Саратов 6 ноября 2018, 22:04

9 рисунков людей с ментальными расстройствами: анализирует психолог

Сегодня клинический психолог и когнитивист Наиля Ерусланова проанализирует рисунки людей с различными ментальными расстройствами. 

Для этой цели я выбрала проективную методику – «Дом, дерево, человек». Это очень интересная рисуночная методика, предназначенная для оценки личности испытуемого. Считается, что взаимодействие в рисунке между домом, деревом и человеком представляет собой зрительную метафору. Если привести весь рисунок в действие, то вполне возможно заметить то, что действительно происходит в жизни автора.

И подчеркну, что, вообще, в клинике в диагностике любые проективные тесты используются исключительно вместе со стандартизированными серьезными методиками. И исключительно по рисункам никогда диагноз не ставится – это такое предупреждение для тех, кто вдруг решит после прочтения этой статьи диагностировать у товарища шизофрению, например, по его рисункам.

Первый рисунок

Женщина, 34 года Диагноз: шизофрения, депрессия

Рисунок изображен чрезмерно схематично, чрезмерно упрощенно. Часто так рисуют люди в целом избегающие ситуации эксперимента, не желающие контактировать с экспериментатором, не желающие раскрываться. Но, поскольку участие в моём эксперименте было исключительно добровольным, и все участники сами решали, будут в нем участвовать или нет, то по такому рисунку можно сделать вывод о том, что для автора характерно явное снижение энергетического потенциала, активности, и, возможно, он чувствует некоторое интеллектуальное снижение. Всё это, собственно, очень характерно как раз таки для шизофрении, шизофренической депрессии.

Расположение рисунка над центром - это может говорить о том, что человек зациклен на своих внутренних переживаниях, фантазиях и склонен держаться в стороне от реальной действительности. И это тоже соответствует диагнозу автора: при шизофрении часто возникает интровертированность, погруженность во внутренний мир.

Нет основы под изображенными фигурами – это значит, нет чувства уверенности, нет чувства равновесия.

Обычно испытуемые изображают композицию, где дом, дерево и человек находятся во взаимодействии, тут же элементы рисунка не находятся во взаимодействии, рисунок выглядит так, будто все его элементы совершенно не связаны между собой. Это, опять же, указывает на отстраненность человека от социума, на нежелание взаимодействовать, либо это может указывать на расщепленность психических процессов.

Второй рисунок

Женщина, 34 года Диагноз: смешанное расстройство личности

Тут интересно изображение дерева. Дерево у людей, как правило, ассоциируется с развитием, достижениями. Тут дерево изображено слева – это достижения в прошлом (для правшей), акцент на прошлых достижениях. Взгляд фигуры человека также направлен налево, и это тоже может говорить о том, что автор сосредоточен на прошлых переживаниях. При этом дерево на рисунке получилось обрубленным, но на нем достаточно плодов – возможно, автор переживает о том, что прошлые достижения позволили бы ему достигнуть большего в этой жизни, но он не воспользовался этими возможностями.

Если посмотреть на то, что происходит в правой стороне рисунка, то мы увидим недорисованный дом со штриховкой в области стен (штриховка – это знак тревоги), прослеживается некоторая недовершенность. Такой рисунок указывает на страх, тревогу перед будущим.

В целом рисунок выглядит довольно позитивно, и видно, что человек чувствует защиту под крышей своего дома, рядом с семьей, в доме – полная чаша (единственное, это страх перед неизвестностью, страх перед будущим). И видно, что автор рисунка несколько закрытый, поскольку изобразил человека в доме, то есть это может говорить о том, что человек чувствует себя уверенно лишь рядом с семьей. Без поддержки близких автор рисунка испытывает сильный страх, тревогу в коммуникации с окружающей действительностью. Опять же, о тревожном взаимодействии со средой могут говорить и занавески на окнах, отсутствие кистей рук на рисунке человека (кисти рук – это символ взаимодействия).

Третий рисунок

Мужчина, 32 года Диагноз: параноидная шизофрения

Да, это тоже «дом, дерево, человек». Со слов автора, его дом третий справа. Такое удивительное изображение для моего задания очень характерно для диагноза параноидная шизофрения, это говорит о совершенно ином искаженном восприятии действительности, нежели чем у среднестатистического человека.

Изображен ядерный взрыв и могилы; автором подразумевалось, что дом дерево и человек были уничтожены в результате катастрофы. Это может свидетельствовать о том, что автор имел опыт переживания такого состояния, как синдром Котара, либо он переживал подобное состояние, сопровождающееся нигилистическими фантастическими идеями грандиозности и отрицания (уничтожения всего), сопровождающееся тяжелой деперсонализацией.

Четвертый рисунок

Женщина, 31 год Диагноз: шизотипическое расстройство

Этот рисунок мне невероятно понравился, очень впечатлил. Даже есть описание к рисунку от автора: «дом горит, человек пришел к дереву. На дереве несколько плодов, маленькие яблоки от прошлого сезона. Сейчас поздняя осень или зима. Думаю, присутствуют контрастные образы жара-пожара и холода (человеку зябко и хочется прижаться)».

Первое, что бросается в глаза и о чем сам автор пишет: «человеку зябко и хочется прижаться». Видно, при первом взгляде, что автор испытывает невероятную потребность в тепле, в принятии которых в его жизни, вероятно, не достает. Дом более заштрихован, чем другие части рисунка, он охвачен огнем. Как я уже говорила, дом ассоциируется у людей с семьёй и близкими, поэтому я бы предположила, что у автора конфликтные отношения с ближайшим окружением. Ближайшее окружение не удовлетворяет потребности автора в этом принятии и понимании, в любви, а напротив, автор хочет, будто бы убежать от этого пожара, от этого негатива, он хочет, что бы кто-то другой принял и пожалел его, просто оказал поддержку.

Но если дом охвачен огнем – признак крайне бурных негативных эмоций, то на улице, как автор говорит, зима или осень – на улице холод, дерево холодное. То есть и вне семьи потребность автора в принятии, в поддержке так же не удовлетворяется.

Что важно: изображенный на рисунке человек практически на половину скрыт от зрителя, не видно лица, не видно рук – ладоней, даже не понятно, какого пола человек на рисунке, это говорит, во-первых, о тревожно-депрессивном гнетущем состоянии, и, во-вторых, у самого автора есть сложности в построении коммуникации с другими людьми.

В целом, такой характер изображения человека может указывать на тревогу, вызванную социальным окружением и неудовлетворенной потребностью в общении.

Пятый рисунок

Мужчина, 21 год Диагноз: тревожно-депрессивное расстройство 

Человек изображен у самого края листа, в самом низу – это указывает на генерализованное чувство опасности, неуверенности, угнетенности, подавленности. Поскольку человек изображен справа – это может значить, что именно мысли о будущем вызывают у него столь тревожные чувства, он, вероятно, не совсем уверен в своем будущем. При этом фигура открыта и расположена к зрителю лицом – это значит, что человек так или иначе, несмотря на свою тревогу готов взаимодействовать с окружающей действительностью, он открыт.

Также мы видим нажим и какую-то непонятную штриховку на ступнях человека – это признак неустойчивости, неуверенности в себе, признак того, что опоры нет. Руки (ладони) заштрихованы – неуверенность в социальных контактах. В руке человек держит оружие – это признак агрессии (это может говорить о том, что либо автор сам по себе человек несколько агрессивный, импульсивный, либо у него есть какие-то причины испытывать агрессию в настоящий момент). Фигура в темных очках – это может быть свидетельством того, что автор одержим какими-то реальными страхами в настоящий момент жизни.

Человек на рисунке выглядит довольно мужественно, достаточно выделена борода – это может быть характерно для личностей, которые и в реальной действительности пытаются компенсировать мужественными атрибутами внутреннюю неуверенность.

Интересно, что человек и дом разделены деревом. Дом расположен в совершенно противоположной части листа, он не полностью дорисован, а будто бы продолжается где-то за гранью. Это может говорить о том, что автор, вероятно, имеет мало контакта с близкими родственниками. Дом на рисунке выглядит достаточно отстраненным, далеким, холодным – я думаю, что таковы и отношения автора с близкими людьми.

Шестой рисунок

Женщина, 17 лет  Диагноз: шизоаффективное расстройство

Бросается в глаза нажим, штриховка на занавесках – это говорит о том, что взаимодействие со средой, с социумом вызывают у автора рисунка бурную тревогу, желание спрятаться, закрыться.

Ну, и вообще, общее впечатление от рисунка такое, что его автору хочется спрятаться, оставаться в стороне от социума.

Далее изображено ни одно дерево, а несколько, также изображено два человека вместо одного. Это значит, что автору может быть присуще детское поведение, механизм психологической защиты – регресс.

Если мы обратимся к анализу людей, изображенных на этом рисунке, то увидим, что половые признаки тут не обозначены: у изображенных фигур, игнорируется нижняя часть тела на одной фигуре, у другой фигуры обозначена лишь голова – это указывает на отвержение, непризнание этих частей тела (символическое естественно). Такое может быть при расстройствах гендерной идентичности. Также, еще один маркер – это акцент на трубе дома: это сосредоточение внимания на признаках мужского пола, желание демонстрировать мужественность.

Седьмой рисунок

Мужчина, 21 год Диагноз: рекуррентное депрессивное расстройство, текущий эпизод тяжелой степени без психотических симптомов

Этот рисунок меня тоже очень впечатлил. При одном только взгляде на него, можно представить, что чувствует его автор – выраженные тревога и депрессия. Очень интересная подача. Рисунок полностью соответствует диагнозу, и если вдруг вам кто-то нарисует что-то подобное, то имейте ввиду, что человеку очень плохо.

Есть описание от автора к рисунку: «дом и дерево объединены в одну композицию, человек же выбивается из отмеренного формата, от чего создается ощущение символизма. Дерево широкое у основания, разветвляется, в стволе большое сухое дупло, но дерево более чем живо с густой, не проработанной кроной, так как на рисунок было потрачено мало времени. Дом стоит в поле и в отдалении, на фоне обобщенного леса. Дверь направлена на зрителя, но находится за ущербного вида забором, окно чердака также направленно на смотрящего, в двух из трех горит свет. На крыше флюгер в виде птицы. Человек оторван от общей картины, сидит в не то защитной, не то жалеющей себя позе, закрывая ладонями лицо и подобрав колени, ступни босы».

Начну с общего впечатления от работы. Как я уже сказала, одно только восприятие рисунка уже вызывает какие-то тревожные депрессивные чувства, очень много штриховки во всей работе, сильный нажим, очень темные тона; рисунок вызывает ощущение безысходности – все это и присуще самому автору.

Очень интересно изображен человек. Как автор сам и пишет, герой рисунка оторван от общей картины – эта позиция описывает то, в каком положении находится и сам автор рисунка. Он оторван от социума. Поза, в которой находится изображенный персонаж, очень характерна для людей с тяжелой депрессией – сами пациенты с тяжелыми формами депрессии часто занимают одну и то же позу - позу эмбриона. Закрыто у персонажа лицо, он зажат в угол – автор старается уйти от каких-либо контактов и видов деятельности, т.к. считает их неразрешимыми и трудными, хотя раньше справлялся с подобной работой без труда; ощущение собственного бессилия. При этом человек на рисунке направлен направо – это может быть свидетельством страха перед будущим; автор зациклен на мыслях о своем будущем, они у него вызывают тревогу.

Очень интересно изображение дерева. На что следует обратить внимание – это большое сухое дупло в стволе, со слов автора, ну и на рисунке мы его видим. Оно очень темное заштрихованное, с сильным нажимом. Дупло – это болезнь дерева, соответственно на этом рисунке оно, вероятнее всего, отражает пережитую автором тяжелую психическую травму, которая, возможна и спровоцировала у него реккурентное депрессивное расстройство. Крона заштрихована с нажимом – признак напряженности, тревоги в деятельности, но при этом ветви не опущены вниз – они направлены вверх – это значит, что автор готов бороться, готов стремиться к лучшему, у него есть надежда. Видно, что манера изображения дерева интуитивная – человек мало задумывался о том, как и что у него получается, просто рисовал. И в дереве можно усмотреть линии, так же напоминающие фаллические символы – возможно, депрессивные переживания как-то связаны и с интимной частью жизни.

Депрессивные переживания, тревогу, страх о будущем, психическую травму автор выносит на передний план – это то, что его беспокоит более всего. При этом дом изображен в отдалении – это может свидетельствовать о чувстве отверженности у автора. Забор – это желание отгородиться от чего-то, от действительности, это защита от внешнего. Автор делает акцент на том, что забор ущербный – это может значить, что у него нет достаточных ресурсов для того, чтобы защитить себя от угрозы.

В целом, манера изображения рисунка – пейзажная – это может быть признаком сентиментальности.

Восьмой рисунок

Женщина, 35 лет Диагноз: тревожно-депрессивный невроз

Сразу же на рисунке мы видим очень много штриховки, конечно, это признак выраженной тревожности. Весьма примечательно то, что женщина предпочла изображение мужчины. Это может значить одно из двух: либо автор имеет маскулинные черты, и склонен мыслить как мужчина, хочет быть как мужчина (либо тут изображен мальчик, тогда это мальчишеское поведение), либо автор чрезмерно зависим от какого-то близкого человека мужского пола (либо отец, либо муж). Тут уже, напротив, автор как бы нивелирует собственную личность в угоду этого близкого человека, и воспринимает окружающую действительность через личность этого человека, и один без совета этого человека, без его руководства не способен принять ни единого решения.

Также здесь фаллические символы – выделена, множество раз обведена труба и зонтик тоже выделен, заштрихован – это так же может значить желание быть, как мужчина, либо это какие-то другие проблемы/желания касательно интимной сферы. Тут не обязательно речь идет о расстройстве гендерной идентичности, здесь, скорее, просто у автора могут преобладать маскулиные черты.

Бабочка – это разделение головы (то есть области исключительно психической) и тела (физическая область), что в прямом смысле указывают на то, что физические возможности автора не соотносятся с психическими. Такое разделение может быть в тех случаях, когда, например, человек физически способен на что-то, но эмоционального удовлетворения от этого он не получает, или когда ему очень тяжело контролировать чрезмерно выраженные эмоции – какие-то животные побуждения и т.д., или же в случае, когда человек намеренно вытесняет обычные, характерные для всех людей, побуждения, например сексуальные, поскольку считает это чем-то неприличным.

В рисунке все элементы, касающиеся любой части жизни заштрихованы и выделены – любое событие будь то, что-то в семье, в доме, будь то извне, вызывают у автора выраженную тревогу – это видно. Очень заштрихованы, неразборчивы ступни – это говорит о том, что нет ощущения стабильности, нет ощущения опоры. Выражаясь метафорическим языком – человеку страшно идти по жизни.

Отсутствие ушей – это страх перед мнением окружающих. Статичная фигура – напряжение. Соответствующее выражение лица – подозрительность. Классический стиль одежды, подчеркнутая официальность в фигуре – обсессивно-компульсивнные тенденции, стремление следовать правилам.

Здесь изображено всё в центре, всё на какой-то возвышенности, есть забор – таким образом, прослеживается некоторое стремление автора быть подальше от людей. Я бы охарактеризовала этот рисунок как «мой дом – моя крепость» - собрал человек всё в одну кучу за забор, достижения, семью, и занял оборонительную позицию, чтобы никто не трогал. Так же и в жизни.

Девятый рисунок

Женщина, 18 лет Диагноз: со слов автора отсутствует 

И последний рисунок. Один из самых странных, я бы сказала.

Первое, на что я обратила внимание: выраженные искажения пропорций в рисунках людей и дома – нет перспективы, то есть это нарушение восприятия пространства. Если я говорила, что не ставят диагноз по рисункам – это верно. Но в нейропсихологии есть соответствующие методики на выявление локальных поражений мозга. Они включают рисование геометрических объектов – куба, дом с забором и т.д. И подобные искажения в рисунках свидетельствуют о тех или иных дисфункциях/поражениях в мозге, особенно, если подобный рисунок нарисован взрослым человеком.

Здесь есть эти искажения, поэтому я настоятельно рекомендую автору этой работы обратиться к неврологу. Особенно, если вы – автор в последнее время получали какие-то травмы. Это необязательно что-то серьезное, но всякое может быть.

Ну, и второе, на что я обратила внимание: на рисунке изображена пара – женщина и мужчина. Мужчина выделяется на передний план – это зависимость автора от какого-то мужчины, озабоченность им. При этом фигура мужчины темная, заштрихованная, интересен нажим на стороне мужской фигуры, которая рядом с фигурой девушки. При этом есть нажим и на фигуре девушки, которая соприкасается с фигурой мужчины. Это тревога, страх автора перед мужчиной, который с ней рядом, конфликтные отношения.

Также, что примечательно - автор изобразил кота. Есть такая интересная методика – ее проводят с детьми, называется «Рисунок семьи». Так вот, если ребенок в изображении рисует какое-то животное с семьей, как изображено тут, то обязательно это знак того, что ребенку не хватает человеческого тепла, человеческой близости, он в семье чувствует себя одиноким. Так же и тут автор изобразил пару, но в паре он одинок.

Фигура женщины изображена довольно женственно, выделены ресницы – это знак того, что и автору присущи женственность, демонстративность.

И еще раз напомню: рисуночные методики в психологии используются как дополнительный метод диагностики; по рисунку диагноз не ставят, а лишь предполагают наличие тех или иных личностных особенностей.

Текст: Нелли Фрейд

YouTube-канал

Читайте также:


115280, Россия, Московская Область, Москва, Ленинская слобода 19
Почта: adm@dailymoscow.ru