.
Итак: вот он приходит в организацию. А таких людей обычно охотно берут на работу. Психопатам-манипуляторам свойственно очень нравиться людям. Они производят впечатление умных, доброжелательных. Бывает, что поверхностного знакомства с этим человеком в профессиональных кругах оказывается достаточно для того, чтобы его пригласили на руководящую должность.
После того, как он оказался в организации (на любой должности), запускаются, как минимум, три неразрывно связанных друг с другом процесса. Во-первых, психопат сходится с абсолютно разными людьми, и эти люди все более ему симпатизируют. Во-вторых, он тем временем, производит оценку. То есть, вступая в контакт и входя в доверие, он узнает стиль функционирования организации и расстановку сил в ней, влиятельных людей (формальных и неформальных лидеров), и людей, которые могут быть источниками информации (это, например, секретарь, или жена начальника, или друзья формальных и неформальных лидеров). В-третьих, он начинает процесс сбора этой самой информации.
Сотрудник начинает чувствовать, что между ним и психопатом возникает настоящая дружба, что он нашел родственную душу. Он и не подозревает, что тем временем несколько других сотрудников начинают чувствовать в точности то же самое. А если бы и узнал, то едва ли заподозрил неладное. Ведь человек действительно такой приятный, что же тут удивительного, если он нравится многим?
Постепенно в организации учащаются конфликты между сотрудниками (бывает, что каждый из конфликтующих при этом считает себя другом психопата). Психопат находится рядом. Он ни при чем, будто бы… При этом психопат заинтересован в том, чтобы в организации царил хаос: хаос в коллективе благоприятен для его карьеры, он начинает манипулировать противостоящими друг другу взглядами и позициями.
В один прекрасный день какой-то человек из числа «родственных душ» начинает понимать, что его эксплуатировали. Вариантов тут много: натравили на другого человека, подставили вместо себя в неприглядном деле, «кинули» на деньги… Так или иначе, использовали, как инструмент. Если обманутый «друг» пытается разоблачить психопата, то в типичном случае психопат представляется обиженным, а окружающие начинают защищать его от его же собственной жертвы. И вот, коллеги начинают бояться и сторониться не психопата, а того, кого он же обманул.
Бывает, что психопата удается разоблачить, но он может перейти в другую организацию. Ну, например, какого-нибудь преподавателя одного ВУЗа уличили в подобных вещах, во взятках, подлогах научных работ, и он потом переходит в другой ВУЗ – становится там каким-нибудь заведующим кафедры, и продолжает подобную деятельность там. В организации психопат использует манипулятивные уловки, принципы, и психологическое насилие.
Наиболее яркие манипулятивные приемы:
Психопат обязательно использует принцип «разделяй и властвуй» - он настраивает в коллективе людей друг против друга, при этом старается вызвать симпатию каждого из них к себе. Он делает это ненавязчиво, вскользь, то тут, то там обронив пару фраз, так что у людей не создается впечатление, что он их «обрабатывает». Он может использовать вас – да, да именно вас для того, чтобы испортить положение кого-то, кто неугоден ему.
Потом он может использовать против кого-то – против вас же, например, очень интересный вид психологического насилия - «газлайтинг», в котором примут с удовольствием участие симпатизирующие ему люди.
Газлайтинг – это когда ваш недоброжелатель подстраивает ситуации, в которых можно продемонстрировать, что вы неадекватны, когда он провоцирует вас или истолковывает ваши действия и речи, как признак вашей ненормальности.
Например, вы говорите человеку о событиях, которые он наблюдал вместе с вами, которые вы обсуждали с ним, а он смотрит на вас с удивлением или даже со страхом и отвечает:
«Этого не было». Существует и обратный прием: «Это было. Ты что, правда, не помнишь?» Вам даже могут говорить: «Мне страшно с тобой разговаривать, ты нормален». Видите, как интересно.
Игра в провокатора. Представьте, что начинаются постоянные нападки на вас, и вы, конечно, реагируете. Если отвечаете тем же – вы «агрессивны». Если стараетесь избегать столкновений, то вы «избегаете людей, уходите от общения». Если жалуетесь, то «вам все время кажется, что вас кто-то трогает». Таким образом, если надо показать, что вы – неприятная и (или) не вполне здоровая личность, то игра провокатора оказывается беспроигрышной.
В тех случаях, когда правда о психопате, в конце концов, раскрывается, часто выясняется, что некоторые люди в коллективе замечали, что на самом деле происходит, но из-за газлайтинга сомневались в том, что их восприятие верное. То есть, сомнения в адекватности своего восприятия возникают даже у наблюдателей.
Грустно, но шансы переиграть психопата или победить в противостоянии с ним, завоевав симпатии достаточного количества ваших коллег, у вас есть, только если вы сами – психопат. В этом случае вы, возможно, сумеете оторвать от психопата очарованный им коллектив, очаруете этот коллектив сами и заставите прислушаться к тому, что вы говорите. А так как вы, скорее всего, – не психопат, то лучше просто держитесь от него подальше.
Несмотря на всю деструктивность, исходящую от психопатических личностей, многие из таковых могут быть полезны компании за счет тех или иных навыков, и о том, как следует работать, взаимодействовать с психопатами я обязательно расскажу в блоге, поэтому подписывайтесь и читайте.
Текст: Нелли Фрейд