«У местной власти нет желания поддерживать молодых преподавателей» - учитель физкультуры о работе в селе
О переезде из города в село, молодых энтузиастах и тотальном безразличии системы расскажет наш герой, юный учитель физкультуры.
В десятках сельских школ Саратовской области не хватает учителей. Решить эту проблему призван государственный социальный проект, мотивирующий молодых специалистов уезжать из городов в села и учить там деревенских ребят. Он подразумевает подъемные выплаты в размере 50 тысяч рублей за первый год работы, 40 тысяч за второй и 30 тысяч за третий год, а также предоставление жилья приезжим в сельскую местность молодым учителям. Но так ли все радужно на самом деле?О переезде из города в село и работе учителем физкультуры мой будущий (на тот момент) муж рассказал мне, когда мы с ним впервые встретились и разговорились о прошлых местах работы. На тот момент меня поразило не то, что Саша переехал из города в деревню, а то, что он сам заливал каток для своих учеников, купил и привез из Саратова хоккейные ворота, выпросил (именно «выпросил») у местных чиновников клюшки для детей и играл с ними в хоккей в свободное от уроков время. Ему нравилось, что он делал, но, несмотря на это, в конце учебного года был вынужден уехать обратно.
Через некоторое время мы снова вернулись к этой теме, и я решила подробнее расспросить его, почему же он не остался в сельской школе.
начало
Саша рассказал мне, что после окончания вуза он даже не думал, что когда-то будет работать в школе по профессии. Но отслужив год в армии и вернувшись домой в Саратов, перед ним встал вопрос о поиске работы.«Я долго думал, в какой сфере себя попробовать, пока родственники не посоветовали мне пойти поработать по образованию — учителем физкультуры и ОБЖ. Честно говоря, когда учился в вузе, не думал, что когда-нибудь буду работать по профессии, да и у многих моих одногруппников были такие же мысли. Большинство студентов не представляли себя в спортивном костюме и со свистком на шее после окончания учебы. Они просто получали высшее образование. Только некоторые студенты были готовы к работе в школе, но это были в основном те, кто поступил по целевому направлению», — рассказывает Саша.
Когда он начал искать вакансии, сразу в несколько учебных заведений требовались учителя по физкультуре. Одна школа была в Саратове, две — в области. Он пообщался с директорами всех школ, ознакомился с условиями и зарплатой. В итоге выбор пал на школу в селе Идолга Татищевского района Саратовской области. Саша говорит, что его подкупило отношение директора, которая была заинтересована в молодом и перспективном учителе.
«Зарплата 25 тысяч и «подъемные» за работу в сельской местности выглядели неплохим стимулом, чтобы уехать в деревню. Трудностей я не боялся, было желание работать и попробовать себя в этой профессии, делать что-то полезное», — объясняет он.
школа
Первый раз в школу Саша приехал в период осенних каникул. Встретился с директором, посмотрел спортивный зал, инвентарь, классы и столовую, а после поехал в отдел образования районного центра, чтобы пообщаться с местными чиновниками.«Мне долго рассказывали о моих обязанностях, про «подъемные» (можно было сразу взять 50 000 рублей за первый год работы). Если увольняешься, например, не доработав год, то эту сумму возвращаешь. Поэтому я решил, что не буду их сразу брать. Еще чиновница сказала, что будут оплачивать мне жилье и пожелала удачи. Договорились на том, что я месяц буду приезжать на уроки, и если их все устроит, меня оставят и сами найдут, где мне жить», — делится Саша.
Правда, в итоге оказалось, что Саша будет вести не одну физкультуру, как говорилось в описании вакансии, на него также «повесили» уроки ОБЖ, кружки и самое неожиданное – классное руководство.
«В моем понимании физрук просто не мог быть классным руководителем. Я считал их всегда отдельной кастой, как и трудовиков. Они неприкасаемые, у них свой мир: им завидуют другие учителя, они ходят в «спортивках» и кроссовках, не пишут ничего на доске, работают на свежем воздухе и все такое», — говорит Саша.
Стоит отметить, что согласно ст. 60.2 Трудового кодекса РФ, классное руководство директор может дать преподавателю только с его непосредственного согласия, поскольку это дополнительный объем работы и оплачиваться он должен дополнительно.
зарплата
Зарплата учителя складывается из часов, уроков, количества детей, проведения кружков, классного руководства и так далее. Однако, как отмечают эксперты ОНФ совместно с Фондом «Национальные ресурсы образования», в России каждый третий учитель не знает, как рассчитывается его зарплата, начисляются ли ему стимулирующие и компенсационные выплаты. К такому мнению они пришли, проведя в мае этого года мониторинг «Зарплата и нагрузка учителя», в котором приняли участие более 3 тысяч педагогов из 82 регионов нашей страны. По итогам исследования выяснилось, что чаще всего статистические данные по зарплате отличаются от тех, которые приводят сами учителя, причем цифры отличаются не в их пользу, несмотря на крайне высокую нагрузку. Например, в Саратовской области, согласно данным Саратовстата за 2018 год, средняя зарплата учителя колеблется на уровне 22 тысяч рублей.С такой же проблемой столкнулся и Саша. «Позже выяснилось, что, так как я педагог без стажа, коэффициентов, портфолио и всего остального, мне полагалась зарплата на 6 тысяч меньше, чем было обещано. А через полгодика, когда соберу портфолио, будет выплачиваться сумма, на которую шел работать. Кстати, больше чем у меня зарплата в школе, была только у директора и завуча. Учитель мог работать 20-25 лет, а зарабатывать копейки, несмотря на стаж и опыт. К примеру, одна учительница начальных классов получала 7 тысяч и ездила на работу из другого села», — рассказывает Саша.
Шла третья неделя работы, Саша осваивался и с чистой совестью занимался тем, чем должен был – учил детей. Он поинтересовался у директора школы, когда ему предоставят жилье, потому что каждый день ему приходится преодолевать по 50 км на автобусе из Саратова туда-обратно. Глава учебного заведения ответила, что пока в деревне никто не сдает жилплощадь и где искать дом, она не знает.
«Мне помогли коллеги. Сказали, что есть одна бабушка, которая сдаёт комнату в доме. Сходил к ней после уроков, она рассказала про свои порядки и размер оплаты (3 000 рублей в месяц), который на тот момент меня не сильно беспокоил, потому что жилье мне обещала оплачивать администрация», — продолжает он.
дети
Что касается школьников, то учебно-воспитательная работа и общение с ними складывались удачно. Можно сказать, что Саша нашёл с ними общий язык и достаточно быстро завоевал их авторитет. Молодой, активный, современный — именно это и подкупало детей, для которых уроки физкультуры были отдушиной. Деревенские дети фактически не видят ничего кроме своего села, и просто не знают, на что ориентироваться и на кого равняться. Экскурсии, на которые их вывозят, в основном проходят по району, в котором они живут. В областном центре – Саратове – бывают редко. Саша приводит в пример такой случай, когда школьник впервые увидел Волгу и закричал: «Море!». А что уж тогда говорить об учебниках и кедах для занятий в зале, которых нет у большинства детей…«Детям я мог показать абсолютно все: как по мячу бить правильно, как на лыжах ехать «коньком», как в волейбол играть и так далее. Никаких насмешек с их стороны (как часто бывает с учителями физкультуры, которые не могут подтянуться) не было. Придумывал что-то новое на уроках, старался подходить творчески», — приводит пример Саша.
проблемы
Время шло. Наступил декабрь. Саша стал спрашивать по поводу оплаты за жилье. Директор съездила в районную администрацию и сказала, что скоро Новый год и у них сейчас слишком много забот. Праздники пройдут, и этот вопрос они непременно решат.«После праздников, со слов директора, денег в администрации не было. В общем, платил я из своего кармана, но где-то еще оставалась надежда, что все мои затраты компенсируют. Шло время, а мои сомнения на счет их порядочности только подтверждались. Наступил март, директор вызвала меня к себе и сказала, так, немного виновато, что оплачивать квартиру они мне не будут, так как денег в администрации нет. К тому моменту я уже был готов к такому развитию событий», — делится Саша.
Но проблема заключалась не только в оплате жилья. Было и еще кое-что.
«Из администрации постоянно присылали бумаги по проведению разных соревнований. Причем они были абсолютно нелогичного содержания. Складывалось ощущение, что те, кто их составлял, были просто некомпетентны в этом вопросе. Приведу пример: в районе всего две больших школы, а остальные — маленькие. Одна может посылать на соревнования команду из десятерых 9-классников (по их регламенту), а другая, маленькая, нет — потому что 9-го класса там просто либо нет, либо в нем учатся всего три человека. А требования были для всех школ одинаковыми, и никто не хотел в этом разбираться. Прислали бумагу — выкручивайся, как хочешь», — возмущается он.
конец
Уволиться Саша мог еще в марте, как только ему отказали в оплате жилья. Но он решил доработать до конца учебного года, чтобы не бросать свой класс, детей, которые успели к нему привыкнуть и с радостью ходили на уроки физкультуры.«В деревне особых занятий нет, а зимой многие приходили на каток, который я сам заливал, играли в хоккей. У многих детей не было коньков и приходилось играть без них. Я давал им клюшки, которые с трудом выпросил у главы села, и мы устраивали матчи, в которых и сам иной раз принимал участие. Клюшки были самые дешевые и через две недели «эксплуатации» они начинали ломаться, щепки летели в разные стороны. Но мы были рады и такому инвентарю. Рады тому, что он хотя бы есть», — вспоминает Саша.
Учебный год подходил к концу, и Саша подал заявление на увольнение. Директор не стала уговаривать его остаться, по словам Саши, она, вообще, особо не отстаивала интересы своих работников и переживала только за то, как бы не потерять свое место. Из-за ухода молодого физрука переживали только учителя, дети и их родители, но не местные власти, которые не выполнили свои обязательства.
Я сделала запрос в районную администрацию, чтобы узнать статистику приезжих из города в село молодых учителей, а также о том выплачиваются ли им "подъемные" и предоставляется ли жилье за счет района, но мне на него так и не ответили. Полный игнор.
«Все эти разговоры о том, что в школы требуются молодые специалисты, честно говоря, полная чепуха. Если бы они были нужны — за них бы держались, отношение было бы другое. Я приехал в деревню из города со стремлением работать и заниматься с этими детьми, что у меня неплохо получалось. Но если у местной власти нет желания поддерживать таких людей как я, то в результате в проигрыше остаются дети», — резюмирует Саша.
Несмотря на государственные программы по привлечению молодых педагогов в сельские школы, безразличное отношение местных чиновников вынуждает специалистов отказываться от профессии, которую они получили в высшем учебном заведении, и они идут работать в совершенно другие сферы. Так сделал и герой этого материала. В школу Саша возвращаться не планирует.
P.S.
В этом году президент РФ, лидер ОНФ Владимир Путин в своем «майском указе» поручил вывести российскую школу в десятку лучших в мире, но возможно ли это без молодых педагогов, чье стремление к воспитанию нового поколения рубят на корню?Текст: Елена Кукушкина Фото: личный архив героя материала