Саратов 4 января 2019, 23:57

Калейдоскопы школы

До 11 января в арт-кофейне «Кофе и Шоколад» по адресу ул. Волжская, д. 23 работает выставка «Наша школа», на которой можно увидеть детские работы из методического фонда Детской художественной школы г. Саратова.

Детская художественная школа г. Саратова ведет свою историю с 1944 года. Ее методический фонд, или «золотой фонд» школы – это лучшие работы, которые отбирались в процессе обучения в течение более семидесяти лет. Коллекция методического фонда показывает большой срез истории и отражает разные периоды жизни школы, разные методики преподавания, разные художественные техники и жанры.

О деятельности Детской художественной школы г. Саратова, о плеяде ее преподавателей, вложивших в развитие художественного образования нашего города свои знания и силы,об особенностях художественного мышления и о «золотом фонде» школы рассказывают ее преподаватели Наталья Никифорова и Надежда Шитова.

ЗАМЕЧАТЬ КРАСОТУ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Расскажите, какое значение для нашего города имеет Детская художественная школа как образовательное учреждение?

Наталья: Детская художественная школа – это важное и уникальное место для нашего города, так как сюда съезжаются дети со всего города, со всех его районов. В некоторых городах существует несколько художественных школ, а у нас она одна.Наша школа является сосредоточением коллективных педагогических наработок, методик, здесь концентрируется большой опыт работы с детьми. Очень радостно, что у людей есть потребность, чтобы их дети были приобщены к культуре. Родители сейчас много работают, «загоняются» в офисах, но и сейчас, в наше непростое время, они стараются вкладывать свои силы и возможности в развитие своих детей. Люди понимают, что без культуры жить невозможно, что без культуры мы можем просто «озвереть».

Надежда: Наша школа является государственным учреждением, которое держит свой статус и высокий уровень начального художественного образования. Здесь преподаются дисциплины, которые позволяют широко развить творческие способности детей. В школе есть такие предметы, как рисунок, живопись, композиция, отдельно выделяется декоративная композиция, скульптура, на уроках которой лепят из глины, и история искусств. Это обязательные дисциплины, которые являются классикой художественного образования.

«Счастье, когда человек начинает понимать суть вещей, бытие предметного мира. Чем старше дети становятся, тем больше они начинают замечать красоту окружающего мира»

Завершающей точкой, венцом всего обучения является защита выпускного проекта, или итоговый экзамен. Ребенок постепенно созревает до этого, проходя многие этапы освоения художественной грамоты, а это долгий и трудоемкий творческий процесс. Для выпускного проекта многие выбирают тему натюрморта, который становится для них особенно близким, настолько они влюбляются в мир предметов. Они углубляются и углубляются в этот жанр, и многим со стороны даже кажется это странным. Родители часто спрашивают у детей: «Неужели тебе не надоел натюрморт?». Но натюрморт не может надоесть, если его по-настоящему поймешь. Счастье, когда человек начинает понимать суть вещей, бытие предметного мира. Чем старше дети становятся, тем больше они начинают замечать красоту окружающего мира.

ЧУДНЫЙ НАРОД

Какие есть особенности у начального художественного образования? У него ведь свои особые подходы, своя выработанная методика, свои технологии, верно?

Наталья: Если говорить о самых маленьких учениках нашей школы, то раньше их не было, раньше мы принимали детей с 10-11 лет. Так было со дня основания и до 90-х годов. А с 2000-х годов начался прием более раннего возраста, в том числе дошколят. Эти детки – чудный народ, они нам целый пласт методики открыли.

Надежда: Одно дело дети 7-9 лет, которым мы ставим какие-то творческие задачи, и другое дело малыши, которым этого пока не требуется. Они такие раскрепощенные, искренние и честные, что часто сами дают импульсы для создания тем, то есть тема исходит от них самих, а от преподавателя требуется поймать эти импульсы и направить ребенка, поставив перед ним задачу. Здесь идет слияние детского и взрослого восприятия.

Наталья: Детское восприятие вообще уникальное, оно природное, естественное. Это потом дети начинают закрываться и комплексовать, а пока они открыты и ничего не боятся. В этом возрасте они во все играют, и это понятие игры у них присутствует везде и во всем. Но часто эта особенность детского восприятия непонятна взрослым. Бывает, родители приходят и говорят: «Что здесь все кривое? Давайте это выправим!». Но такой подход в корне неверен, этого нельзя делать. Когда начинаешь выправлять, происходит большая потеря. К детским работам надо очень тактично, очень бережно относиться.

«Нужно беречь период детства, ведь он очень короткий, вся остальная жизнь будет уже взрослая. Часто совершенно некомпетентно говорят, что нужно выправлять детское мышление под взрослое, но ведь не выпрямишь ребенка под взрослого»

Надежда: Наши педагоги в школе это понимают и стараются не давить на детей своим авторитетом, учительством и методикой. Методика, конечно, есть, но она идет в другой, непривычной форме. Детям дается задача в виде загадки, они ее разгадывают и попадают туда, куда нужно. Это как лабиринт. Эта методика очень непростая.

Наталья: Нужно беречь период детства, ведь он очень короткий, вся остальная жизнь будет уже взрослая. Часто совершенно некомпетентно говорят, что нужно выправлять детское мышление под взрослое, но ведь не выпрямишь ребенка под взрослого, и этого не требуется. Это то же самое, что глазки котенку открывать или бутон раскрывать искусственно. Все само в свое время откроется.

ДВА ВЕСЛА

А на дальнейших этапах обучения методика преподавания меняется?

Надежда: Конечно, меняется. Если до 11-ти лет дети по большей части занимаются чистым творчеством, то к 12-ти годам у них все чаще появляется потребность осваивать академический рисунок. И тут педагогу важно понять, когда ребенок по-настоящему вызрел, когда он готов к такому переходу. А вызревают все не одновременно, каждый в свое время, поэтому составление учебной программы скорее, формальное дело, она не для всех подходит, и, как правило, преподавателю приходится подходить к каждому ребенку индивидуально. На этом этапе, более взрослом,нужно направить ребенка по такому пути, чтобы он не «засушился». Есть у нас такой термин «засушить», то есть сделать работу выхолощенной, мертвой, сухой. Ребенка нужно направить по такому пути, чтобы у него сохранилась гармония, то есть, чтобы осталось творчество, живость и непосредственность восприятия, и в то же время, чтобы приобреталась профессиональная грамота.

Наталья: Это как два весла, которые должны идти равномерно, чтобы не было перехлестов то в одну, то в другую сторону.

«Дети часто приходят в школу уже со сформировавшимся вкусом, точнее с безвкусицей, и это очень непросто преодолеть, особенно, если это уже подростки. Их точка зрения уже устоялась, и они думают, что они отстаивают свою индивидуальность, но на самом деле это у них стереотип»

Надежда: Приходят в нашу школу ребята и совсем взрослые, подростки, у которых уже есть тяга к академизму. Они нам об этом говорят. Работать с ними приходится тоже индивидуально, ставя для них те задачи, которые им в этом возрасте под силу решить.

Наталья: В этом возрасте дети начинают бояться: «А вдруг обсмеют? А вдруг что-то не так получится? А вдруг… А вдруг…» Кругом одни «а вдруг» появляются. Поэтому преподавателю необходимо сначала эти ограничения преодолеть.

Надежда: В этом возрасте приходится бороться с определенными стереотипами и клише, которые навязываются современным обществом, средствами массовой информации, рекламой.

Наталья: Дети часто приходят в школу уже со сформировавшимся вкусом, точнее с безвкусицей, и это очень непросто преодолеть, особенно, если это уже подростки. Их точка зрения уже устоялась, и они думают, что они отстаивают свою индивидуальность, но на самом деле это у них стереотип. А школа отстаивает права как раз на настоящую индивидуальность, на уникальность каждого ребенка, формируя их художественный вкус. В этом и есть первостепенная задача художественной школы.

ПИТАНИЕ ДУХА

Не все дети, которые оканчивают художественную школу,поступают потом в училище и идут по дальнейшим ступеням художественного образования. Получается, художественная школа ставит цель не только воспитание будущего поколения художников, но и цель более широкую

Наталья: В школе, конечно, всегда учитывают, сколько выпускников и в какие учреждения поступает, и у нас много примеров выпускников, которые сейчас являются выдающимися писателями, журналистами, художниками и архитекторами, в творчестве которых школа оставила большой след. Но на самом деле это не главное. Главное то, что этот след остается в сознании на всю жизнь, не в зависимости от того, становится ребенок профессиональным художником или нет. Мы как-то говорили с Ботовой Галиной Александровной, преподавателем хорового отделения музыкально-эстетического лицея им. А.Г. Шнитке города Энгельса. В одной из наших бесед она говорила, что многие дети не продолжают заниматься музыкой, когда вырастают, но они на всю жизнь сохраняют эти наработки, и, как она заметила, из них потом выходят очень нежные отцы, потому что у них душа пела в детстве. То же самое и с изобразительным творчеством. Помню, приходит за сыном такой мощный папа с мощными руками, он смотрит на работу своего сына и умиляется: «Как хорошо, но я уже не могу так. Разве я могу такими руками что-то делатьА я ему: «Но ведь вы тоже были маленький? Наверное, тоже что-то делали в детствеОн отвечает: «Да, я лепил». Его руки выросли, но мелкая моторика осталась в его сознании. Он стал нежным папой, который может оценить работу своего сына.

«Современный ученый Татьяна Черниговская доказывает необходимость «другого» питания для человека, нежели для животного. Собаки не потому не ходят в музей, что там кусок мяса не дают, а потому что им другого питания не требуется. А человеку требуется «другое» питание – ему нужно питание духа»

Надежда: Вчера пришла бабушка, привела маленькую внучку лет 7-8-ми. А училась эта бабушка в свое время у Натальи Михайловны. И вот она говорит: «Насколько важно учиться здесь, даже если дети потом не становятся художниками, ведь у них на всю жизнь остаются воспоминания о школе, об этом процессе». В художественной школе у детей происходит общение в кругу людей, близких им по духу, близких по интересам. Они общаются с теми людьми, которым близко то, что близко им самим. Ведь в общеобразовательных школах разный круг интересов, а здесь все-таки интересы совпадают, здесь художественная среда, художественное «варево», художественный «котел».

Наталья: Сейчас много ученых рассуждают на тему художественного мышления. У многих художников особая форма мышления. Важно не только логическое мышление, которое,конечно, очень важно и необходимо, но должно быть еще и другое – образное, творческое мышление. Это совершенно другой вид мышления, который тоже человеческий, тоже присущий нам. Ссылаясь на статью зарубежного автора под названием «Почему собаки не ходят в музей, современный российский ученый Татьяна Черниговская доказывает необходимость «другого»питания для человека, нежели для животного. Так вот собаки не потому не ходят в музей, что там кусок мяса не дают, а потому что им другого питания не требуется. А человеку требуется «другое»питание ему нужно питание духа. Это требование его внутреннего мира.

ПЛЕЯДА

Расскажите про преподавательский состав Детской художественной школы. Кто и в какие годы в ней преподавал? В школе ведь работала целая плеяда художников…

Наталья: Одним из первых преподавателей школы был Григорий Яковлевич Харьков, замечательный акварелист, который пришел в школу сразу после войны, в 1945-м. Это было уникальное поколение преподавателей-фронтовиков, у которых была совершенно другая оценка ценностей. Это было фронтовое братство, человеческое по своей сути. Это были люди, которые ценили жизнь, которые дорожили тем, что ты человек. Григорий Яковлевич преподавал живопись, на занятиях писали акварелью. У него очень тонкая акварель, изысканная, нежная, построенная на нюансах. Григорий Яковлевич нес традиции нашей Саратовской школы, он учился у Ф.В. Белоусова и И.Н. Щеглова, а это поколение, которое еще у Петра Уткина училось.

В то время в школе преподавали также Николай Григорьевич Шашлов, скульптор, и его жена Лидия Васильевна Шашлова, тоже скульптор, которая потом стала директором школы. В 1960-е годы в школе преподавал Роман Михайлович Симонов, и с 1974 года Людмила Аркадьевна Грейнеман.

С 1975 года, когда школа переехала в новое большое здание на Театральной, коллектив очень разросся. В школу пришли работать преподаватели, недавние выпускники художественного училища, которые подняли школу на новый уровень. Это были Ольга Гродскова, Елена Шашлова (Панферова), Ольга Каюшкина(Беляева), Андрей и Светлана Ванины, Марина Овчаренко (Милавина), Ольга Черкасова, Олег Полосухин. Это был крепкий, молодой и задорный коллектив. Вообще, в те годы, в 1970-80-е,школа была очень «молодая», все тогда много творчески работали, по вечерам оставались допоздна. Сейчас встретишься с кем-то, и тебе говорят: «Это были лучшие годы моей жизни! Мы были молодые, мы на крыльях тогда летали!»

Позже пришли Татьяна Варламова (Камышникова), Николай Камышников, Валерий Апин, Павел Маскаев, Александр Говоров, Ирина Лебедь, Лада Валькова, Наталья Антонова. Кто-то работал недолго, а кто-то и сейчас продолжает работать.

Надежда: В 1980-х годах в школу пришла Людмила Павловна Бабушкина. Она училась в Московском текстильном институте им. А.Н. Косыгина и оттуда привнесла в школу новую, очень мощную методику, целый пласт декоративной композиции. У нее всегда был индивидуальный подход, ее занятия помнят все, кто когда-либо у нее учился. С Людмилой Павловной Бабушкиной уровень школы существенно поднялся.

САМОЕ ЦЕННОЕ

Что из себя представляет методический фонд Детской художественной школы?

Наталья: «Золотой фонд» – это лучшие работы, которые отбирались по итогам полугодия и всего года. В свое время фонд был небольшой, тогда и школа была небольшая. В первые годы она находилась в здании на улице Советской, «под крылом» художественного училища, которое там же находилось. Когда скопилось какое-то количество работ, были сделаны большие,толстые короба, как ящики, и Лидия Шашлова, в то время директор школы, уложила отобранные работы в эти короба, чтоположило начало собранию фонда. Фонд постепенно начал расти,и в 1980-90-е годы он особенно обогатился. Работы проштамповывались, лучшие работы часто показывали на область. Школа в то время была базовая, она проводила семинары и целые методические конференции. Это было всем необходимо, люди смотрели и видели уровень.

«Исторические пласты нельзя забывать. Только по невежеству можно сказать, что важно только то, что происходит сейчас, а все остальное давайте отбросим»

Методический фонд показывает такой широкий исторический пласт, его обязательно нужно показывать и сейчас, особенно сейчас…

Наталья: Конечно, исторические пласты нельзя забывать. Нельзя себе представить школу только в настоящем времени. Только по невежеству можно сказать, что важно только то, что происходит сейчас, а все остальное давайте отбросим. Методический фонд – это общий объем, это полнота школы. Лучше даже не говорить «прошлое», «настоящее», «будущее», ведь это все единое целое.

Надежда: Мы проводили опыт, показывали современным детям работы из нашего методического фонда, и дети понимали, с чем они столкнулись. Ведь это то же самое, что пойти в музей и увидеть работы наших предшественников. Дети удивлялись: «Это что? Это у нас так было?».

Наталья: Наша школа, можно сказать, существует за счет этого объема памяти, который сохранился в работах методического фонда. Пока существует фонд, существует и школа на том уровне, который у нее должен быть.

Надежда: К сожалению, с переездом в новое здание в Заводском районе, на площадь Орджоникидзе, который произошел в начале 2000-х, методический фонд понес большие потери. Перевозка была на грузовых машинах, в быстром темпе… Многое тогда было бесследно потеряно. Это трагическая страница в истории нашей школы, мы всегда с болью об этом вспоминаем. Но, тем не менее, мы не отчаивается, многие работы из «золотого фонда» сохранились, и про них мы не будем забывать.

Что зритель увидит на выставке методического фонда школы?

Наталья: Каждый на этой выставке увидит что-то свое, так как экспозиция очень разнообразная. Эта выставка не для какого-то определенного слоя, определенного возраста или уровня образования, эта выставка может быть интересна всем. Кто-то любит черно-белую графику, кто-то живописные работы, кто-то умиляется «дитячей» свободой, а кто-то любит академическую скрупулезность. И то, и другое на выставке есть. В экспозиции много живописных натюрмортов, которой изобилует любая художественная школа, так как натюрморт – это база в обучении. Здесь разнообразие графики: гуашевая, пером, мягким материалом, например, углем, немного печатной графики. Также на выставке есть батик (роспись по ткани) и гобелен (ручное ткачество).

Надежда: Экспозиция составлена отдельными блоками по видам и жанрам, но при этом все выдержано в единой, узнаваемой школьной стилистике. Все художественные школы разные, они всегда отличаются. Наша школа, не побоимся этого слова, сохранила живописные традиции Саратовской школы живописи. Это ее основной нерв, который нельзя перерезать. Методический фонд художественной школы соединяет нас с поколениями, которые идут еще от В.Э. Борисова-Мусатова и П.С. Уткина, то есть от 19 века.

Беседовала Кристина Никитина.

P.S. В рамках выставки «Наша школа» состоится две открытые встречи. Первая встреча «КАЛЕЙДОСКОПЫ ШКОЛЫ» состоится в эту субботу, 5 ЯНВАРЯ (начало в 12:00). Вторая встреча «ВСТРЕЧИ ДРУЗЕЙ, ВСТРЕЧИ ВРЕМЕН» в следующую среду, 9 ЯНВАРЯ (начало в 16:00).  Мероприятия пройдут на мансарде арт-кофейни «Кофе и Шоколад» на Волжской, 23. Вход свободный. По вопросам обращаться по тел.: 8(961)643-97-47

P.P.S. Адрес Детской художественной школы г. Саратова: Площадь им. Орджоникидзе Г.К., д. 1 (основное здание); Улицаим. Тараса Шевченко, д. 2 (филиал)

Телефон: 8(8452)96-17-27

Официальный сайт: https://дхш-64.рф

Адрес электронной почты: moydod-dxw@yandex.ru

115280, Россия, Московская Область, Москва, Ленинская слобода 19
Почта: adm@dailymoscow.ru