Давайте по порядку. Искусство бывает классическим и современным, правильно? Нет, не правильно. Классикой может стать любое произведение искусства прошлого, актуальное в наши дни. Это может быть и эпос Гомера,созданный до н.э. и картины Уорхола, которым нет ещё и ста лет.
Вообще искусство условно делится на три группы: пространственные (пластические), временные (динамические) и пространственно-временные виды искусства. Отличаются они способом материального воплощения. Если к первому относятся изобразительное творчество,архитектура и фотография, то ко второму искусство,раскрывающееся во времени - литература и музыка. Театр, кино и танец это синтетические или пространственно-временные виды искусства.
Окей, но я так и не понял, искусство делится на классическое и современное?
На классическое, современное, первобытное, традиционное, античное, искусство эпохи возрождения и пр. Для каждого времени характерна своя классификация. Категории классического и современного преходящи и не являются единственно возможными.Например, Стендаль в XIX веке в трактате "Расин и Шекспир" называл и Расина и Шекспира романтиками. И нет, это не от бедноты знаний о театре. Романтизм для Стендаля - это "искусство давать народам такие литературные произведения, которые при современном состоянии их обычаев и верований могут доставить им наибольшее наслаждение".
Понимаете, да?
То есть романтик - это современник. За неимением другого термина Стендаль создал такую классификацию.
Хорошо, а что с современным искусством?
"Современным" принято называть послевоенное или искусство второй половины XX века. Здесь стоит провести параллель с трактатом Стендаля. Многие исследователи искусства ищут для современных практик новое обозначение, считая существующие названия неполными и плоскими. Отказываясь от описания художественной действительности привычными терминами, теоретики призывают к формулировке актуальных понятий, соответствующих состоянию современного искусства.Сам термин contemporary art или актуальное искусство появился лишь в 90-х годах прошлого столетия. Он включает в себя все современные художественные практики : изобразительное искусство,паблик-арт, перформансы, инсталляции, реди-мейды, акционизм, хэппининг, медиаискусство и ещё очень много форм.
Ой, современное искусство такое непонятное!
После Второй Мировой Войны художники искали новые пути и формы осмысления искусства. Что есть творчество? Это само произведение, процесс его создания или художник? Происходит дематериализация искусства. Настоящий пик популярности переживают перформансы и хеппининги.Художник пытается осмыслить пространство вокруг и найти свое место в нем.
Например, знаменитый художественный опыт Марины Абрамович "Ритм 0" в 1974 году. Художница поместила себя в пространство со множеством различных вещей, среди которых также были колюще-режущие предметы и пистолет с одной пулей. Абрамович стояла неподвижно и каждый из зрителей мог с помощью любой вещи взаимодействовать с телом художницы. Посетители могли погладить, ударить, порезать или даже убить Марину Абрамович. Цель перформанса состояла в исследовании границ искусства и человеческой свободы.
Искусство бросает вызов прежним границам. Теперь рука художника, прикоснувшаяся к привычному нам предмету, делает его неповторимым произведением искусства. Так в 1993 году британский художник Дэмиен Хёрст продаст акулу в формалине за 12 миллионов долларов. “Физическая невозможность смерти в сознании живущего” - это полное название произведения искусства, созданного Хёрстом и положившего начало серии “Естественная история” . В этот цикл позже войдут и другие животные, помещенные в формалин.
Почему современное искусство такое дорогое?
Это мало кто понимает.И всё же?
Высокие цены на произведения искусства - это одна из главных причин его популярности. Для многих это предмет роскоши и символ достатка. Когда у вас уже есть три виллы и несколько самолетов, что вам еще нужно? Разумеется, искусство тоже обогащает. Современное искусство кажется надежным вложением. Подтверждением этого стал экономический кризис 2008 года. В тот период произведения искусства ничуть не потеряли в цене и лишь утвердили статус удачной инвестиции.
То есть значимость искусства напрямую связана с его стоимостью?
Безусловно, нет. Работы таких художников, как Матисса, Монэ или Мунк будут стоить в разы дороже, чем работы ныне живущих творцов лишь по одной причине - авторы мертвы. Они больше не нарисуют ещё один "Крик" или "Танец". Сегодня аукционная лихорадка идёт на спад и для самого художника важнее отзывы критиков и выставки в музеях, чем сиюминутная слава и свалившиеся деньги.
Все мы знаем историю с картинами Ван Гога , которые он безуспешно пытался продавать через друзей и знакомых за символическую плату. Но несмотря на отсутствие признания, Ван Гог не отказался от своих идей и продолжал рисовать до конца жизни. Сейчас его картины - это шедевр и сегодня никто не может усомниться в их культурной ценности.
Каждому малоизвестному художнику хочется верить, что его судьба повторит судьбу Ван Гога.
Хорошо, я хочу понимать современное искусство. С чего начать?
Во-первых, нужно отбросить все предубеждения на его счёт. Все.
Во-вторых, перестаньте бояться и говорить, что вы ничего не понимаете.
Да, современное искусство зачастую провокационно, метафористично, имеет множество аллюзий и подразумевает определенный бэкграунд у зрителя. Но это искусство и ,как любое другое художественное отражение мира, разговаривает со зрителем напрямую.
Зачастую на выставках современного искусства есть презентационный текст, соединяющий воедино и описывающий художественную концепцию всего пространства. Его прочтение задает вектор мысли зрителя.
Работы художников также сопровождаются экспликациями. Да, может и совсем размытыми , вроде "фантазий на тему далекого будущего и неясного настоящего" или "художественный прием как степень духовного самопостижения", но всё же экспликациями.
Если я буду читать брошюры и экспликации, то всё пойму?
Современное искусство вообще достаточно сложно понять. Оно взаимодействует с человеком на интуитивном, подсознательном уровне. Оно более концептуально, чем любое другое ранее созданное искусство.
Стоит вспомнить известный реди-мейд Марселя Дюшана в 1917. Помещенный в выставочное пространство перевернутый писсуар и остроумно именуемый фонтаном стал стартом концептуального искусства.Что делает произведение искусства искусством? Пространство, в которое помещен предмет? Новое значение, привнесенное в объект? Чем дальше идет развитие современных художественных практик, тем больше вопросов они задают.
Сам Дюшан повторял свою работу 8 раз. Несмотря на его слова "я швырнул им в лицо полку с писсуаром, и теперь они восхищаются их эстетическим совершенством", его писсуар был признан самым великим произведением XX века.
Ладно, хочу попробовать новый экспириенс. С чего начать?
Могу посоветовать изучить несколько работ "Новых диких". Это течение немецкого постмодернизма, базирующегося на цвете, экспрессии, многообразии формы. В общем, гляньте.
Также обязательно послушайте Кейджовское "4:33" . Всмотритесь в работы Поллока, Кунса, Лучо Фонтана и Аллана Капроу.
А дальше погружайтесь в мир искусство с помощью десятков перекрестных ссылок и комментов. Приятного путешествия!
Подготовила Диана Листопад