Как интегрировать современную архитектуру в историческую среду? Российский и европейский опыт
Мы запустили новую колонку, в которой вместе с молодым специалистом — архитектором Елизаветой Гариной будем разбираться с архитектурной составляющей нашего города. Как в Саратове уживаются исторические памятники и современные постройки? Что может заинтересовать местного жителя и туриста? На эти и другие вопросы мы будем отвечать дважды в месяц.
В любом современном городе его историческое ядро является культурным, торговым и деловым центром. Саратов модернизируется, а старинные постройки тем временем с трудом поддаются приспособлению к новым функциям. Поэтому в активно развивающемся городе рано или поздно возникает проблема внедрения новых по стилю и назначению сооружений в исторический центр.
Важно уметь делать это грамотно: не испортить впечатление туриста или горожанина о Саратове очередной бетонно-стеклянной коробкой, поставленной «не в том месте и не в то время», а, наоборот, стараться подчеркнуть новыми постройками ценность исторического наследия.
Гармоничного взаимодействия между старым и новым можно добиться многими способами.
Надстройка нового объема на историческое здание
Европейцы давно взяли на вооружение такой прием и используют мансарды, мезонины, башни для увеличения полезной площади зданий.
В России тоже есть примеры, но только менее грамотные.
Внедрение современного сооружения в исторически сложившийся архитектурный ансамбль
Этот прием применен, например, в Париже – Пирамиды на площади перед Лувром. Здесь архитектура работает по принципу внешнего контраста.Тогда, как павильону на Театральной площади в Москве, наоборот, придали исторический облик.
Что лучше: адаптировать современную архитектуру под исторические стили или работать на контрасте? – спорный вопрос. Каждый конкретный случай требует индивидуального подхода. Но, кажется, в Париже ансамбль сложилось удачней.
Пристройка нового объема к отдельно стоящему зданию
Зачастую для нормального функционирования исторических зданий в современных условиях приходится расширять их площади и делать пристройки так, чтобы этот пристраиваемый объем не нарушал гармонии композиции.
Размещение нового сооружения в плотном ряду памятников архитектуры
Умение удачно вписать новое здание в контекст исторической застройки - одна из основных задач архитектора сейчас. Европейский опыт показывает, что вполне возможно внедрять довольно смелые и неожиданные «современные вставки» в исторически сложившиеся улицы, если они не ломают структуру застройки и сочетаются по масштабу.
В Саратове такой принцип внедрения новых сооружений наиболее развит (постановка нового сооружения в ряду архитектурных памятников). И тут принято идти по пути наименьшего сопротивления - современные постройки нарочито стилизуют под «историзм». Очень даже удачные примеры – здание офисно-жилого назначения на пересечении улиц Чапаева и Мичурина, галерея «Каштан» и бизнес-центр «Атлант» на Вавилова.
Применение пластичных элементов и деталей, сомасштабных окружению, а также традиционных для исторической среды строительных материалов позволяет не нарушать грамотной композиции улиц и кварталов.
Но как только предпринимается попытка сделать что-то более современное, на улицах города вырастают такие здания, как бизнес-центр «Ковчег», что не есть хорошо.
Создание фоновой застройки для исторически ценной архитектуры
Когда перед архитектором ставится задача разместить довольно крупное здание в исторической среде, одним из наиболее удачных решений будет создание фоновой застройки. В таком случае новое сооружение должно выступать в качестве нейтрального, ненавязчивого фона, должно подчеркивать ценность архитектурных памятников и способствовать их оптимальному восприятию.
В Саратове также есть хороший пример – здание на улице Сакко и Ванцетти.