1 февраля на сцене Саратовского академического театра оперы и балета состоится показ балета в трех действиях «SuperЗолушка» на музыку Сергея Прокофьева. Многих настораживает внезапно появившаяся приставка «Super». Но нас не пугают изменения - мы нашли 5 деталей в этой необычной постановке, которые позволяют ей носить столь нескромное звание.
Нетривиальность
Если вы надеетесь увидеть на сцене Саратовского академического театра оперы и балета привычную вам постановку про сказочное превращение доброй Золушки в красавицу на балу, про злую мачеху и тыкву-карету – то Ваши ожидания напрасны. Нет, и злая мачеха, и превращение, конечно, будут – но эта версия «Золушки» совсем о другом…
Хореограф Кирилл Симонов и автор либретто Ольга Погодина-Кузмина создают свою оригинальную интерпретацию сюжета, в которой «Золушка» предстает как сказка, существующая в реальной жизни. Здесь, вместо привычных для «Золушки» дворцовых костюмов — работницы в форменных халатах и косынках, вместо описанного в сказке дома злой мачехи — завод в Стране Труда.
В истории, которую придумал дуэт талантливого хореографа и известного литератора, существуют два сказочных государства. В заморском королевстве, где живёт принц, есть все, что необходимо людям для роскошной жизни – и это «все» буквально падает с небес. Там проходят балы, а быт - сплошной праздник. Но есть и второе государство, где за бетонной стеной находится страна труда. И здесь уже не все так радужно… Ничего не напоминает, кстати?
По сюжету Золушка, конечно, попадает в заморское королевство из страны труда - нелегально, без нужной визы. И Принц, естественно, в неё влюбляется – потому что в стране веселья и беззаботицы ему скучно и грустно. И, влюбившись, он пускается в страну труда в поисках прекрасной незнакомки. Там он знакомиться с жизнью простых рабочих, которая кажется ему прекрасной – и так он находит своё счастье.
История Шарля Перро – красивая. Но история «Super» Золушки чуть шире – она актуальная. История любви, рассказанная в танце, является отражением международного разделения труда, глобальной проблемы современности, но, что более важно, она является отражением человеческой борьбы внутри себя. Действие спектакля остается сказочным, но обретает нужную нам сейчас мораль – ведь в каждой сказке лишь доля сказки…
«Super«Золушка»» саратовского Оперного – это нечто свежее, чего так не хватало последние годы на театральных помостах города. В спектакле не отводят ваших глаз от проблем, а показывают, что все они – относительны и решаемы. Эта постановка учит простому – не сдаваться и искать своё место в жизни, даже если вам кажется, что все совсем не так. Даже если вы грустный принц или замученная Золушка.
И если вы думаете, стоит ли вам увидеть этот балет – то ответ, скорее всего, прост. Стоит. Хотя бы за его нетривиальность.
Визуализация
Второй пункт следует из первого – нетривиальность сюжет повлекла за собой неожиданную сценографию. Если про эстетическую, общепринятую красоту еще одной премьеры Симонова – балет «Вешние воды», не написал только ленивый, то в отзывах про «Super«Золушку»» этот момент периодически забывают. А зря! Советско-индустриальная философия Прокофьева наиболее полно отразилась в работе заслуженного художника РФ Сергея Болдырева и художницы по костюмам из Литвы Стефании фон Граурог.
«Стильный» - именно такое слово можно употребить в отношении этой постановки с приставкой «Super». Визуальный ряд спектакля выглядит собранным, единым и погружает зрителя в действие, не позволяя ему размениваться на мелочные детали. Пространство сцены погружено в ностальгические 20-30-е годы прошлого столетия, с присущим тому времени советским символизмом. А легкие платья в горошек, косынки из пионерских галстуков и стильные мужские костюмы-тройки дополняют эту картину, вызывая восторг у любого визуалиста.
Кстати, на сцене отголоском прошлого промелькнут плакаты, среди которых, обратите внимание, есть полотно с надписью «Даешь новые формы» - лозунг, звучащий как символ всего происходящего на сцене.
И как символ этой долгой зимы – все мы ждем, когда закончатся снегопады и на улице появятся новые формы, помимо снежных заносов.
Исполнители
Золушка – Кристина Кочетова, Принц – Алексей Михеев, Мачеха – заслуженная артистка России Наталья Колосова, Фея – заслуженная артистка России Вера Шарипова. И это список исполнителей только главных партий! Состав действительно великолепный, что скрывать. А с учетом того, что с годами понимать сложную хореографию Кирилла Симонова артисты стали на почти интуитивном уровне – нас ждет прекрасная постановка.
Музыка Прокофьева
Музыка Прокофьева по праву могла бы занимать первый пункт списка. Партитура «Золушки» отличается подлинной танцевальностью, мелодичностью, где классические балетные формы сочетаются с «вальсовой стихией», столь характерной для русских балетов.
Про творения Прокофьева в одной из групп в социальных сетях написано, что она привлекает своей «маскарадочностью». И это наиболее точное определение её звучания в "новой" «Золушке». Ее театральность здесь сочетается с естественностью и правдивостью. Прокофьев многогранен. В его музыке чувствуется время и оно всегда разное. Поэтому, слушая «Золушку», но наблюдая картину, далекую от привычной сказки – у нас нет диссонанса. Все гармонично. В этом был талант композитора Прокофьева - смотреть сквозь время.
Юмор
Согласитесь, не в каждой современной постановке есть юмор. Увидеть юмор в балете – вообще редкость. «Super«Золушка»» в этом плане действительно хороша – она «пропитана» то легким сарказмом, который все мы так полюбили последнее время, то добрыми шутками в стиле Чарли Чаплина. А главное – этот юмор не натянут, он идет от артиста, который хочет чтобы вы, зритель, улыбнулись. Так доставьте же ему это удовольствие.