Сегодня клинический психолог и когнитивист Наиля Ерусланова расскажет о том, как можно понять, что за человек перед вами находится по его татуировкам.
Да, это может звучать удивительно, но очень многое расскажет вам о личности именно его внешний вид. И в психологии, и в психиатрии обследование пациента как раз начинается с оценки его физических данных, мимики жестов, одежды, действий и т.д., а затем только психиатр или психолог приступает к вербальному обследованию.
Сейчас взгляды специалистов на мотивы татуирования неоднозначны: одни видят в татуировке всего-то только дань моде – с чем я не согласна в корне, другие — влияние социальной среды, а третьи — психопатологию. Я считаю, что наличие татуировки в каждом конкретном случае определяется как социальными условиями, так и характером личности и её психопатологическими проявлениями.
Какие же татуировки предпочитают, скажем, антисоциальные психопаты? Очевидно, что это тату агрессивно-угрожающего характера: ножи, пистолеты, зубастые чудовища и прочее подобное. То есть, если вы увидите человека с такими тату, то знайте, он может быть в какой-то мере опасен, и дела с ним нужно вести осторожно. Так же у них чаще всего встречаются тату демонстративно протестного характера (ну, всякие там «14 88», «смерть прокурору» и прочее). Ну, и соответственно у них же бывают татуировки, указывающие на тот или иной статус и иерархию в криминальном мире: паутина с пауком – сбыт наркотиков, оскаленный тигр – хулиганство, ну и так далее. Это скорее отдельная тема – символика тату.
В общем, агрессивно-угрожающие тату и демонстративно-протестные – признак агрессивных и угрожающих черт в личности человека, признак нежелания считаться с какими-то правилами в обществе. Кстати говоря, по данным клинических исследований, психопаты с антисоциальным расстройством личности одни из первых в ряду по количеству татуировок, но не уступают им в количестве татуировок и истерические психопаты.
Что интересно, эмоционально-неустойчивые психопаты характеризуются довольно малым количеством татуировок. Эти психопаты похожи по характеру на антисоциальных – очень тяжело контролируют вспышки ярости, агрессии, в целом плохо контролируют эмоции, склоны к антисоциальным действиям, мстительны, склонны к совершению насильственных преступлений, но в отличии от антисоциальных психопатов, у них есть какие-то зачатки стыда, вины и какой-то кодекс чести – у антисоциалтных этого нет.
Теперь об истерических психопатах. Это так же чрезмерно импульсивные эмоциальные личности, закцикленные на привлечении внимания окружающих к своей персоне, у них демонстративное театральное поведение, склоннность к сексуальной провокации, да и вообще любой провокации, еще они довольно лживы, хотя антисоциальные личности не менее (и даже более) лживые. Для истероидных личностей также могут быть характерны и агрессивно-угрожающие тату, и, конечно, демонстративно-провокационные (в том числе и сексуально-провокационные тату), но главное - для них очень характерны памятные, сентименталиные тату. Например, имя жены или сына на руке.
Понято, что памятные и сентиментальные тату обусловленны склонностью таких личностей к драматизации и преувеличенной экспрессии эмоций. И, конечно, у них большее число тату демонстративно-украшающего характера, то есть значения особого эти тату не имеют – они сделаны исключительно ради красоты, привлечения внимания и эстетического удовольствия.
Самые интересные татуировки у больных с расстройствами шизофренического спектра, с бредовыми расстройствами. Ясно, что эти люди характеризуются нарушением содержания и логики мышления, чрезмерной тревожностью, необычными мистическими убеждениями, странностью поведения. Соответственно эти их личностные особенности прямо отражаются на смысловом содержании их тату, на месте нанесения рисунка, на размерах. Для таких людей могут быть характерны мистико-магические татуировки, разобщённость между выбором её сюжета и местонахождения изображения на поверхности тела. Так, например, у больного с шизофренией изображен черт на стопе, и трактует он татуировку так: «чёрт должен знать своё место». Другой пациент изобразил на пояснице обнаженную девушку и так это трактует: «чтоб никто не видел».
По размеру эти татуировки у подобных больных довольно крупные. Смысловое содержание является странным и обычно объясняется псевдофилософским, мистико-магическим мировоззрением носителя, понятным лишь ему самому.
У шизоидных психопатов может наблюдаться мистический философский или пседофилософский контекст татуировок, но эта странность необычность будет не такой утрированной, как в случае с бредовыми расстройствами, она будет более приближенной к реальности.
Также есть особые наркоманские татуировки. Их можно подразделить на функционально-вспомогательные («колодцы», указывающие на точки для экстренного внутривенного введения наркотиков при абстиненции, или «перстни», характеризующие статус в наркоманической иерархии), знаково-атрибутивные (обозначающие наркотические препараты, сырье для их производства, а также способы и средства их введения — головка мака, лист конопли, шприц, кальян), гедонистические (отражающие ощущения, возникающие после приема психоактивных препаратов, — шприц с крыльями бабочки, джинн, вырвавшийся из кувшина).То есть если у человека есть наркоманское тату, то, скорее всего, у него есть зависимость, а если у него есть зависимость, то, конечно, у него есть определенные психопатологические черты.
Татуировки могут использоваться для сокрытия шрамов суицидальных попыток и т.д., что также имеет диагностическое значение при осмотре пациента, клиента.
В целом, конечно, по одним только татуировкам диагноз нельзя ставить, но можно получить некоторую информацию о личности и характере человека за счет них. И так же стоит учитывать, личность может сочетать в себе, как, например, истерические так и шизоидные, так и другие черты, что тоже отразится на характере тату.
Подписывайтесь на мой канал на YouTube. Жду всех желающих на свои консультации по скайпу.